Культура
ПОГОВОРИМ?
16 августа
"Диалоги" - это разговор между старым и новым, картиной и фотографией, художником и зрителем. И пусть нас с годами все меньше призывают поучаствовать в творческом процессе физически - скажем, разбить кусок вазы лежащим рядом молотком или приклеить к стене в условленном месте очередную бумажку, - но зато теперь зритель все больше участвует в "творении" духовно. Произведения искусства рождаются в нашей голове, когда мы сравниваем жизнь персонажа картины со своей.
В этом году выставка получилась психологической. Об этом говорят выбранные художниками наболевшие сюжеты - человеческие отношения и окружающая их жизнь. И в то же время здесь много "искусства ради искусства" и юмора - как удачного, так и не очень. Например, уж очень обидно за "Загадочную русскую душу": художники со всех сторон покрыли матерными надписями и так неприглядную, заросшую паутиной физиономию.
Вообще, из представленных видов искусства - живописи, графики, скульптуры, инсталляции, фотографии, видеоарта и перформанса - больше всего фотографии и живописи. Например, на первом этаже расположились маленькие уютные филиальчики разных, преимущественно питерских, галерей. Ощущение от этой "выставки выставок", правда, какое-то двусмысленное: то ли получилось слишком пестро, то ли их "продаваемость" (все произведения продаются, и вам при желании тут же назовут цену) становится навязчивой - повсюду, как в магазине, рекламные буклеты и этикетки с телефонами. Как-то не ассоциируется этот быт с высоким искусством!
Хотя кое-кому "взять талантом" удалось: особенно интересны картины Максима Лапшина. Четко вырисованные, нежные, красивые, они написаны на мифические сюжеты, с их ангелоподобными девушками, и несут в себе одновременно и дух романтичного Средневековья, и сюрреализм XX века.
Но интересные экспонаты, как показывают "Диалоги", можно сделать и находясь душой ближе к земле: например, второй этаж "Манежа" в эти дни возвращает в реальность своей очаровательной огромной занавеской из спитых чайных пакетиков. А напротив нее представлен забавный проект Екатерины Рождественской по превращению персонажей отечественного шоу-бизнеса в героев известных картин (оригиналы полотен - для сравнения - прилагаются).
Но наибольшее впечатление производит проект израильского автора Хедвы Шемеш - "В поисках воспоминаний". Женщина говорит с нами простыми короткими электронными письмами к своей тете Махле. На самом деле Махла умерла еще шестнадцатилетней девочкой в 1943 году в польском гетто, но ее призрак, как рассказала Хедва, остался с ней. Потому-то и перестала Хедва в 2003 году отправлять посылки и писать эти письма в никуда: образ Махлы становился для нее слишком реальным, она даже чувствовала ее присутствие. Хедва ни разу в жизни не видела Махлы, ей не осталось даже ни одной ее фотографии, но написание этих писем помогало ей глубже понять себя и окружающую реальность, человеческую жизнь. Как рассказала автор, своим проектом она хотела затронуть души людей: в последнее время мы все слишком закрыты. А так, открывая другим частичку себя, она открывает и нас - быть может, нам самим - уже для другого диалога.
Алина ЦИОПА
В этом году выставка получилась психологической. Об этом говорят выбранные художниками наболевшие сюжеты - человеческие отношения и окружающая их жизнь. И в то же время здесь много "искусства ради искусства" и юмора - как удачного, так и не очень. Например, уж очень обидно за "Загадочную русскую душу": художники со всех сторон покрыли матерными надписями и так неприглядную, заросшую паутиной физиономию.
Вообще, из представленных видов искусства - живописи, графики, скульптуры, инсталляции, фотографии, видеоарта и перформанса - больше всего фотографии и живописи. Например, на первом этаже расположились маленькие уютные филиальчики разных, преимущественно питерских, галерей. Ощущение от этой "выставки выставок", правда, какое-то двусмысленное: то ли получилось слишком пестро, то ли их "продаваемость" (все произведения продаются, и вам при желании тут же назовут цену) становится навязчивой - повсюду, как в магазине, рекламные буклеты и этикетки с телефонами. Как-то не ассоциируется этот быт с высоким искусством!
Хотя кое-кому "взять талантом" удалось: особенно интересны картины Максима Лапшина. Четко вырисованные, нежные, красивые, они написаны на мифические сюжеты, с их ангелоподобными девушками, и несут в себе одновременно и дух романтичного Средневековья, и сюрреализм XX века.
Но интересные экспонаты, как показывают "Диалоги", можно сделать и находясь душой ближе к земле: например, второй этаж "Манежа" в эти дни возвращает в реальность своей очаровательной огромной занавеской из спитых чайных пакетиков. А напротив нее представлен забавный проект Екатерины Рождественской по превращению персонажей отечественного шоу-бизнеса в героев известных картин (оригиналы полотен - для сравнения - прилагаются).
Но наибольшее впечатление производит проект израильского автора Хедвы Шемеш - "В поисках воспоминаний". Женщина говорит с нами простыми короткими электронными письмами к своей тете Махле. На самом деле Махла умерла еще шестнадцатилетней девочкой в 1943 году в польском гетто, но ее призрак, как рассказала Хедва, остался с ней. Потому-то и перестала Хедва в 2003 году отправлять посылки и писать эти письма в никуда: образ Махлы становился для нее слишком реальным, она даже чувствовала ее присутствие. Хедва ни разу в жизни не видела Махлы, ей не осталось даже ни одной ее фотографии, но написание этих писем помогало ей глубже понять себя и окружающую реальность, человеческую жизнь. Как рассказала автор, своим проектом она хотела затронуть души людей: в последнее время мы все слишком закрыты. А так, открывая другим частичку себя, она открывает и нас - быть может, нам самим - уже для другого диалога.
Алина ЦИОПА