Культура
АЖУРНАЯ НИТЬ СЕРЕБРА
08 июля
Обычно в этом камерном зале Эрмитаж представляет искусство западноевропейских ювелиров. Теперь до конца сентября 2005 года здесь господствует Восток - около ста изделий из тонкой серебряной проволоки, над которой колдовали, создавая шедевры ювелирной роскоши, мастера Индии, Китая, Юго-Восточной Азии. К тому же большая часть этих декоративно-прикладных украшений и предметов туалета демонстрируется впервые.
Все представленные на выставке изделия - ларцы, подсвечники, флаконы для духов, коробочки для косметики, настольные украшения, туалетные наборы - выполнены на заказ для европейской знати. Серебро филиграни очень высокой пробы, выше 925-960*. Различные цвета металла объясняются небольшим количеством примесей - золота, меди, свинца и цинка - или дополнительными декоративными приемами - нанесение на серебро красок, эмалей, золочение. Эти драгоценности служили символами власти, были дипломатическими подарками или становились предметами коллекционирования. "Кабинеты восточной филиграни" появились во многих дворцах Европы: в Версале у Людовика XIV, в Берлине у Фридриха I Вильгельма, в Лондоне у королевы Шарлоты.
И русский императорский двор украсил свою ювелирную коллекцию ажурной серебряной нитью. Одним из первых это был письменный прибор короля Великобритании Вильгельма Оранского, изготовленный в Индии и принадлежавший впоследствии Петру I. Один из самых блистательных шедевров - туалетный набор из 32 предметов, заказанный в Китае для Екатерины Алексеевны. Это свадебный подарок, вероятно, поэтому все предметы парные - коробочки, подносы, шкатулки. В центре - зеркало невероятной красоты, украшенное не только драгоценными металлами, но и перьями павлина и зимородка, перламутром и росписью на стекле. Эта роскошь хранилась на антресолях Екатерины II в Зимнем дворце и была включена в коллекцию Эрмитажа в 1789 году, потом шедевры находились в Галерее драгоценностей.
"Удивительно, что удалось сохранить многие предметы такого хрупкого искусства, в трудные годы они не были переплавлены, - говорит Мария Львовна Меньшикова, куратор выставки. - Некоторые изделия, впервые представленные на эрмитажной выставке, ждут тщательного изучения, вводятся в научный оборот. Например, клейма мастеров на филиграни XVII - начала XIX века отсутствуют, поэтому искусство этого времени остается безымянным".
Людмила ВОЛКОВА
Все представленные на выставке изделия - ларцы, подсвечники, флаконы для духов, коробочки для косметики, настольные украшения, туалетные наборы - выполнены на заказ для европейской знати. Серебро филиграни очень высокой пробы, выше 925-960*. Различные цвета металла объясняются небольшим количеством примесей - золота, меди, свинца и цинка - или дополнительными декоративными приемами - нанесение на серебро красок, эмалей, золочение. Эти драгоценности служили символами власти, были дипломатическими подарками или становились предметами коллекционирования. "Кабинеты восточной филиграни" появились во многих дворцах Европы: в Версале у Людовика XIV, в Берлине у Фридриха I Вильгельма, в Лондоне у королевы Шарлоты.
И русский императорский двор украсил свою ювелирную коллекцию ажурной серебряной нитью. Одним из первых это был письменный прибор короля Великобритании Вильгельма Оранского, изготовленный в Индии и принадлежавший впоследствии Петру I. Один из самых блистательных шедевров - туалетный набор из 32 предметов, заказанный в Китае для Екатерины Алексеевны. Это свадебный подарок, вероятно, поэтому все предметы парные - коробочки, подносы, шкатулки. В центре - зеркало невероятной красоты, украшенное не только драгоценными металлами, но и перьями павлина и зимородка, перламутром и росписью на стекле. Эта роскошь хранилась на антресолях Екатерины II в Зимнем дворце и была включена в коллекцию Эрмитажа в 1789 году, потом шедевры находились в Галерее драгоценностей.
"Удивительно, что удалось сохранить многие предметы такого хрупкого искусства, в трудные годы они не были переплавлены, - говорит Мария Львовна Меньшикова, куратор выставки. - Некоторые изделия, впервые представленные на эрмитажной выставке, ждут тщательного изучения, вводятся в научный оборот. Например, клейма мастеров на филиграни XVII - начала XIX века отсутствуют, поэтому искусство этого времени остается безымянным".
Людмила ВОЛКОВА