Общество

ИСКАТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО СУДНА...

28 июля 00:00
"Северный конвой-2005" состоялся" - с такой фразы начал отчет об экспедиции контр-адмирал, руководитель экспедиции Вячеслав Солодов (на снимке). (Подробнее о задачах исследователей - в "НВ" за 26 июля 2005 года.)
Напомним, задачей экспедиции было обследовать погибшие суда из состава союзных конвоев времен Второй мировой войны. Так, за 12 суток ученые и ветераны флота установили и нанесли на карты точные координаты восьми судов. Оказывается, на глубине от 50 до 250 метров покоятся транспортные и боевые корабли, а также две немецкие подводные лодки.
Более того, четыре объекта были тщательно обследованы с помощью современных гидролокационных средств. Так, например, у судна Thomas Donaldson, по словам Михаила Спиридонова, заместителя начальника экспедиции по науке, нашли много неизвестных до сих пор интересных деталей: повернутую на площадке пушку, перевернутый танк, вырванный трюм. Также изменилась версия затопления судна: считалось, что оно было торпедировано в районе четвертого трюма, однако не менее серьезное повреждение обнаружено и в носовой части. Большую часть огромного судна за 60 лет море разрушило до обломков размером не более сантиметра. Безусловно, это затрудняло работу экспедиции, равно как и геологические моменты. "Во-первых, в обширных полях глубоководного дна скопился мощный слой осадков в виде плотных песчаных образований. Каменистое дно усыпано крупными обломками, достигающими по периметру нескольких метров, и поэтому недоступно для исследований", - говорит Михаил Спиридонов.
Подобные экспедиции в Баренцево море к местам гибели кораблей в период Второй мировой войны будут продолжаться. "Мы будем делать это до тех пор, пока не уточним координаты последнего из более ста погибших судов, которые входили в состав сорока союзнических караванов с грузами для нашей страны", - заявил президент региональной общественной организации "Полярный конвой" капитан I ранга в отставке Юрий Александров. Так что следующим шагом подобных походов будет поднятие со дна грузов. Ведь, по словам Юрия Ефимовича, на дне покоятся не только проржавевшие танки.
Но помимо "внимания к прошлому", "Северный конвой" преследует и еще одну цель - создание единого кадастра затопленных исторических судов. "Мы имеем кадастр города на Неве, но не имеем кадастра моря, учета затонувших объектов, - сетует руководитель экспедиции. - Кадастр включает в себя не только памятную карту этих мест, он важен для экологов. В этих точках надо брать пробы грунта и воды и определять, влияет ли присутствие этого техногенного объекта на флору и фауну". Кроме того, по словам специалистов, знать точные координаты затопленных судов необходимо для обеспечения безопасности современных кораблей. В районах, где шли бои, сейчас регулярно проходят морские учения, и значительная часть покоящихся на дне кораблей представляет опасность для судов, находящихся в этом регионе.
Первый мемориальный поход "Северный конвой-2003" при поддержке правительства Петербурга и штаба Северного флота был предпринят из Мурманска в район шельфовой зоны архипелага Новая Земля два года назад. Тогда экспедиции ученых и ветеранов флота удалось определить точные координаты двух из трех судов, покоящихся на заиленном морском дне.
Софья ПРОКОШЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
66.43
0.179 (0.27%)
Курс Евро
75.39
0.003 (-0%)
Погода
Сегодня,
15 декабря
суббота
-5
16 декабря
воскресенье
-11
17 декабря
понедельник
-12