Культура
ОТ ИМЕНИ ТЕАТРА
15 сентября
Уроженец Ленинграда и почетный гражданин Санкт-Петербурга, художественный руководитель прославленного БДТ в течение полутора десятков лет и один из лидеров его труппы в течение полувека, народный артист и лауреат, депутат - это все о нем, о человеке, без которого культурную жизнь нашего города и нашей страны невозможно представить. Жизненный путь и творческая биография Кирилла Юрьевича Лаврова описаны во многих книгах и статьях. И, как у любой крупной личности в искусстве, в жизни Лаврова сегодня, очевидно, находятся поворотные моменты, определившие судьбу раз и навсегда. Первым из них было решение стать артистом, второе - встреча с Георгием Товстоноговым. Дальше оставалось только трудиться и верить в талант гениального режиссера и свое собственное призвание.
Сыгранного Лавровым хватит надолго тем, кто будет изучать историю русского театра и кино второй половины ХХ века. Сделанного в театральной жизни России и той страны, которую называли Советским Союзом, тоже. Ему было легко выходить на сцену и сниматься в кино в ролях современников, потому что в его актерской органике не было ничего двойного, скрытого. Когда мне довелось снимать с ним очередную новеллу "Мужских историй", то ощущение радостного общения не покидало меня во время записи. "Светлый человек!" - сказал о нем наш режиссер.
Помню, как в детстве увидел Кирилла Юрьевича, едущим на спектакль в метро. И не было в этом ничего сверхъестественного. Он казался вполне обычным пассажиром, как и десяток других. И потому никого не удивляло, что роли человека от театра Товстоногов поручал Лаврову в нескольких своих ключевых спектаклях. Никого не удивляла и не удивляет и социальная активность знаменитого артиста во все времена. В силу характера и обстоятельств он не мог поступать иначе. Хотя, конечно, порою за его ленинским циклом многие критики и любители театра и кино никак не хотели видеть лавровский талант к перевоплощению. Но каждая такая роль была сенсацией - Молчалин, Соленый, Городничий, Матиас Клаузен (бесспорная классика актерского мастерства) и даже Барон в "Бандитском Петербурге".
В "Борисе Годунове" Лавров выходил на подмостки родного БДТ в знаковой роли Пимена, свидетеля драматических событий отечественной истории. Эта творческая рифма слишком очевидна, чтобы ее не было невозможно не заметить. Кирилл Юрьевич был, есть и останется хранителем тех традиций великого товстоноговского театра, который весь культурный мир знает как БДТ. Он, как никто другой, имеет на это право.
Лет пять назад, незадолго до 75-летнего юбилея, автор этих строк уговаривал Кирилла Юрьевича сняться в телевизионной программе, а он с трудом находил время в своем до предела насыщенном расписании "окно". При этом Лавров приговаривал: "Покоя не дают! А ведь мне уже 75!" Однако нынешнего юбиляра невозможно представить себе мирно греющемся где-нибудь на солнышке, вкушающим блага заслуженного отдыха. Не такой у Кирилла Юрьевича характер. Думаю, что и сегодня он мог бы повторить ту же самую реплику. Но в цифру "80" все равно не верится! А он и доказывает это, подготовив к юбилею премьеру "Квартета" вместе со своим старинными друзьями-товарищами.
Накануне столь круглой и славной даты Кириллу Юрьевичу было не до интервью. Но в моем архиве сохранилась беседа с ним, где он пять лет назад много рассказывал и о театре, и о себе. Думаю, что у него вряд ли за это время изменились высказанные оценки. Тем более что Лавров всегда был не склонен к тому, чтобы менять свое мнение. Он, как настоящий мужчина, всегда говорит то, что думает, и всегда держит слово.
О БДТ
- У меня было много замечательных стимулов для жизни. Прежде всего мой театр, в котором я работал тридцать три года с самым легендарным человеком - Георгием Александровичем Товстоноговым. У меня была счастливая судьба в театре, потому что я попал с самого начала в группу актеров, которые играли практически из спектакля в спектакль. Такая товстоноговская гвардия. У меня были очень интересные роли. А кино появилось впоследствии, когда театр приобрел популярность, когда на него стали ходить много людей.
О ТОВСТОНОГОВЕ
- Когда его представляли труппе БДТ, то он произнес историческую фразу: "Я несъедобен". Товстоногов провозгласил, что в театре должна быть добровольная диктатура. Это была диктатура очень сильного, очень мощного, очень талантливого человека, и каждый считал за счастье быть рабом этой диктатуры.
Мы с ним были на "вы". Как с ним можно было быть на "ты", это невозможно! Когда мы были в каком-то близком, интимном разговоре, я его мог назвать Гога. Он меня всегда называл Кира, но тоже на "вы". А за глаза его, конечно, все называли Гога: "Гога пришел", "Гога ушел", "Гога сказал".
О ЛЕНИНЕ И НИКОЛАЕ ВТОРОМ
- У меня был случай, когда Элем Климов пригласил меня в "Агонии" на роль Николая Второго. И в общем была неплохая проба, но из Госкино последовал звонок: "Вы что, с ума сошли, Лавров только что Ленина сыграл, а сейчас будет играть Николая Второго, как такое может быть!" Я понял, что это будет моя гибель актерская, если сейчас поддамся: буду играть Ленина в разных вариантах. Поэтому добился свидания с завотделом культуры ЦК партии Василием Шауро и сказал ему, что я - актер, но я не хочу быть актером в одной только роли. Он меня успокоил, что это инициатива исключительно Госкино.
Хотя потом все же несколько раз пришлось сыграть Ленина и в кино, и в театре. Но всегда старался стащить его с пьедестала, внутренне приблизиться к нему, увидеть в нем живого человека. Я собрал большое количество фотографий, разглядывал их в лупу, смотрел, какой у него потертый пиджак, пуговка висит непришитая.
ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ
- Я вообще очень увлекающийся человек. Могу загореться чем-то и увлекаюсь до безумия, но потом, правда, часто увлечение уходит, остывает. И я увлекаюсь чем-то другим. Поэтому, вероятно, в спорте я не достиг больших высот. Хотя нет вида спорта, каким бы я не занимался. У меня был первый разряд по гимнастике и в футбол играл, и на лыжах, и даже фехтованием одно время занимался. Это потом пригодилось. Я не распух, не растолстел, до сих пор считаю себя в нормальной спортивной форме. А в последние годы очень увлекся теннисом.
Среди других моих увлечений - нумизматика. Собирал очень долго русские монеты. От этого увлечения у меня осталась неплохая коллекция.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Сыгранного Лавровым хватит надолго тем, кто будет изучать историю русского театра и кино второй половины ХХ века. Сделанного в театральной жизни России и той страны, которую называли Советским Союзом, тоже. Ему было легко выходить на сцену и сниматься в кино в ролях современников, потому что в его актерской органике не было ничего двойного, скрытого. Когда мне довелось снимать с ним очередную новеллу "Мужских историй", то ощущение радостного общения не покидало меня во время записи. "Светлый человек!" - сказал о нем наш режиссер.
Помню, как в детстве увидел Кирилла Юрьевича, едущим на спектакль в метро. И не было в этом ничего сверхъестественного. Он казался вполне обычным пассажиром, как и десяток других. И потому никого не удивляло, что роли человека от театра Товстоногов поручал Лаврову в нескольких своих ключевых спектаклях. Никого не удивляла и не удивляет и социальная активность знаменитого артиста во все времена. В силу характера и обстоятельств он не мог поступать иначе. Хотя, конечно, порою за его ленинским циклом многие критики и любители театра и кино никак не хотели видеть лавровский талант к перевоплощению. Но каждая такая роль была сенсацией - Молчалин, Соленый, Городничий, Матиас Клаузен (бесспорная классика актерского мастерства) и даже Барон в "Бандитском Петербурге".
В "Борисе Годунове" Лавров выходил на подмостки родного БДТ в знаковой роли Пимена, свидетеля драматических событий отечественной истории. Эта творческая рифма слишком очевидна, чтобы ее не было невозможно не заметить. Кирилл Юрьевич был, есть и останется хранителем тех традиций великого товстоноговского театра, который весь культурный мир знает как БДТ. Он, как никто другой, имеет на это право.
Лет пять назад, незадолго до 75-летнего юбилея, автор этих строк уговаривал Кирилла Юрьевича сняться в телевизионной программе, а он с трудом находил время в своем до предела насыщенном расписании "окно". При этом Лавров приговаривал: "Покоя не дают! А ведь мне уже 75!" Однако нынешнего юбиляра невозможно представить себе мирно греющемся где-нибудь на солнышке, вкушающим блага заслуженного отдыха. Не такой у Кирилла Юрьевича характер. Думаю, что и сегодня он мог бы повторить ту же самую реплику. Но в цифру "80" все равно не верится! А он и доказывает это, подготовив к юбилею премьеру "Квартета" вместе со своим старинными друзьями-товарищами.
Накануне столь круглой и славной даты Кириллу Юрьевичу было не до интервью. Но в моем архиве сохранилась беседа с ним, где он пять лет назад много рассказывал и о театре, и о себе. Думаю, что у него вряд ли за это время изменились высказанные оценки. Тем более что Лавров всегда был не склонен к тому, чтобы менять свое мнение. Он, как настоящий мужчина, всегда говорит то, что думает, и всегда держит слово.
О БДТ
- У меня было много замечательных стимулов для жизни. Прежде всего мой театр, в котором я работал тридцать три года с самым легендарным человеком - Георгием Александровичем Товстоноговым. У меня была счастливая судьба в театре, потому что я попал с самого начала в группу актеров, которые играли практически из спектакля в спектакль. Такая товстоноговская гвардия. У меня были очень интересные роли. А кино появилось впоследствии, когда театр приобрел популярность, когда на него стали ходить много людей.
О ТОВСТОНОГОВЕ
- Когда его представляли труппе БДТ, то он произнес историческую фразу: "Я несъедобен". Товстоногов провозгласил, что в театре должна быть добровольная диктатура. Это была диктатура очень сильного, очень мощного, очень талантливого человека, и каждый считал за счастье быть рабом этой диктатуры.
Мы с ним были на "вы". Как с ним можно было быть на "ты", это невозможно! Когда мы были в каком-то близком, интимном разговоре, я его мог назвать Гога. Он меня всегда называл Кира, но тоже на "вы". А за глаза его, конечно, все называли Гога: "Гога пришел", "Гога ушел", "Гога сказал".
О ЛЕНИНЕ И НИКОЛАЕ ВТОРОМ
- У меня был случай, когда Элем Климов пригласил меня в "Агонии" на роль Николая Второго. И в общем была неплохая проба, но из Госкино последовал звонок: "Вы что, с ума сошли, Лавров только что Ленина сыграл, а сейчас будет играть Николая Второго, как такое может быть!" Я понял, что это будет моя гибель актерская, если сейчас поддамся: буду играть Ленина в разных вариантах. Поэтому добился свидания с завотделом культуры ЦК партии Василием Шауро и сказал ему, что я - актер, но я не хочу быть актером в одной только роли. Он меня успокоил, что это инициатива исключительно Госкино.
Хотя потом все же несколько раз пришлось сыграть Ленина и в кино, и в театре. Но всегда старался стащить его с пьедестала, внутренне приблизиться к нему, увидеть в нем живого человека. Я собрал большое количество фотографий, разглядывал их в лупу, смотрел, какой у него потертый пиджак, пуговка висит непришитая.
ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ
- Я вообще очень увлекающийся человек. Могу загореться чем-то и увлекаюсь до безумия, но потом, правда, часто увлечение уходит, остывает. И я увлекаюсь чем-то другим. Поэтому, вероятно, в спорте я не достиг больших высот. Хотя нет вида спорта, каким бы я не занимался. У меня был первый разряд по гимнастике и в футбол играл, и на лыжах, и даже фехтованием одно время занимался. Это потом пригодилось. Я не распух, не растолстел, до сих пор считаю себя в нормальной спортивной форме. А в последние годы очень увлекся теннисом.
Среди других моих увлечений - нумизматика. Собирал очень долго русские монеты. От этого увлечения у меня осталась неплохая коллекция.
Сергей ИЛЬЧЕНКО