Северо-Запад
ВУЗЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СВЕЖЕСТИ
01 июля
Ректор Педагогического университета, профессор, доктор биологических наук Валерий Брязгин (на снимке) уверен, что родившаяся в недрах Министерства образования и науки идея разделить вузы на категории неприемлема: "Это все равно что осетрина первой и второй свежести".
Чиновники уже не раз предупреждали, что реформа образования приведет к сокращению количества вузов в стране. Речь вроде бы идет в первую очередь о негосударственных учебных заведениях и их бесчисленных филиалах. Но если осуществится идея о разделении всех вузов на категории, то могут пострадать многие региональные госуниверситеты и институты. В Петрозаводске, к примеру, уже ходят слухи о закрытии старейшего вуза республики - Карельского педагогического университета.
И слухи эти не лишены оснований. В избранную группу "национальных" вузов наряду с МГУ или МГИМО Карельский педуниверситет вряд ли попадет. А значит, лишится финансирования из федерального бюджета. Республика же, скорее всего, не сможет содержать вуз за свой счет. Предлагается выход: объединить педвуз с крупнейшим в Карелии Петрозаводским государственным университетом.
Руководство Педагогического университета решительно против этого предложения. "Система подготовки учителя по любой специальности, будь то физика или биология, очень отличается от подготовки специалиста-теоретика, научного работника, - считает Валерий Брязгин. - Идея слияния вузов вызывает немало опасений. Во-первых, и это главное, могут быть потеряны научно-педагогические школы. Во-вторых, сократится количество бесплатных мест для студентов. В-третьих, маловероятно, что слияние вузов спасет их от перевода на республиканское финансирование".
И дело не только в том, что это единственный вуз, который готовит именно учителей. Важно, что нацелен он в первую очередь на сельскую молодежь. В Педуниверситете учатся ребята со всей Карелии. При этом качество образования традиционно высокое. Некоторые факультеты, к примеру иностранных языков, пользуются едва ли не большей популярностью у абитуриентов, чем аналогичные отделения Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ), ведь диплом "иняза" - почти гарантированное трудоустройство.
Между тем выживать Педуниверситету с каждым годом все сложнее. По новому законодательству вуз лишили возможности получать поддержку из бюджетов разных уровней. В этом году его даже не включили в принятую недавно региональную программу развития образования. Преподаватели недоумевают: почему республика не может помочь своему вузу, это же абсурд... Взамен университету предлагают зарабатывать деньги самостоятельно. Как? Увеличивать количество платных мест руководство не собирается: сюда поступают в основном ребята из небогатых учительских семей.
Некоторые педвузы находят лазейку, меняют название с "педагогических" на "гуманитарные". Это дает им право открывать "денежные" специальности классического университета: юридические, экономические... за счет развала системы педагогического образования. Но в Карельском педуниверситете не хотят терять складывавшуюся десятилетиями научно-педагогическую школу. И надеются, что Москва все же откажется от идеи делить вузы по принципу "первой и второй свежести".
Наталья ЛЕНЦ
Чиновники уже не раз предупреждали, что реформа образования приведет к сокращению количества вузов в стране. Речь вроде бы идет в первую очередь о негосударственных учебных заведениях и их бесчисленных филиалах. Но если осуществится идея о разделении всех вузов на категории, то могут пострадать многие региональные госуниверситеты и институты. В Петрозаводске, к примеру, уже ходят слухи о закрытии старейшего вуза республики - Карельского педагогического университета.
И слухи эти не лишены оснований. В избранную группу "национальных" вузов наряду с МГУ или МГИМО Карельский педуниверситет вряд ли попадет. А значит, лишится финансирования из федерального бюджета. Республика же, скорее всего, не сможет содержать вуз за свой счет. Предлагается выход: объединить педвуз с крупнейшим в Карелии Петрозаводским государственным университетом.
Руководство Педагогического университета решительно против этого предложения. "Система подготовки учителя по любой специальности, будь то физика или биология, очень отличается от подготовки специалиста-теоретика, научного работника, - считает Валерий Брязгин. - Идея слияния вузов вызывает немало опасений. Во-первых, и это главное, могут быть потеряны научно-педагогические школы. Во-вторых, сократится количество бесплатных мест для студентов. В-третьих, маловероятно, что слияние вузов спасет их от перевода на республиканское финансирование".
И дело не только в том, что это единственный вуз, который готовит именно учителей. Важно, что нацелен он в первую очередь на сельскую молодежь. В Педуниверситете учатся ребята со всей Карелии. При этом качество образования традиционно высокое. Некоторые факультеты, к примеру иностранных языков, пользуются едва ли не большей популярностью у абитуриентов, чем аналогичные отделения Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ), ведь диплом "иняза" - почти гарантированное трудоустройство.
Между тем выживать Педуниверситету с каждым годом все сложнее. По новому законодательству вуз лишили возможности получать поддержку из бюджетов разных уровней. В этом году его даже не включили в принятую недавно региональную программу развития образования. Преподаватели недоумевают: почему республика не может помочь своему вузу, это же абсурд... Взамен университету предлагают зарабатывать деньги самостоятельно. Как? Увеличивать количество платных мест руководство не собирается: сюда поступают в основном ребята из небогатых учительских семей.
Некоторые педвузы находят лазейку, меняют название с "педагогических" на "гуманитарные". Это дает им право открывать "денежные" специальности классического университета: юридические, экономические... за счет развала системы педагогического образования. Но в Карельском педуниверситете не хотят терять складывавшуюся десятилетиями научно-педагогическую школу. И надеются, что Москва все же откажется от идеи делить вузы по принципу "первой и второй свежести".
Наталья ЛЕНЦ