Культура
ФОРМУЛА КРАСОТЫ - РУЧНАЯ РАБОТА
30 июля
На экспозиции, которая так и называется "Ручная работа" и ждет вас вплоть до осени в особняке Румянцева, что в доме № 44 по Английской набережной, представлено более 70 предметов из фондов музея и частных коллекций. Здесь расположились мужской и женский костюмы XVIII - XX вв. и дополнения к ним - сумочки, бумажники, кошельки. Отделка из кружева, использовавшаяся для обрамления вырезов декольтированных платьев, воротники, пояса, носовые платки и даже зонтики. А еще бисерные украшения начала прошлого века. Выставка в своем пространстве объединила изделия, в создании или декоративном оформлении которых использованы некоторые виды ручной работы: орнаментальная вышивка (цветной и белой гладью, канителью, тамбуром, битью), плетеное и сцепное кружево, аппликация (блестками, зеркальными стеклами, фольгой). Все это не только обворожительно красиво, это еще и эксклюзивно. Ведь, несмотря на стремительное развитие технического прогресса, вещи, созданные вручную и с душой, оригинальны и имеют высокую художественную и материальную ценность.
Еще одна интереснейшая экспозиция готова явить вам всю прелесть кропотливого ручного мастерства. Она носит название "Серебряная филигрань Востока XVII - XIX веков" и заняла собой несколько залов Эрмитажа. Она объединила около ста произведений одного из самых богатых в мире собраний восточной серебряной филиграни. А посвящена она одному из сложнейших видов декоративно-прикладного искусства - художественным изделиям из тонкой серебряной проволоки. Любопытно взглянуть на образцы индийского и китайского ювелирного искусства, многие из которых находились в собрании русских царей уже в XVII - XVIII веках. К примеру, письменный прибор Вильгельма Оранского и большие ларцы с двуглавым орлом, принадлежавшие царю Алексею Михайловичу. Наряду с ними здесь выставлено филигранное серебро из коллекции Петра I и большая редкость - туалетные наборы Екатерины II работы восточных ювелиров. Словом, ослепительная экспозиция серебряных филигранных изделий, хранившихся раньше в Галерее драгоценностей императорского Эрмитажа, - истинно художественное событие.
Ставшие уже традиционными Елагиноостровские летние выставки петербургских художников Марины Принцевой и Юрия Жгирова - явление больше атмосферное. Гармония произведений в выставочных залах и природы за порогом оных настраивает на особый, романтический лад, наводит на неспешные раздумья. Тем более что в этот раз на экспозиции под символичным названием "Дамы и господа" солирует время. Беседа ведется от имени всех, кто так или иначе чувствовал его неспешное течение на небольшом, но очень петербургском пространстве - в дворцовом комплексе на Елагином острове. А все потому, что, пожалуй, нет более увлекательной материи для художника, чем диалог с предшественниками, связь времен, разыскивание исторической идентичности через собственные произведения и ауру места. Острова - петербургская местность, в которой волею судеб расположен и Елагин остров, а вместе с ним и дворцово-парковый ансамбль - не раз становились объектом внимания поэтов и художников. Здесь в летние месяцы жили и писали Пушкин и Блок, здесь работали художники Бенуа, Добужинский, Лансере и Бакст. Галантный кружевной век, где пишут стихи на манжетах, рисуют летние грезы и растворяются в расписных акварельных небесах, - невозможная возможность Елагина острова.
Причудливых, но так похожих на нас с вами существ, вы с легкостью обнаружите на экспозиции под названием "Карточный домик". Ее любезно предлагает вам Музей кукол на Камской улице. Здесь во всей своей красе перед вами предстанут работы ростовской художницы Татьяны Бунь, химика по образованию, нашедшей свое призвание в изготовлении авторских кукол. Отличительная черта ее творчества - многообразие техник. Фарфор, пластик, папье-маше, белая глина - все стремится стать материалом для работы. Ее куклы нашли почитателей во многих городах Европы, стали украшением частных коллекций. При этом сама Татьяна убеждена, что сделать куклу легко - для этого в окружающем нас мире великое множество сюжетов. Гораздо сложнее наделить куклу душой, вложить в нее мысль и характер. Познакомиться поближе с одушевленными и осмысленными рукотворными куклами Татьяны Бунь вы можете до середины августа.
Увлекательная экспозиция всегда способна и удивить, и порадовать, и оставить приятные воспоминания. В течение трех недель Центр книги и графики, что на Литейном, 55, доставлял своим посетителям истинное эстетическое наслаждение. Все это благодаря экспозиции "Формула и форма красоты", состоящей из работ, посвященных красоте женского обнаженного тела. Это своеобразный протест и оппозиция засилью эротики и показам ню, где основное воздействие на зрителей идет через обращение к сексуальным аспектам человеческой психики. Произведения, выполненные в акварели, пастели, графике, дереве и бронзе, самых известных мастеров, работающих в этой тематике, позволили вспомнить, что большинство знаменитых художников обращались к теме обнаженного женского тела и поэтике его форм, а их работы по сей день вызывают восторг, восхищение пластикой и красотой. Впрочем, последнюю совсем нетрудно разглядеть и в окружающей нас жизни, и в продолжающихся петербургских выставках.
Марина ЛИСОВЕЦ
Еще одна интереснейшая экспозиция готова явить вам всю прелесть кропотливого ручного мастерства. Она носит название "Серебряная филигрань Востока XVII - XIX веков" и заняла собой несколько залов Эрмитажа. Она объединила около ста произведений одного из самых богатых в мире собраний восточной серебряной филиграни. А посвящена она одному из сложнейших видов декоративно-прикладного искусства - художественным изделиям из тонкой серебряной проволоки. Любопытно взглянуть на образцы индийского и китайского ювелирного искусства, многие из которых находились в собрании русских царей уже в XVII - XVIII веках. К примеру, письменный прибор Вильгельма Оранского и большие ларцы с двуглавым орлом, принадлежавшие царю Алексею Михайловичу. Наряду с ними здесь выставлено филигранное серебро из коллекции Петра I и большая редкость - туалетные наборы Екатерины II работы восточных ювелиров. Словом, ослепительная экспозиция серебряных филигранных изделий, хранившихся раньше в Галерее драгоценностей императорского Эрмитажа, - истинно художественное событие.
Ставшие уже традиционными Елагиноостровские летние выставки петербургских художников Марины Принцевой и Юрия Жгирова - явление больше атмосферное. Гармония произведений в выставочных залах и природы за порогом оных настраивает на особый, романтический лад, наводит на неспешные раздумья. Тем более что в этот раз на экспозиции под символичным названием "Дамы и господа" солирует время. Беседа ведется от имени всех, кто так или иначе чувствовал его неспешное течение на небольшом, но очень петербургском пространстве - в дворцовом комплексе на Елагином острове. А все потому, что, пожалуй, нет более увлекательной материи для художника, чем диалог с предшественниками, связь времен, разыскивание исторической идентичности через собственные произведения и ауру места. Острова - петербургская местность, в которой волею судеб расположен и Елагин остров, а вместе с ним и дворцово-парковый ансамбль - не раз становились объектом внимания поэтов и художников. Здесь в летние месяцы жили и писали Пушкин и Блок, здесь работали художники Бенуа, Добужинский, Лансере и Бакст. Галантный кружевной век, где пишут стихи на манжетах, рисуют летние грезы и растворяются в расписных акварельных небесах, - невозможная возможность Елагина острова.
Причудливых, но так похожих на нас с вами существ, вы с легкостью обнаружите на экспозиции под названием "Карточный домик". Ее любезно предлагает вам Музей кукол на Камской улице. Здесь во всей своей красе перед вами предстанут работы ростовской художницы Татьяны Бунь, химика по образованию, нашедшей свое призвание в изготовлении авторских кукол. Отличительная черта ее творчества - многообразие техник. Фарфор, пластик, папье-маше, белая глина - все стремится стать материалом для работы. Ее куклы нашли почитателей во многих городах Европы, стали украшением частных коллекций. При этом сама Татьяна убеждена, что сделать куклу легко - для этого в окружающем нас мире великое множество сюжетов. Гораздо сложнее наделить куклу душой, вложить в нее мысль и характер. Познакомиться поближе с одушевленными и осмысленными рукотворными куклами Татьяны Бунь вы можете до середины августа.
Увлекательная экспозиция всегда способна и удивить, и порадовать, и оставить приятные воспоминания. В течение трех недель Центр книги и графики, что на Литейном, 55, доставлял своим посетителям истинное эстетическое наслаждение. Все это благодаря экспозиции "Формула и форма красоты", состоящей из работ, посвященных красоте женского обнаженного тела. Это своеобразный протест и оппозиция засилью эротики и показам ню, где основное воздействие на зрителей идет через обращение к сексуальным аспектам человеческой психики. Произведения, выполненные в акварели, пастели, графике, дереве и бронзе, самых известных мастеров, работающих в этой тематике, позволили вспомнить, что большинство знаменитых художников обращались к теме обнаженного женского тела и поэтике его форм, а их работы по сей день вызывают восторг, восхищение пластикой и красотой. Впрочем, последнюю совсем нетрудно разглядеть и в окружающей нас жизни, и в продолжающихся петербургских выставках.
Марина ЛИСОВЕЦ