Культура

ПАПИНО РЕТРО

26 августа
Теперь кажется, что без его картин не представить бурные 80-е и смутные 90-е годы уже ушедшего века в отечественном кино. Когда начинаешь более внимательно всматриваться в фильмографию Петра Ефимовича, то замечаешь его присутствие в знаковых картинах в разные времена российской десятой музы. То в качестве оператора в "Весне на Заречной улице", то на позиции режиссера в "Военно-полевом романе" и "Интердевочке". Не говоря уже о целой серии ретрокартин, поставленных Петром Тодоровским именно тогда, когда про прошлое было невыгодно вспоминать: "Анкор, еще анкор!", "Какая чудная игра", "Ретро втроем". Это можно было бы назвать ностальгией по временам, когда иллюзии добра и справедливости были еще в ходу не только на уровне официальной идеологии, но и в душе у каждого обывателя.
Нынче иные времена. Их жесткость, переходящая в жестокость, порою прорывается и у Тодоровского, как в том эпизоде в "Ретро втроем", когда "крутой новый русский" (яркий экранный выход пианиста Николая Петрова) сует в зубы растерянному герою Маковецкого денежную купюру. Однажды сам Петр Ефимович на мой вопрос о том, стал бы он сегодня ставить "Интердевочку", ответил: "Конечно! Но сделал бы картину гораздо жестче, с меньшим сочувствием к героиням". Впрочем, и его реальная "Интердевочка" спровоцировала не только дискуссии, но и интерес к теме падших и заблудших.
Наверное, поэтому так любят сниматься у Петра Тодоровского актеры разных поколений и разных школ. Заметные роли в своей карьере сыграли у него Людмила Гурченко и Наталья Андрейченко, Инна Чурикова и Николай Бурляев, Валентин Гафт и Елена Яковлева, Ирина Розанова и Евгений Сидихин, Евгений Миронов и Геннадий Назаров. Этот режиссер знает толк в людях и талантах, потому что сам талантлив и чуток, а еще и потому, что знает цену человеческой жизни, пройдя Великую Отечественную.
Петр Ефимович никогда не сводит счеты с прошлым, как порою это делают более молодые и циничные его коллеги. Он его любит, обожает до слез. Как еще иначе могла родиться знаменитая песенка "Рио-Рита, Рио-Рита - крутится фокстрот, на площадке танцевальной сорок первый год"? У Тодоровского чуткий слух на мелодии и ритмы времени.
Такое может передаваться и на генетическом уровне. Поэтому, наверное, и случился в жизни нашего кино еще один режиссер с фамилией Тодоровский, по имени Валерий и с отчеством - Петрович. Никто и не думает называть его "младшим", ибо хотя он и сын нашего юбиляра, но человек другой эпохи, другого отношения к жизни и другого музыкального слуха. Мелодию времени Валерий Петрович слышит иначе, чем Тодоровский-старший. И в этом залог того, что наше кино не стоит на месте, вспоминая былые заслуги и мечтая об "Оскарах".
Кстати, лет двадцать назад Петр Ефимович едва не получил эту золотую статуэтку. Тогда "Военно-полевой роман" номинировался в категории "Лучший иноязычный фильм года". Американская киноакадемия не рискнула оценить наше кино про наше прошлое. Зато в который раз, когда фильм показывают по телевизору, ждешь его волшебный финал с этим радостным и чувственным криком в распахнутое окно, на улицу, в заморозки зимнего утра: "Господи, хорошо-то как!" Вот об этом и снимает кино Петр Тодоровский.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь