Культура
ЛАДЬЯ УПЛЫЛА К СТАНИСЛАВУ ГОВОРУХИНУ
26 августа
- Какие события выборгского кинофестиваля вы отметите?
- Он был 13-м по счету, но прошел очень успешно. Можно сказать, что он стал фестивалем дебютов: была показана первая режиссерская работа Екатерины Шагаловой "Собака Павлова", первая полнометражная картина Артема Антонова "Полумгла", фильм про Чайковского "Апокриф: музыка для Петра и Павла" Аделя Аль-Хадад. Кроме того, демонстрировались и замечательные картины петербургских режиссеров, имена которых уже хорошо известны: "Итальянец" Андрея Кравчука был удостоен "Серебряной ладьи" за лучший актерский ансамбль.
Как всегда, выборгский фестиваль прошел под знаком "Ленфильма". В рамках фестиваля состоялся даже День "Ленфильма", на котором присутствовали московские гости: Станислав Говорухин, удостоенный "Золотой ладьи", Андрей Смирнов (автор "Белорусского вокзала"), представивший свой новый проект. Праздник получился очень теплым, столько добрых слов было сказано, столько историй и эпизодов вспомнили те, кто снимался на "Ленфильме".
Еще одним событием стал 30-летний юбилей картины Ильи Авербаха "Чужие письма". Приехала Ирина Купченко, Светлана Смирнова, которая тогда еще девочкой играла главную роль, и Дмитрий Долинин, который это снимал.
Был показан документальный фильм "Граждане Беслана". Это очень волнующий документ, ведь все знают, что там происходило. Режиссер прямо на фестивале представил человека, который был среди заложников и спас девочку. Это вызвало большой отклик в душах людей.
Выборг - это кинематографический город, настоящее окно в Европу. То, что там всего несколько километров до границы, делает этот фестиваль двойственным: с одной стороны, это бизнес и технологии, которые попадают к нам из-за рубежа, а с другой - это загадочная российская душа, которая воплощена в наших картинах.
- А какое место занимает выборгский среди других фестивалей?
- В Петербурге есть целый ряд фестивалей: "Виват кино России" (праздник российского кино), "Послание к человеку" (старейший международный фестиваль), "Фестиваль фестивалей", предлагающий самые сливки кинематографа, "Начало" и "Питер кид" (режиссерские дебюты, студенческие работы, "лаборатория" и "кухня" будущего кино). Есть еще фестиваль альтернативного кино "Чистые грезы", проводимый Александром Башировым. Мне кажется, изюминка "Окна в Европу" в том, что проводится он не в Петербурге, где полно других культурных соблазнов, а в месте уединенном, где ничто не отвлекает от кино. В Выборге деловая атмосфера: только кино, и ничего кроме.
- Фестиваль хороший, но это не Канны и не МКФ. Что ждет фильмы, представленные на нем?
- Премии - "Золотая ладья" и "Серебряная ладья" - очень важны, они ориентируют зрителя, особенного того, у которого хватает времени только на самое-самое. Если написано, что фильм - лауреат "Оскара", то люди идут не раздумывая. То же и с "Большой золотой ладьей" - это психологически побуждает людей обращать внимание на название картины: как же, слыхал, что-то читал об этом... В этом году "Большую золотую ладью" получил Станислав Говорухин за фильм "Не хлебом единым" по роману Владимира Дудинцева.
- А как этот фестиваль меняется с годами?
- А он с годами не меняется, и это хорошо: он консервативен в самом хорошем смысле слова. Он идет ровно, его всегда отличает высокое качество, хорошая программа. Изменилось только то, что раньше в качестве приза вручали "Сову", а теперь "Ладью". "Ладья" больше отвечает северным традициям, образам викингов и местному колориту. Фестиваль хранит традиции, заложенные в 1993 году. Тогда стране жилось нелегко, но люди поняли, что нужно где-то показывать и пропагандировать наше кино, которое помогает нам жить. Фестиваль не меняется - меняются только фильмы.
Алина ЦИОПА
- Он был 13-м по счету, но прошел очень успешно. Можно сказать, что он стал фестивалем дебютов: была показана первая режиссерская работа Екатерины Шагаловой "Собака Павлова", первая полнометражная картина Артема Антонова "Полумгла", фильм про Чайковского "Апокриф: музыка для Петра и Павла" Аделя Аль-Хадад. Кроме того, демонстрировались и замечательные картины петербургских режиссеров, имена которых уже хорошо известны: "Итальянец" Андрея Кравчука был удостоен "Серебряной ладьи" за лучший актерский ансамбль.
Как всегда, выборгский фестиваль прошел под знаком "Ленфильма". В рамках фестиваля состоялся даже День "Ленфильма", на котором присутствовали московские гости: Станислав Говорухин, удостоенный "Золотой ладьи", Андрей Смирнов (автор "Белорусского вокзала"), представивший свой новый проект. Праздник получился очень теплым, столько добрых слов было сказано, столько историй и эпизодов вспомнили те, кто снимался на "Ленфильме".
Еще одним событием стал 30-летний юбилей картины Ильи Авербаха "Чужие письма". Приехала Ирина Купченко, Светлана Смирнова, которая тогда еще девочкой играла главную роль, и Дмитрий Долинин, который это снимал.
Был показан документальный фильм "Граждане Беслана". Это очень волнующий документ, ведь все знают, что там происходило. Режиссер прямо на фестивале представил человека, который был среди заложников и спас девочку. Это вызвало большой отклик в душах людей.
Выборг - это кинематографический город, настоящее окно в Европу. То, что там всего несколько километров до границы, делает этот фестиваль двойственным: с одной стороны, это бизнес и технологии, которые попадают к нам из-за рубежа, а с другой - это загадочная российская душа, которая воплощена в наших картинах.
- А какое место занимает выборгский среди других фестивалей?
- В Петербурге есть целый ряд фестивалей: "Виват кино России" (праздник российского кино), "Послание к человеку" (старейший международный фестиваль), "Фестиваль фестивалей", предлагающий самые сливки кинематографа, "Начало" и "Питер кид" (режиссерские дебюты, студенческие работы, "лаборатория" и "кухня" будущего кино). Есть еще фестиваль альтернативного кино "Чистые грезы", проводимый Александром Башировым. Мне кажется, изюминка "Окна в Европу" в том, что проводится он не в Петербурге, где полно других культурных соблазнов, а в месте уединенном, где ничто не отвлекает от кино. В Выборге деловая атмосфера: только кино, и ничего кроме.
- Фестиваль хороший, но это не Канны и не МКФ. Что ждет фильмы, представленные на нем?
- Премии - "Золотая ладья" и "Серебряная ладья" - очень важны, они ориентируют зрителя, особенного того, у которого хватает времени только на самое-самое. Если написано, что фильм - лауреат "Оскара", то люди идут не раздумывая. То же и с "Большой золотой ладьей" - это психологически побуждает людей обращать внимание на название картины: как же, слыхал, что-то читал об этом... В этом году "Большую золотую ладью" получил Станислав Говорухин за фильм "Не хлебом единым" по роману Владимира Дудинцева.
- А как этот фестиваль меняется с годами?
- А он с годами не меняется, и это хорошо: он консервативен в самом хорошем смысле слова. Он идет ровно, его всегда отличает высокое качество, хорошая программа. Изменилось только то, что раньше в качестве приза вручали "Сову", а теперь "Ладью". "Ладья" больше отвечает северным традициям, образам викингов и местному колориту. Фестиваль хранит традиции, заложенные в 1993 году. Тогда стране жилось нелегко, но люди поняли, что нужно где-то показывать и пропагандировать наше кино, которое помогает нам жить. Фестиваль не меняется - меняются только фильмы.
Алина ЦИОПА