Культура

ПРОКИСШИЕ КРАБЫ

03 августа
Цифра "2" подразумевает, во-первых, то, что зрители помнят первый фильм о приключениях определенной группы героев. А во-вторых, то, что эти самые герои продолжают выяснять свои отношения. Максим Пежемский - автор и режиссер обеих "Мам" - не слишком утруждает нынче себя первым обстоятельством и не очень заботится о втором.
Нынче похождения старой команды героев, играемых популярными и "засвеченными" в московских и прочих тусовках артистами, разыгрываются в портовом городе, где вот-вот состоятся выборы. Как водилось совсем недавно, за доступ к рычагам власти сражаются: местный олигарх по прозвищу Турист и представитель власти в лице городского прокурора. Заезжий столичный дуэт политтехнологов (Федор Бондарчук и Михаил Ефремов) разыгрывает очередную схему предвыборной борьбы, в которую и оказываются втянутыми самые разные персонажи: от бравого морячка (Андрей Панин) до вора Адольфа Ивановича (Иван Бортник).
Пересказывать все повороты интриги и неожиданные скачки фабулы - занятие утомительное и по-своему бессмысленное, ибо Пежемский сумел создать на экране атмосферу всеобщего кинематографа абсурда, когда логика поведения персонажей непредсказуема, а их решения выглядят как очередная фантазия. Судите сами: олигарх Турист вообще не появляется в кадре за весь фильм ни разу. И его доверенные лица пытаются выкручиваться из ситуации в силу своего ума (с этим проблемы!) и опыта (а он у них исключительно бандитский). Однако там, где действуют истинные чувства, реальность бессильна. Герою Евгения Сидихина, например, судьба возвращает "должок" в виде известия о том, что его возлюбленная балерина (Елена Шевченко) стала уборщицей-алкашкой. А пронырливая и циничная тележурналистка (Вера Воронкова), оказывается, искренне любит прокурора. Но об этом зрители узнают после того, как на их глазах разыгрывается фантасмагория "разгула криминалитета" в городе, инспирированная лихими консультантами.
Единственный жанр, который способен вынести такое нагромождение нелепости и тупости, - абсурдистская комедия. Ее приемы и демонстрирует с особым смаком режиссер. Хотя некоторые мотивы поступков героев его картины выглядят всего лишь как естественная реакция живых людей на слишком уж условные правила игры в выборы. Тем смешнее становится ситуация. Например, история некоего бизнесмена (Александр Баширов), каковой играет напропалую в казино, боится Люси и никак не может разрешить ситуацию с партией крабов. За нее надо деньги платить, а они-то все были проиграны в рулетку. "Крабы киснут", - тяжело вздыхает горе-коммерсант. Думаю, что к концу картины они прокиснут окончательно и бесповоротно.
Забавно наблюдать в картине "Мама, не горюй-2" за провинциальными выборными нравами и ситуациями, которые всего лишь отражение нравов столичных. И в такой перекличке нет ничего противоестественного. Тем более что вся эта предвыборная игра любви и случая скоро вообще уйдет в небытие. Пройдет совсем немного времени, и картина Пежемского станет важным свидетельством того, как дурят народ, а народ с этим соглашается. Ехидность режиссерской фантазии в фильме беспредельна. В этом смысле "Мама, не горюй-2" ничуть не уступает недавним "Жмуркам". Разница лишь во времени действия.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь