Культура
НА НАШИ КОНЦЕРТЫ ЛЮДИ ХОДЯТ ПЕШКОМ
01 июля
- Просто в Уфе был очень хороший концерт. Мы действительно постарались и привезли замечательный звук и свет, чего раньше не делал никто из выходцев этого славного города. Все настолько удалось, что потом молодые веселые ребята рассовали по всем ящикам листовки, будто я баллотируюсь в мэры города. Я это оценил, шутка удалась. Народ обрадовался, и я понял, что меня действительно могли бы выбрать. На свою голову.
- А на какую публику вы рассчитывали, сделав билеты на свой концерт в Петербурге по 100 рублей?
- Мы все-таки не оторваны от реальной жизни, и я прекрасно понимаю, какая стипендия у студента и сколько многие ребята зарабатывают. Хотя мне говорят, что молодежь пиво пьет по 100 рублей банка, но это неправда, не вся молодежь такая. Например, мне сын рассказывал, что у них в группе парни два месяца копили 700 рублей на концерт в Ледовом. Денег у многих людей, как "странно" это ни покажется, очень мало. И 100 рублей для многих, опять-таки "как ни странно", - это большие деньги. Все же это возможность купить билет.
- А что же вы молчите про юбилей группы - все-таки 25 лет не каждый день...
- Про юбилей мы молчим потому, что как-то не дарят ничего, слава Богу. Груза прожитых лет нет, хотя это и большой срок. Было очень интересно. Самое главное, пусть это и пафосно прозвучит, - какие-то идеи, часть принципов из того века уцелели и живут. Не все мы растеряли по этой дороге, нам до сих пор интересно работать вместе, и песни пишутся. И мне кажется, мы еще достаточно актуальны и нужны, и пока будем работать. Дай Бог.
- Не боитесь, что снова наступят времена андеграунда?
- А что этого бояться, они уже фактически наступили. При нынешней ситуации - той тоталитарной культуре, которую мы называем "попсой" - что-то живое и пульсирующее, что не вписывается в рамки формата, то есть цензуры (раньше была цензура, а теперь формат), уже достаточно андеграундно звучит и существует.
Нам повезло, нас уже знают, а вот молодежи трудно выйти на большую сцену. Но такой шанс призваны дать фестивали - "Нашествие" и "Окна", где пытаются эту волну рок-музыки поднять и донести до широких масс. Групп-то много хороших.
- Вы выступаете против попсы. А в чем выражается эта борьба?
- Как вы себе это представляете - борьба с попсой? Это опять же клише. Разве я похож на идиота, который стоит с чуваками на Гостинке с флагом "Борьба с попсой"? Это же бред. Я просто за то, чтобы не было тоталитаризма в культуре, чтобы звучала не одна попса. А то как в прошлом веке, когда существовали одни советские марши и советская эстрада, а все остальное было в подвалах. У меня нет ностальгии по тем временам. Какие-то песни были удачные, но много было и барахла. Я поэтому и не принимал участия в "Старых песнях о главном", что мне далеко не все песни нравятся. Костя Эрнст пригласил меня, Костю Кинчева и Славу Бутусова. Я сам категорически отказался и ребят отговорил. Была большая ссора. Но зато согласился Гарик Сукачев - свято место пусто не бывает. Сама эстрадная концепция - это не наше. Зачем нам в каждой дырке наши рожи? Это не рок-н-ролльное.
Мы с вами находимся в культурном поле и знаем, где ту или иную музыку взять и послушать. А для простого народа - шахтера, работяги - светочем культуры раньше был храм Божий. В нем черпали культуру. Как в православных традициях, так и в мусульманской люди пели псалмы и песни. Потом культура перенеслась в дома. С церквей кресты-полумесяцы посшибали, и все замкнулось на рабочих кружках и театрах. А сейчас где культура у нас? Вот ездишь по стране - полный мрак и ужас. Вдруг видишь - что-то сверкает на дороге, подъезжаешь - а это заправка. Сейчас у нас очаг культуры - это заправка. Она сверкает, чистенькая. А рядом - алкоголь, мужики в грязи по пояс.
Другой очаг культуры - это телевизор. Человек отпахал смену, пришел домой, включил телевизор, и что он там видит? У него должна быть свобода выбора, иначе просвещения не существует. Получается одно оболванивание, а это печально. Я еще раз говорю: не воюем мы против попсы, мы просто как истинные демократы, понимающие значение этого слова, хотим, чтобы народ и в этой форме бытия мог выбирать.
- Есть такие музыканты, которые не любят исполнять свои старые песни. А как с этим у вас?
- Те песни, которые надоедают, мы просто не играем, и все. Если ты исполнитель, ты должен их любить, верить им, иначе ты лжешь. Мы себе этого не позволяем и "чесом" не занимаемся. "ДДТ" - наименее гастролирующая группа в стране, у нас туры бывают раз в два года. Полгода отыграем, потом сидим полтора года, думаем, как дальше жить и что делать. Хорошо, что ребята мне это позволяют, ведь до этого альбома мы вообще в долгах сидели. Год не выступать, не давать платных концертов - это дорогого стоит. Может, мы поэтому и до сих пор на плаву, что у нас что-то интересное происходит в самой работе с альбомами.
- Вас очень любят уличные музыканты, называют вас "батей" и играют ваши песни.
- Да, я их тоже люблю. Дай им Бог здоровья, пусть играют. Почему нет? Я сам на улице играл несколько раз - в переходах, даже на Невском у католического храма. Давно, но играл.
- А гастролируете ли вы на Западе?
- Этот тур будет закончен где-то в Европе. На Западе мы играем перед отщепенцами, перед предателями Родины, - ни больше ни меньше. Но они тоже люди, мы их пытаемся вытащить, рассказать им про Россию. Сказать, что здесь хорошо, что зря они отсюда уехали, что надо жить, трудиться и умирать здесь. Не кормить дядю Сэма и зарубежный капитал, а работать здесь и жить. И не надо бояться. Я не верю в то, что они когда-то голосовали ногами: большинство поехало за теплой жизнью. Но они тоже люди, и поэтому мы для них играем. Сейчас они - "пропавшие без вести", но многие, к счастью, возвращаются.
- А вы за границей только по-русски поете?
- Еще не хватало нам петь за границей по-английски. Мы что, хотим там чего-то добиться? Нет, у нас огромная страна, зачем нам заграница? Мы работаем здесь. Петь по-английски, капать на куриные мозги европейских домохозяек, выступать где-нибудь на "Интервидении" - да зачем нам это нужно, бред собачий. Зачем нам эти домохозяйки, нам и своих хватает - хороших. Пушкина за границей не знают, Шекспир по-русски тоже не писал. Несколько лет назад играли в Лос-Анджелесе на русском языке, так стоял перед сценой черный молодой человек и повторял все слова по памяти.
- А кто с вами ездит в гастрольные туры?
- У нас нет ни гримерок, ни парикмахеров, потому что это все не рок-н-ролльное. Перья наводить - это все эстрада, у нас даже нет продюсера. Единственное, что мы возим с собой, - это звук и свет, от 5 до 9 трейлеров с аппаратурой. Фактически обходимся без спонсоров, отбиваемся на билетах. Очень тяжело, но приходится это делать, чтобы был качественный концерт. Наши коллеги так не работают. У них гонорары побольше - у нас поменьше, зато нам не стыдно. Когда к трапу самолета приезжает белый лимузин и оттуда выходят длинноногие девушки в цветах, я говорю: "Вы в нем сами и езжайте, а мы на автобусе едем на площадку", - потому что я прекрасно знаю, что нет звука и нет света, а есть только этот лимузин. Нет ничего, гостиница плохая, ребят поселили черт знает где. Мы приезжаем, смотрим на три колонки, и начинается страшный скандал. Для нас важен звук и свет, хотя мы до сих пор стараемся контролировать цены на билеты, чтобы наш человек пришел на концерт.
- Есть такое ощущение, что с каждым разом ваши альбомы становятся все мрачнее и мрачнее.
- По-моему, в последнем альбоме тоже много оптимизма. Сейчас даже Мэнсон был какой-то лиричный. За веселухой вы знаете, куда обращаться. У нас серьезный альбом, но не мрачный. Позвольте нам серьезно говорить о разных вещах. Веселые песни очень сложно написать: ты должен настолько быть идиотом (по-хорошему), настолько радоваться жизни, каждому листочку-цветочку... Наверное, этот период у нас наступит, и мы будем слюни пускать от всего, но до этого надо дойти, это путь Экклезиаста. И у нас будет очень веселый альбом, но он будет последним.
- А почему у вас так мало песен о любви?
- Нет, не мало - песен пять-шесть. Просто любовь - это для нас святое. Многие пытаются "избить" эту тему, но любовь не поддается. О любви песни иногда получаются, их очень мало, но это хорошо, потому что за них не стыдно ни за одну. Они не проходящие и действительно очень искренние.
Самое главное - получать радость от своей работы. Иногда стоишь, играешь, и так это получается необычно, в тему! Меняются аранжировки, появляются неожиданные импровизации, все легко и свободно. И вместе с тем драйв сохраняется: не ты с выпученными глазами стараешься донести эту энергию, а она льется свободно. Это достигается концерт на двадцатый - тридцатый.
Тогда ты думаешь уже не как играть, а что. Легкость - очень важная, серьезная вещь. Этим очень хороша живая музыка. Тогда ты начинаешь какие-то вещи делать неожиданно, импровизировать, сам от себя не ожидая. Приходят в голову какие-то моменты музыки, и ты их тут же выдаешь. Все зажигается, и это тебя поднимает. Смысл гастрольной деятельности, по крайней мере группы "ДДТ", - это достижение свободы. Когда все мы - единое целое, а вместе с тем каждый индивидуален, все танцуют вместе и при этом по-своему. Такие концерты очень редки. Они настолько большой душевный праздник для всех, что ничего не надо - ни выпивки, ни водки, - настолько много этого кайфа.
Мне кажется, мы еще достаточно актуальны и нужны, и пока будем работать. Дай Бог.
Алина ЦИОПА
- А на какую публику вы рассчитывали, сделав билеты на свой концерт в Петербурге по 100 рублей?
- Мы все-таки не оторваны от реальной жизни, и я прекрасно понимаю, какая стипендия у студента и сколько многие ребята зарабатывают. Хотя мне говорят, что молодежь пиво пьет по 100 рублей банка, но это неправда, не вся молодежь такая. Например, мне сын рассказывал, что у них в группе парни два месяца копили 700 рублей на концерт в Ледовом. Денег у многих людей, как "странно" это ни покажется, очень мало. И 100 рублей для многих, опять-таки "как ни странно", - это большие деньги. Все же это возможность купить билет.
- А что же вы молчите про юбилей группы - все-таки 25 лет не каждый день...
- Про юбилей мы молчим потому, что как-то не дарят ничего, слава Богу. Груза прожитых лет нет, хотя это и большой срок. Было очень интересно. Самое главное, пусть это и пафосно прозвучит, - какие-то идеи, часть принципов из того века уцелели и живут. Не все мы растеряли по этой дороге, нам до сих пор интересно работать вместе, и песни пишутся. И мне кажется, мы еще достаточно актуальны и нужны, и пока будем работать. Дай Бог.
- Не боитесь, что снова наступят времена андеграунда?
- А что этого бояться, они уже фактически наступили. При нынешней ситуации - той тоталитарной культуре, которую мы называем "попсой" - что-то живое и пульсирующее, что не вписывается в рамки формата, то есть цензуры (раньше была цензура, а теперь формат), уже достаточно андеграундно звучит и существует.
Нам повезло, нас уже знают, а вот молодежи трудно выйти на большую сцену. Но такой шанс призваны дать фестивали - "Нашествие" и "Окна", где пытаются эту волну рок-музыки поднять и донести до широких масс. Групп-то много хороших.
- Вы выступаете против попсы. А в чем выражается эта борьба?
- Как вы себе это представляете - борьба с попсой? Это опять же клише. Разве я похож на идиота, который стоит с чуваками на Гостинке с флагом "Борьба с попсой"? Это же бред. Я просто за то, чтобы не было тоталитаризма в культуре, чтобы звучала не одна попса. А то как в прошлом веке, когда существовали одни советские марши и советская эстрада, а все остальное было в подвалах. У меня нет ностальгии по тем временам. Какие-то песни были удачные, но много было и барахла. Я поэтому и не принимал участия в "Старых песнях о главном", что мне далеко не все песни нравятся. Костя Эрнст пригласил меня, Костю Кинчева и Славу Бутусова. Я сам категорически отказался и ребят отговорил. Была большая ссора. Но зато согласился Гарик Сукачев - свято место пусто не бывает. Сама эстрадная концепция - это не наше. Зачем нам в каждой дырке наши рожи? Это не рок-н-ролльное.
Мы с вами находимся в культурном поле и знаем, где ту или иную музыку взять и послушать. А для простого народа - шахтера, работяги - светочем культуры раньше был храм Божий. В нем черпали культуру. Как в православных традициях, так и в мусульманской люди пели псалмы и песни. Потом культура перенеслась в дома. С церквей кресты-полумесяцы посшибали, и все замкнулось на рабочих кружках и театрах. А сейчас где культура у нас? Вот ездишь по стране - полный мрак и ужас. Вдруг видишь - что-то сверкает на дороге, подъезжаешь - а это заправка. Сейчас у нас очаг культуры - это заправка. Она сверкает, чистенькая. А рядом - алкоголь, мужики в грязи по пояс.
Другой очаг культуры - это телевизор. Человек отпахал смену, пришел домой, включил телевизор, и что он там видит? У него должна быть свобода выбора, иначе просвещения не существует. Получается одно оболванивание, а это печально. Я еще раз говорю: не воюем мы против попсы, мы просто как истинные демократы, понимающие значение этого слова, хотим, чтобы народ и в этой форме бытия мог выбирать.
- Есть такие музыканты, которые не любят исполнять свои старые песни. А как с этим у вас?
- Те песни, которые надоедают, мы просто не играем, и все. Если ты исполнитель, ты должен их любить, верить им, иначе ты лжешь. Мы себе этого не позволяем и "чесом" не занимаемся. "ДДТ" - наименее гастролирующая группа в стране, у нас туры бывают раз в два года. Полгода отыграем, потом сидим полтора года, думаем, как дальше жить и что делать. Хорошо, что ребята мне это позволяют, ведь до этого альбома мы вообще в долгах сидели. Год не выступать, не давать платных концертов - это дорогого стоит. Может, мы поэтому и до сих пор на плаву, что у нас что-то интересное происходит в самой работе с альбомами.
- Вас очень любят уличные музыканты, называют вас "батей" и играют ваши песни.
- Да, я их тоже люблю. Дай им Бог здоровья, пусть играют. Почему нет? Я сам на улице играл несколько раз - в переходах, даже на Невском у католического храма. Давно, но играл.
- А гастролируете ли вы на Западе?
- Этот тур будет закончен где-то в Европе. На Западе мы играем перед отщепенцами, перед предателями Родины, - ни больше ни меньше. Но они тоже люди, мы их пытаемся вытащить, рассказать им про Россию. Сказать, что здесь хорошо, что зря они отсюда уехали, что надо жить, трудиться и умирать здесь. Не кормить дядю Сэма и зарубежный капитал, а работать здесь и жить. И не надо бояться. Я не верю в то, что они когда-то голосовали ногами: большинство поехало за теплой жизнью. Но они тоже люди, и поэтому мы для них играем. Сейчас они - "пропавшие без вести", но многие, к счастью, возвращаются.
- А вы за границей только по-русски поете?
- Еще не хватало нам петь за границей по-английски. Мы что, хотим там чего-то добиться? Нет, у нас огромная страна, зачем нам заграница? Мы работаем здесь. Петь по-английски, капать на куриные мозги европейских домохозяек, выступать где-нибудь на "Интервидении" - да зачем нам это нужно, бред собачий. Зачем нам эти домохозяйки, нам и своих хватает - хороших. Пушкина за границей не знают, Шекспир по-русски тоже не писал. Несколько лет назад играли в Лос-Анджелесе на русском языке, так стоял перед сценой черный молодой человек и повторял все слова по памяти.
- А кто с вами ездит в гастрольные туры?
- У нас нет ни гримерок, ни парикмахеров, потому что это все не рок-н-ролльное. Перья наводить - это все эстрада, у нас даже нет продюсера. Единственное, что мы возим с собой, - это звук и свет, от 5 до 9 трейлеров с аппаратурой. Фактически обходимся без спонсоров, отбиваемся на билетах. Очень тяжело, но приходится это делать, чтобы был качественный концерт. Наши коллеги так не работают. У них гонорары побольше - у нас поменьше, зато нам не стыдно. Когда к трапу самолета приезжает белый лимузин и оттуда выходят длинноногие девушки в цветах, я говорю: "Вы в нем сами и езжайте, а мы на автобусе едем на площадку", - потому что я прекрасно знаю, что нет звука и нет света, а есть только этот лимузин. Нет ничего, гостиница плохая, ребят поселили черт знает где. Мы приезжаем, смотрим на три колонки, и начинается страшный скандал. Для нас важен звук и свет, хотя мы до сих пор стараемся контролировать цены на билеты, чтобы наш человек пришел на концерт.
- Есть такое ощущение, что с каждым разом ваши альбомы становятся все мрачнее и мрачнее.
- По-моему, в последнем альбоме тоже много оптимизма. Сейчас даже Мэнсон был какой-то лиричный. За веселухой вы знаете, куда обращаться. У нас серьезный альбом, но не мрачный. Позвольте нам серьезно говорить о разных вещах. Веселые песни очень сложно написать: ты должен настолько быть идиотом (по-хорошему), настолько радоваться жизни, каждому листочку-цветочку... Наверное, этот период у нас наступит, и мы будем слюни пускать от всего, но до этого надо дойти, это путь Экклезиаста. И у нас будет очень веселый альбом, но он будет последним.
- А почему у вас так мало песен о любви?
- Нет, не мало - песен пять-шесть. Просто любовь - это для нас святое. Многие пытаются "избить" эту тему, но любовь не поддается. О любви песни иногда получаются, их очень мало, но это хорошо, потому что за них не стыдно ни за одну. Они не проходящие и действительно очень искренние.
Самое главное - получать радость от своей работы. Иногда стоишь, играешь, и так это получается необычно, в тему! Меняются аранжировки, появляются неожиданные импровизации, все легко и свободно. И вместе с тем драйв сохраняется: не ты с выпученными глазами стараешься донести эту энергию, а она льется свободно. Это достигается концерт на двадцатый - тридцатый.
Тогда ты думаешь уже не как играть, а что. Легкость - очень важная, серьезная вещь. Этим очень хороша живая музыка. Тогда ты начинаешь какие-то вещи делать неожиданно, импровизировать, сам от себя не ожидая. Приходят в голову какие-то моменты музыки, и ты их тут же выдаешь. Все зажигается, и это тебя поднимает. Смысл гастрольной деятельности, по крайней мере группы "ДДТ", - это достижение свободы. Когда все мы - единое целое, а вместе с тем каждый индивидуален, все танцуют вместе и при этом по-своему. Такие концерты очень редки. Они настолько большой душевный праздник для всех, что ничего не надо - ни выпивки, ни водки, - настолько много этого кайфа.
Мне кажется, мы еще достаточно актуальны и нужны, и пока будем работать. Дай Бог.
Алина ЦИОПА