Культура
ЛИЦА И ЛИКИ ВРЕМЕНИ
05 августа
Всю свою жизнь фотограф Михаил Лемхин снимает фотопортреты. Начал он этим заниматься, еще будучи 15-летним ленинградцем. Потом окончил университетский факультет журналистики, работал фотографом в издательствах и редакциях газет. Но с упорством и азартом продолжал снимать писателей, художников, ученых, творческих людей, чей облик, как правило, всегда и всем интересен.
Потом, в 1983 году, Лемхин эмигрировал из СССР и осел в Сан-Франциско, где продолжал любимое дело - снимать на пленку человеческие лица. В результате его авторский фотоархив насчитывает тысячи лиц. Это в основном очень известные деятели культуры, науки и политики России, Европы и Америки. Некоторых из них теперь уже нет на свете. И портреты Лемхина стали рукотворными памятниками многим выдающимся людям.
Выставка в Строгановском дворце Русского музея из многих тысяч собрала всего 60 работ. Кстати, о качестве этой выставки говорит тот факт, что выходишь из залов с чувством сожаления - почему так мало. Хочется смотреть еще, потому что мало сказать, что каждый портрет неповторим и своеобразен, это еще и повесть о жизни и судьбе самых талантливых наших современников. Вот трогательный, с брюшком и неизменной трубой Дизи Гиллеспи, а за ним совсем грустные, но очень внимательные глаза Александра Сокурова... Глаза царствуют на портретах Лемхина. Они не только зеркало души, но еще и отблеск ума, знак судьбы и вечная тайна личности. Верно подметил на открытии выставки писатель Самуил Лурье, что предмет интереса фотографа - тайна, загадка, которая спрятана в каждом человеке, но в тех людях, которых снимал Лемхин, эта тайна бесконечна, бездонна.
Стоит взглянуть в тоскующие глаза Михаила Горбачева, поймать напряженный взгляд Антона Адасинского или попытаться понять, о чем говорят глаза криво улыбающегося Микельанджело Антониони. Многие ракурсы фотографа странны, непривычны, не хрестоматийны. Переходя от портрета к портрету, часто ловишь себя на мысли - как это он так поймал Питера Гринуэя, сидящего с бокалом вина и совершенно явно не собирающегося позировать фотографу. Но тут же соглашаешься с тем, что да, он именно таков - создатель странных, завораживающих, фантастических фильмов-притч. Лемхин умеет наложить на лицо драму всей жизни художника, его творческие муки, его поиски и озарения...
Александр УРЕС
Потом, в 1983 году, Лемхин эмигрировал из СССР и осел в Сан-Франциско, где продолжал любимое дело - снимать на пленку человеческие лица. В результате его авторский фотоархив насчитывает тысячи лиц. Это в основном очень известные деятели культуры, науки и политики России, Европы и Америки. Некоторых из них теперь уже нет на свете. И портреты Лемхина стали рукотворными памятниками многим выдающимся людям.
Выставка в Строгановском дворце Русского музея из многих тысяч собрала всего 60 работ. Кстати, о качестве этой выставки говорит тот факт, что выходишь из залов с чувством сожаления - почему так мало. Хочется смотреть еще, потому что мало сказать, что каждый портрет неповторим и своеобразен, это еще и повесть о жизни и судьбе самых талантливых наших современников. Вот трогательный, с брюшком и неизменной трубой Дизи Гиллеспи, а за ним совсем грустные, но очень внимательные глаза Александра Сокурова... Глаза царствуют на портретах Лемхина. Они не только зеркало души, но еще и отблеск ума, знак судьбы и вечная тайна личности. Верно подметил на открытии выставки писатель Самуил Лурье, что предмет интереса фотографа - тайна, загадка, которая спрятана в каждом человеке, но в тех людях, которых снимал Лемхин, эта тайна бесконечна, бездонна.
Стоит взглянуть в тоскующие глаза Михаила Горбачева, поймать напряженный взгляд Антона Адасинского или попытаться понять, о чем говорят глаза криво улыбающегося Микельанджело Антониони. Многие ракурсы фотографа странны, непривычны, не хрестоматийны. Переходя от портрета к портрету, часто ловишь себя на мысли - как это он так поймал Питера Гринуэя, сидящего с бокалом вина и совершенно явно не собирающегося позировать фотографу. Но тут же соглашаешься с тем, что да, он именно таков - создатель странных, завораживающих, фантастических фильмов-притч. Лемхин умеет наложить на лицо драму всей жизни художника, его творческие муки, его поиски и озарения...
Александр УРЕС