Культура
АЛЕКСАНДР КОЛКЕР: В ЛЮДЯХ ТАК МНОГО ПРЕКРАСНОГО
19 августа
Это и дало почву для размышления и основную тему для разговора. Хотя, конечно, поговорить с Александром Наумовичем хотелось и о том, что он широко известен по музыке к трилогии русского классика Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина", которая идет на театральной сцене уже больше двадцати лет. Что его композиторскому перу принадлежит мюзикл "Труффальдино из Бергамо" - фильм, который не сходит с телевизионных экранов почти тридцать лет! Что он - автор музыки к киномюзиклу "Трое в лодке, не считая собаки", к фильмам "Волшебная сила искусства" и "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Ловите миг удачи" и "Про Емелю", "Овод" и "Бой с тенью". Этот разговор перед вами. Жаль, вам не слышно, как композитор Колкер поет свои музыкальные строчки. Но, поверьте на слово, это восхитительно!
- Ваша семья - яркий пример преемственности таланта. А как вам кажется, талантом можно "заразить" или передать его по наследству?
- "Заразить" - ни в коем разе! Надо работать! Великий Чайковский сказал, что талант - это 95 процентов работы и 5 процентов способностей. И тогда уже получается "Онегин" и "Пиковая дама", и все получается. Я не отрицаю, что человек должен быть в какой-то степени одарен, потому что без этого тоже никак. Но талант - это дело очень индивидуальное и в основном от рождения. Есть такая поговорка, что талант на детях отдыхает. Это правда.
- Но ваша дочь тоже человек музыкальный - она поет. Вы как-то это планировали или все-таки природа такова, что ребенок не мог не запеть в музыкальной семье?
- Знаете, она не только поет. Она закончила два института. Театральный, как актриса, и Академию культуры, как сценарист и режиссер. У нее есть свой маленький детский музыкальный театр, где она ставит мюзиклы. Она счастлива, но еще больше счастливы дети и их родители. Но тем не менее я бы не сказал, что ее путь столь устлан розами, как путь ее мамы - народной артистки России Марии Пахоменко.
- А как образовался ваш судьбоносный для российской эстрады песенный и семейный союз, и что возникло раньше - человеческое любование или профессиональное?
- Я вам просто скажу: увидел косу до щиколоток, такую русскую, такую прекрасную... ни у кого такой косы не было. И вот как ухватился двумя руками за нее... Никому не говорите, держу 48 лет, не выпуская! Она худеет с годами, но что сделаешь? (Смеется.)
- Как вам кажется, фраза "проверено временем" относится к человеческим взаимоотношениям?
- Конечно. У нас же выросла дочь, есть очаровательная голубоглазая внучка - блондинка 16 лет. Ее зовут Мария Пахоменко. Она закончила ту же самую музыкальную школу, расположенную в доме царского министра Витте, это на Каменноостровском, 5, в которой я учился по классу скрипки, потом моя сестра, моя дочь - по классу рояля и после - внучка. Но это ничего не значит. Она музыкантом не будет. Она так решила сама. Когда решают родители, редко что получается. Недавно она попала в Международное детское жюри, которое организовала Софи Лорен с учетом того, что дети неподкупны и искренни. Она расселила нашу молодежь в квартиры к разным итальянским актерам, и они по вечерам и по ночам сидели, смотрели и судили взрослые и детские фильмы. И наша девочка проявила себя там очень хорошо. Что мне больше всего понравилось, что она, живя в итальянской семье, учила их, как правильно нужно готовить пиццу - моя внучка! Вообще она очень умненькая, чем нас бесконечно радует. Она в жизни никогда не сказала "моя бабушка, мой дедушка - народные артисты". Упаси Боже.
- Талантливая жена - это стимул для вашего собственного таланта?
- Талантливая жена - это всегда хорошо. А композитору, если рядом певица с удивительным вкусом, - это очень важно. У Марии Леонидовны концентрация, сплав эстрадного и народного. Я очень многие свои песни выверял по ней.
- Бывало такое, что она просила вас написать для нее?
- Только денег! Просить песни бессмысленно, потому что все, что я пишу, я пишу для нее. Попробовал бы я написать песню и отнести ее, к примеру, Пьехе... О-о-о!
- Ваше творчество зависит от погоды-природы, фаз луны, etc?..
- Это все мимо. Я очень реальный человек. Хожу по твердой земле. Никакие гороскопы, давления, влияния на меня не действуют. "Ах, у меня мигрень, я сегодня не могу работать", - это все оставьте другим.
- Что вам симпатично в окружающих людях и что может оттолкнуть?
- Прежде всего меня отталкивают два понятия (два аспекта) - неискренность и необязательность. Но в людях, Боже мой, так много прекрасного. Красота внутренняя и внешняя, талант. Ум-ум-ум! Три раза повторяю, потому что терпеть не могу недалеких людей, напыщенных и самовлюбленных.
- Когда вы осознали, что вы - композитор?
- Это было, когда я учился в музыкальной школе. И тогда я писал песни, о которых сейчас стыдно вспомнить. Одна из первых, правда, была очень популярна - "Парень с Петроградской стороны", - а пел ее Ким Рыжов. И вторая была - "Капли, дождик". Исполняла Нонна Суханова. Я только вырос из коротких штанишек, ехал в трамвае и слышал, как их напевали. Мне так хотелось подойти и сказать: "Это - мое!" Но стеснялся. А потом появилась песня "Качает". И как "закачало" всю страну! Даже отец Марии Леонидовны сказал: "Откроешь окно, и всех "качает". А если не хвастая, честно признаться: вдохновляли некоторые успехи. Когда напишешь "Карелию" и ее запоет вся страна, потом напишешь "Потому что на десять девчонок...". И вот когда одно подхлестывает другое, когда эти песни живут, как люди... Вы знаете, что "Карелии" в этом году исполнилось 42 года. А после появились мюзиклы, стали основой фильмов, которые теперь вошли уже в классику отечественного кино. Вот если бы не получалось, я бы пошел в инженеры, потому что я окончил Ленинградский электротехнический институт.
- Что для вас хороший мюзикл?
- Прежде всего качественная музыкальная драматургия. Ведь мюзикл, в отличие от оперетты, даже от оперы, я уж не говорю про водевиль и фарс, - новая музыкальная форма, которая не обязательно легкомысленна, наивна, проста и с хеппи-эндом. Ведь мировой мюзикл, как "Волосы", "Призрак оперы", "Иисус Христос" или как наш, к примеру, "Юнона" и "Авось", - это музыкальные и театральные сочинения, которые поднимают очень серьезные вечные человеческие темы. Навзрыд. Если исходить из своего опыта, я взял трилогию Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина". Такие произведения меня греют - серьезные, где есть любовь, где есть высокие чувства и мысли, и когда звучит трагическая тема в оркестре - этим меня привлекает мюзикл.
- Каждая последующая песня лучше предыдущей? Вообще, самого себя превосходить сложно?
- Новая песня должна быть отличной от предыдущей. Не должно быть повторений. Их же нельзя сравнивать, они все такие разные. Как можно сравнить "...остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер..." с "...если бы слов заветных люди не повторяли..." Главное - не повторяться! Нужно искать новое, яркое, но не похожее на уже существующее. С песнями бывало по-разному. Иногда какое-то стихотворение трогало, становилось основой. Но мне в жизни очень-очень повезло. Большинство своих песен и мюзиклов я написал в соавторстве с бесконечно одаренным поэтом, драматургом, стилистом, которого, к сожалению, со мной уже нет. Это Ким Рыжов. Мы с ним вместе учились. Вместе с ним написали первый студенческий спектакль "Весна в ЛЭТИ", с которым мы объехали много городов и который оставил глубочайший след на целые десятилетия. Его помнят до сих пор. Но главное, что все самое дорогое для меня рождалось у нас вместе. Мы с ним думали одинаково. Мы жили в одном доме. Он на восьмом этаже, я на пятом. Знаете, как удобно. Он мне звонит и говорит: "Саня, вот такая строчка..." Я говорю, что прикину сейчас у рояльчика и приду. Понимаете, слово цепляется за ноту, нота за слово. Это и есть самый лучший способ работы. Я работал с разными поэтами, так же как и Ким писал с другими композиторами, но лучшее, что написано нами двумя, написано в тандеме Рыжов - Колкер.
- Как вы думаете, кто принадлежит к вашей аудитории?
- Дело в том, что мы с Марией Леонидовной сейчас востребованы больше, чем в молодости. Поверьте, не лукавлю. Мы только успеваем перекладывать чемоданы. В Таллине мы возглавляем жюри конкурса имени Изабеллы Юрьевой. Мы его придумали, и на него уже несколько лет приезжают роскошные певцы со всего мира. Мы их слушаем и выступаем в заключительных концертах. Переложили чемоданы - в Калининград. Там гастроли. После летим в Волгоград, где проводятся Дельфийские игры. Это состязания в области искусства. Начиная от диджеев и граффити на стенах до русской народной песни. Мы были в жюри эстрадной песни и за два дня прослушали 80 исполнителей, и каждый спел по две песни. А потом Москва... Так и путешествуем.
И когда мы к публике выходим, любой наш концерт начинается с того, что Колкер садится к роялю и играет такую "окрошечку" или "соляночку" - по одному куплетику из всех самых популярных моих песен. Я даю вам слово, и вы можете поверить в мою искренность, проходит ли этот концерт в Иван-городе, или на корабле в Средиземном море в широтах Израиля, или рядом с Барселоной, - всегда, без исключения, любая аудитория со мной поет эти песни. И это для меня великое счастье!
- На чьей музыке вы воспитывались?
- На хорошей! Чайковский, Шуберт, Мусоргский, Бородин. Я играл в симфоническом оркестре. На скрипке я играл Вивальди и Мендельсона. Потом увлекся джазом, когда появились оркестры Эдди Рознера, Лундстрема. Они играли мои сочинения, и я с ними был очень дружен. Я очень дружил с Леонидом Утесовым.
- Как он появился в вашей жизни?
- Очень просто. Мы с Кимом написали песню "О черной и белой зависти". И суть ее так легла и по мысли, и музыкально на его нутро - "...и, наверно, крылья кто-то выдумал, потому что птице позавидовал..." Это настолько была утесовская тема, что он пригласил нас к себе домой, в Москву, мы долго сидели, пили чай, говорили. Он даже дал мне свои стихи. Песни на них у меня не получилось, но дружба осталась. Как-то раз он сказал мне: "Я отношусь к тем людям, которые могут сделать песню, а не к тем, которых делает песня". Великие слова мудреца. Возьмите сегодня любого эстрадного исполнителя. Самого-самого: самого голого, с самой короткой юбкой, и заберите шлягер - исполнителя нет. А Утесов относился к тем столпам, которые могли поднять песню. Это огромный талант. Сейчас веяние времени, когда деньги стали определять слишком многое. В наше время так не было. Если сейчас все сверкает и мелькает, мы обходились лишь поэзией и музыкой!
Марина ЛИСОВЕЦ
- Ваша семья - яркий пример преемственности таланта. А как вам кажется, талантом можно "заразить" или передать его по наследству?
- "Заразить" - ни в коем разе! Надо работать! Великий Чайковский сказал, что талант - это 95 процентов работы и 5 процентов способностей. И тогда уже получается "Онегин" и "Пиковая дама", и все получается. Я не отрицаю, что человек должен быть в какой-то степени одарен, потому что без этого тоже никак. Но талант - это дело очень индивидуальное и в основном от рождения. Есть такая поговорка, что талант на детях отдыхает. Это правда.
- Но ваша дочь тоже человек музыкальный - она поет. Вы как-то это планировали или все-таки природа такова, что ребенок не мог не запеть в музыкальной семье?
- Знаете, она не только поет. Она закончила два института. Театральный, как актриса, и Академию культуры, как сценарист и режиссер. У нее есть свой маленький детский музыкальный театр, где она ставит мюзиклы. Она счастлива, но еще больше счастливы дети и их родители. Но тем не менее я бы не сказал, что ее путь столь устлан розами, как путь ее мамы - народной артистки России Марии Пахоменко.
- А как образовался ваш судьбоносный для российской эстрады песенный и семейный союз, и что возникло раньше - человеческое любование или профессиональное?
- Я вам просто скажу: увидел косу до щиколоток, такую русскую, такую прекрасную... ни у кого такой косы не было. И вот как ухватился двумя руками за нее... Никому не говорите, держу 48 лет, не выпуская! Она худеет с годами, но что сделаешь? (Смеется.)
- Как вам кажется, фраза "проверено временем" относится к человеческим взаимоотношениям?
- Конечно. У нас же выросла дочь, есть очаровательная голубоглазая внучка - блондинка 16 лет. Ее зовут Мария Пахоменко. Она закончила ту же самую музыкальную школу, расположенную в доме царского министра Витте, это на Каменноостровском, 5, в которой я учился по классу скрипки, потом моя сестра, моя дочь - по классу рояля и после - внучка. Но это ничего не значит. Она музыкантом не будет. Она так решила сама. Когда решают родители, редко что получается. Недавно она попала в Международное детское жюри, которое организовала Софи Лорен с учетом того, что дети неподкупны и искренни. Она расселила нашу молодежь в квартиры к разным итальянским актерам, и они по вечерам и по ночам сидели, смотрели и судили взрослые и детские фильмы. И наша девочка проявила себя там очень хорошо. Что мне больше всего понравилось, что она, живя в итальянской семье, учила их, как правильно нужно готовить пиццу - моя внучка! Вообще она очень умненькая, чем нас бесконечно радует. Она в жизни никогда не сказала "моя бабушка, мой дедушка - народные артисты". Упаси Боже.
- Талантливая жена - это стимул для вашего собственного таланта?
- Талантливая жена - это всегда хорошо. А композитору, если рядом певица с удивительным вкусом, - это очень важно. У Марии Леонидовны концентрация, сплав эстрадного и народного. Я очень многие свои песни выверял по ней.
- Бывало такое, что она просила вас написать для нее?
- Только денег! Просить песни бессмысленно, потому что все, что я пишу, я пишу для нее. Попробовал бы я написать песню и отнести ее, к примеру, Пьехе... О-о-о!
- Ваше творчество зависит от погоды-природы, фаз луны, etc?..
- Это все мимо. Я очень реальный человек. Хожу по твердой земле. Никакие гороскопы, давления, влияния на меня не действуют. "Ах, у меня мигрень, я сегодня не могу работать", - это все оставьте другим.
- Что вам симпатично в окружающих людях и что может оттолкнуть?
- Прежде всего меня отталкивают два понятия (два аспекта) - неискренность и необязательность. Но в людях, Боже мой, так много прекрасного. Красота внутренняя и внешняя, талант. Ум-ум-ум! Три раза повторяю, потому что терпеть не могу недалеких людей, напыщенных и самовлюбленных.
- Когда вы осознали, что вы - композитор?
- Это было, когда я учился в музыкальной школе. И тогда я писал песни, о которых сейчас стыдно вспомнить. Одна из первых, правда, была очень популярна - "Парень с Петроградской стороны", - а пел ее Ким Рыжов. И вторая была - "Капли, дождик". Исполняла Нонна Суханова. Я только вырос из коротких штанишек, ехал в трамвае и слышал, как их напевали. Мне так хотелось подойти и сказать: "Это - мое!" Но стеснялся. А потом появилась песня "Качает". И как "закачало" всю страну! Даже отец Марии Леонидовны сказал: "Откроешь окно, и всех "качает". А если не хвастая, честно признаться: вдохновляли некоторые успехи. Когда напишешь "Карелию" и ее запоет вся страна, потом напишешь "Потому что на десять девчонок...". И вот когда одно подхлестывает другое, когда эти песни живут, как люди... Вы знаете, что "Карелии" в этом году исполнилось 42 года. А после появились мюзиклы, стали основой фильмов, которые теперь вошли уже в классику отечественного кино. Вот если бы не получалось, я бы пошел в инженеры, потому что я окончил Ленинградский электротехнический институт.
- Что для вас хороший мюзикл?
- Прежде всего качественная музыкальная драматургия. Ведь мюзикл, в отличие от оперетты, даже от оперы, я уж не говорю про водевиль и фарс, - новая музыкальная форма, которая не обязательно легкомысленна, наивна, проста и с хеппи-эндом. Ведь мировой мюзикл, как "Волосы", "Призрак оперы", "Иисус Христос" или как наш, к примеру, "Юнона" и "Авось", - это музыкальные и театральные сочинения, которые поднимают очень серьезные вечные человеческие темы. Навзрыд. Если исходить из своего опыта, я взял трилогию Сухово-Кобылина - "Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина". Такие произведения меня греют - серьезные, где есть любовь, где есть высокие чувства и мысли, и когда звучит трагическая тема в оркестре - этим меня привлекает мюзикл.
- Каждая последующая песня лучше предыдущей? Вообще, самого себя превосходить сложно?
- Новая песня должна быть отличной от предыдущей. Не должно быть повторений. Их же нельзя сравнивать, они все такие разные. Как можно сравнить "...остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер..." с "...если бы слов заветных люди не повторяли..." Главное - не повторяться! Нужно искать новое, яркое, но не похожее на уже существующее. С песнями бывало по-разному. Иногда какое-то стихотворение трогало, становилось основой. Но мне в жизни очень-очень повезло. Большинство своих песен и мюзиклов я написал в соавторстве с бесконечно одаренным поэтом, драматургом, стилистом, которого, к сожалению, со мной уже нет. Это Ким Рыжов. Мы с ним вместе учились. Вместе с ним написали первый студенческий спектакль "Весна в ЛЭТИ", с которым мы объехали много городов и который оставил глубочайший след на целые десятилетия. Его помнят до сих пор. Но главное, что все самое дорогое для меня рождалось у нас вместе. Мы с ним думали одинаково. Мы жили в одном доме. Он на восьмом этаже, я на пятом. Знаете, как удобно. Он мне звонит и говорит: "Саня, вот такая строчка..." Я говорю, что прикину сейчас у рояльчика и приду. Понимаете, слово цепляется за ноту, нота за слово. Это и есть самый лучший способ работы. Я работал с разными поэтами, так же как и Ким писал с другими композиторами, но лучшее, что написано нами двумя, написано в тандеме Рыжов - Колкер.
- Как вы думаете, кто принадлежит к вашей аудитории?
- Дело в том, что мы с Марией Леонидовной сейчас востребованы больше, чем в молодости. Поверьте, не лукавлю. Мы только успеваем перекладывать чемоданы. В Таллине мы возглавляем жюри конкурса имени Изабеллы Юрьевой. Мы его придумали, и на него уже несколько лет приезжают роскошные певцы со всего мира. Мы их слушаем и выступаем в заключительных концертах. Переложили чемоданы - в Калининград. Там гастроли. После летим в Волгоград, где проводятся Дельфийские игры. Это состязания в области искусства. Начиная от диджеев и граффити на стенах до русской народной песни. Мы были в жюри эстрадной песни и за два дня прослушали 80 исполнителей, и каждый спел по две песни. А потом Москва... Так и путешествуем.
И когда мы к публике выходим, любой наш концерт начинается с того, что Колкер садится к роялю и играет такую "окрошечку" или "соляночку" - по одному куплетику из всех самых популярных моих песен. Я даю вам слово, и вы можете поверить в мою искренность, проходит ли этот концерт в Иван-городе, или на корабле в Средиземном море в широтах Израиля, или рядом с Барселоной, - всегда, без исключения, любая аудитория со мной поет эти песни. И это для меня великое счастье!
- На чьей музыке вы воспитывались?
- На хорошей! Чайковский, Шуберт, Мусоргский, Бородин. Я играл в симфоническом оркестре. На скрипке я играл Вивальди и Мендельсона. Потом увлекся джазом, когда появились оркестры Эдди Рознера, Лундстрема. Они играли мои сочинения, и я с ними был очень дружен. Я очень дружил с Леонидом Утесовым.
- Как он появился в вашей жизни?
- Очень просто. Мы с Кимом написали песню "О черной и белой зависти". И суть ее так легла и по мысли, и музыкально на его нутро - "...и, наверно, крылья кто-то выдумал, потому что птице позавидовал..." Это настолько была утесовская тема, что он пригласил нас к себе домой, в Москву, мы долго сидели, пили чай, говорили. Он даже дал мне свои стихи. Песни на них у меня не получилось, но дружба осталась. Как-то раз он сказал мне: "Я отношусь к тем людям, которые могут сделать песню, а не к тем, которых делает песня". Великие слова мудреца. Возьмите сегодня любого эстрадного исполнителя. Самого-самого: самого голого, с самой короткой юбкой, и заберите шлягер - исполнителя нет. А Утесов относился к тем столпам, которые могли поднять песню. Это огромный талант. Сейчас веяние времени, когда деньги стали определять слишком многое. В наше время так не было. Если сейчас все сверкает и мелькает, мы обходились лишь поэзией и музыкой!
Марина ЛИСОВЕЦ