Культура
БЕДА ОТ НЕЖНОГО СЕРДЦА
05 августа
Рекламная кампания, которая предшествовала выходу картины в прокат, весьма сильно осложнила задачу ее адекватного восприятия публикой. Судя по постерам и промороликам, зрители готовились смотреть нечто вроде современной комедии положений на тему любовного треугольника. Но с самых первых кадров экранного зрелища юмористическое настроение покидает зал, ибо на экране нам демонстрируют процесс родов во всю натуральную черно-белую величину. Смешного здесь мало, так как в итоге появились на свет две девочки, и, чтобы спасти их, пришлось накладывать на голову первой щипцы, что привело к мозговой травме...
И что бы ни происходило далее в сюжете фильма "Дура", зрители все равно держат в уме мрачноватую натуралистическую картинку и закадровые слова врача: "Такие долго не живут!" Жизнь тем не менее продолжается. Двоих сестер мы застаем лет через тридцать. Их мать умерла, а в жизнь вторгается начинающий писатель Мушкин (Евгений Редько), поселившийся у них в доме. Как водится, между ним и "нормальной" сестрой Лизой (Регина Мянник) вспыхивает роман, а вот с "дурой" у него складываются куда как более запутанные отношения. Ведь адекватность восприятия реальности Ульяной Тулиной далека от точности. Она живет в мире своих фантазий, то склеивая картины-аппликации, то "общаясь" с бюстом вождя мирового пролетариата...
Максим Коростышевский шел на определенный риск, поручая главную роль своей супруге и актрисе Оксане Коростышевской. Ведь ранее за нею не числились столь острогротесковые роли. Предложенный материал оказался для исполнительницы весьма опасным, ибо играть сумасшедшую, вызывая при этом симпатию и сострадание, - задача из задач. Но - странное дело! - несмотря на некоторый натурализм и наигранность в демонстрации физических страданий Ули и ее романтических мечтаний, Оксане удается заставить зрителей разглядеть в характере своей странной героини нежное сердце, благородную душу и страстное желание добра всем людям. Только вот люди рядом с Улей совсем не такие искренние. Каждый в чем-то слаб, и каждый предпочитает думать о себе. А она, эта дурочка, заставляет их посмотреть на себя по-другому.
Режиссер придумал изящный драматургический ход: писатель начинает сочинять роман, в котором почти дословно воспроизводит отношения двух сестер. И здесь постановщик сам себя загоняет в ловушку. Пародийный характер всей линии, связанной с сочинением книги, никак не может разрушить тот реальный бытовой драматизм, который сопровождает медицинские проявления ненормальности Ули. Не сдаваясь, Максим Коростышевский разворачивает перед публикой еще один юмористический дивертисмент, связанный с миром театрального закулисья, где проводит большую часть времени сестра Елизавета. Все это смотрится на ура, и публика благодарно смеется. Но каждый раз, когда сюжет возвращается в квартиру двух сестер, она (публика) готова заплакать, потому что чем ближе к финалу, тем яснее призрак трагической развязки. Переключения эмоций в "Дуре" слишком стремительны и неожиданны и застают большую часть зрителей врасплох. Эмоции не поспевают за ходом событий.
Трагикомический жанровый сплав - вещь ювелирная, требующая тонкости мотивов и реакций. Порою кажется, что и сам Максим Коростышевский никак не мог для себя решить, что же он снимает - драму или комедию. Похоже, что вышло ни то и ни другое, а значит, случилась трагикомедия о странном и добром человеке, которому так не хватало внимания и понимания людей. Хотя если посмотреть на большинство из нас глазами Ули, то и мы покажемся не то чтобы дураками, но точно - чудиками.
Писатель допишет свою книгу, которую так и назовет - "Дура". Елизавета получит желанную роль в постановке "Грозы", а вот Уля... Ее имя будет красоваться и на обложке изданной книжки, и на той бирке, которую привязывают к ноге в морге. Все начиналось как некое жизненное недоразумение, некий семейно-любовный водевиль, а закончилось драмой со слезами. А еще - той тишиной зрительного зала, при которой шли последние эпизоды фильма и титры. Такой сочувственной тишины давно я не слышал в кинотеатре. Чтобы ничего не грохотало, никто не пел, никто не смеялся, а просто зрители сидели на местах затаив дыхание и думали о том, почему происходит беда с людьми, которые живут по законам сердца. Горе бывает не только от ума....
Сергей ИЛЬЧЕНКО
И что бы ни происходило далее в сюжете фильма "Дура", зрители все равно держат в уме мрачноватую натуралистическую картинку и закадровые слова врача: "Такие долго не живут!" Жизнь тем не менее продолжается. Двоих сестер мы застаем лет через тридцать. Их мать умерла, а в жизнь вторгается начинающий писатель Мушкин (Евгений Редько), поселившийся у них в доме. Как водится, между ним и "нормальной" сестрой Лизой (Регина Мянник) вспыхивает роман, а вот с "дурой" у него складываются куда как более запутанные отношения. Ведь адекватность восприятия реальности Ульяной Тулиной далека от точности. Она живет в мире своих фантазий, то склеивая картины-аппликации, то "общаясь" с бюстом вождя мирового пролетариата...
Максим Коростышевский шел на определенный риск, поручая главную роль своей супруге и актрисе Оксане Коростышевской. Ведь ранее за нею не числились столь острогротесковые роли. Предложенный материал оказался для исполнительницы весьма опасным, ибо играть сумасшедшую, вызывая при этом симпатию и сострадание, - задача из задач. Но - странное дело! - несмотря на некоторый натурализм и наигранность в демонстрации физических страданий Ули и ее романтических мечтаний, Оксане удается заставить зрителей разглядеть в характере своей странной героини нежное сердце, благородную душу и страстное желание добра всем людям. Только вот люди рядом с Улей совсем не такие искренние. Каждый в чем-то слаб, и каждый предпочитает думать о себе. А она, эта дурочка, заставляет их посмотреть на себя по-другому.
Режиссер придумал изящный драматургический ход: писатель начинает сочинять роман, в котором почти дословно воспроизводит отношения двух сестер. И здесь постановщик сам себя загоняет в ловушку. Пародийный характер всей линии, связанной с сочинением книги, никак не может разрушить тот реальный бытовой драматизм, который сопровождает медицинские проявления ненормальности Ули. Не сдаваясь, Максим Коростышевский разворачивает перед публикой еще один юмористический дивертисмент, связанный с миром театрального закулисья, где проводит большую часть времени сестра Елизавета. Все это смотрится на ура, и публика благодарно смеется. Но каждый раз, когда сюжет возвращается в квартиру двух сестер, она (публика) готова заплакать, потому что чем ближе к финалу, тем яснее призрак трагической развязки. Переключения эмоций в "Дуре" слишком стремительны и неожиданны и застают большую часть зрителей врасплох. Эмоции не поспевают за ходом событий.
Трагикомический жанровый сплав - вещь ювелирная, требующая тонкости мотивов и реакций. Порою кажется, что и сам Максим Коростышевский никак не мог для себя решить, что же он снимает - драму или комедию. Похоже, что вышло ни то и ни другое, а значит, случилась трагикомедия о странном и добром человеке, которому так не хватало внимания и понимания людей. Хотя если посмотреть на большинство из нас глазами Ули, то и мы покажемся не то чтобы дураками, но точно - чудиками.
Писатель допишет свою книгу, которую так и назовет - "Дура". Елизавета получит желанную роль в постановке "Грозы", а вот Уля... Ее имя будет красоваться и на обложке изданной книжки, и на той бирке, которую привязывают к ноге в морге. Все начиналось как некое жизненное недоразумение, некий семейно-любовный водевиль, а закончилось драмой со слезами. А еще - той тишиной зрительного зала, при которой шли последние эпизоды фильма и титры. Такой сочувственной тишины давно я не слышал в кинотеатре. Чтобы ничего не грохотало, никто не пел, никто не смеялся, а просто зрители сидели на местах затаив дыхание и думали о том, почему происходит беда с людьми, которые живут по законам сердца. Горе бывает не только от ума....
Сергей ИЛЬЧЕНКО