Культура
АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ: Я НЕ ЗАНИМАЮСЬ ПОЛИТИКОЙ
16 сентября
Грянувшие перемены позволили рассказывать о материях более тонких и изысканных - вроде творчества Романа Виктюка или митьков. А затем и вовсе Алексей Учитель удивил всех, в том числе, наверное, и самого себя, перейдя из документалистики в игровое кино. Последовали ленты, в центре которых стояли знаковые фигуры отечественной культуры - Ольга Спесивцева ("Мания Жизели") и Иван Бунин ("Дневник его жены"). И вот еще один неожиданный поворот. После этюдно-легкой "Прогулки", принятой критикой и публикой, последовала картина, где мифы ушедшей эпохи сошлись с судьбой героев из глубинки. "Космос как предчувствие" - так был назван новый фильм Алексея Учителя. Гран-при Московского кинофестиваля 2005 года и бурная полемика в прессе в очередной раз доказали ту истину, что этот режиссер всегда нащупывает нерв жизни современников и их отношения к тому, что зовется прошлым...
С этого и начался наш разговор о кино, о мифах советской эпохи и о том, как мы живем сегодня...
- Вы практически в каждом из фильмов обращаетесь ко временам прошедшим. Это сознательный выбор или бегство от нынешней реальности?
- Во-первых, герои моего предыдущего фильма "Прогулка" гуляют по современному Невскому проспекту Петербурга. А во-вторых, прошлое для меня - всего лишь исторический фон. Я не ставил себе целью досконально воспроизводить все детали быта.
- А как же песня из фильма Данелии "Путь к причалу", которая звучит в фильме "Космос как предчувствие"? Ведь фильм появился позже на несколько лет, чем то время, которое вы обозначаете в картине...
- Этот анахронизм не вы первый заметили. Мне важнее всего была не точность, а эмоциональное состояние героев, которое хотелось выразить в звуках. И когда меня спрашивают: назовите точный год действия вашей картины, то я теряюсь...
- Год как раз определить несложно: между 1957 и 1961-м...
- Вот видите, как точно! Ведь мы сознательно выбрали такой период - между запуском первого спутника и полетом Гагарина, потому что это было невероятное ощущение времени и жажды чего-то необычного. Стремление к какому-то сумасшедшему прорыву. Помню свои детские ощущения того времени. Наверное, они так сильно на меня и повлияли при съемках этой картины.
- Однако ваши герои и в этом фильме, и в предыдущих выглядят как люди, хотя и одержимые...
- То есть сумасшедшие?
- Вроде этого.
- Когда-то я снимал документальный фильм "Обводный канал". Удивительно урбанистический пейзаж там был. Это было пятнадцать лет назад. Там находятся три сумасшедших дома. Хотя внешне они выглядят вполне нормально. Так же и люди, которые внешне похожи на других людей, но внутри некоторых из них и живет некая сумасшедшинка, одержимость. Вот о чем хотелось рассказать. О некой мечте, к которой стремится как один человек, так и весь народ. Как вы думаете: Юрий Гагарин был сумасшедший? Нормальный человек вряд ли бы полез в некую капсулу, которую потом куда-то вверх запускают. Никто ведь и не знает, каким он вернулся из космоса. Все относительно. Просто есть некая мечта. И хорошо, что она есть у большинства людей. Только, к сожалению, не каждый человек ее может реализовать.
- Вы специально искали такие места, которые выглядят, как в 50-е годы прошлого века?
- Если вы отъедете от Петербурга километров на сто, то вы без труда найдете те места, которые выглядят ровно так же, как и в 50-е годы. Где-нибудь в Волхове или Сясьстрое, где мы и снимали натуру. Мне даже показалось, что и нынче люди живут точно так же, как и полвека назад. Словно время остановилось.
- В финале картины "Космос как предчувствие" герой встречает некоего молодого летчика, которого зовут Юра. Это такой специальный намек на Гагарина?
- А с каким именем должно ассоциироваться у нынешнего поколения молодых людей то время? Ведь Гагарин, по сути, для многих - реальная суперзвезда эпохи, ее знак, символ. Для меня он - не бог, а простой обычный человек, который в конце жизни много выпивал, пополнел. Но после того как он слетал, он и стал немного сумасшедшим, потому что видел и почувствовал нечто, что другим было не дано.
- Вы так трепетно относитесь к прошлому, что вас даже упрекали некоторые критики за чрезмерное воспевание советской эпохи....
- Я не ставил себе целью воспеть ту или иную эпоху. Мне всегда были важны обстоятельства, в которых действуют герои моих картин. Да, в фильме "Космос как предчувствие" сознательно был выбран именно тот период, который позже назовут "хрущевской оттепелью"...
- Однако в фильме этой "оттепели" еще не чувствуется. Как-то неуютно в этой эпохе вашим героям.
- А жизнь у народа всегда была трудная, и об этом немало поставлено фильмов. И достаточно талантливых. В том числе и про все ужасы режима. Но в российской истории двадцатого века есть две даты, которые в народном сознании носят символический характер. Они заставляют нацию уважать саму себя. Это - 9 Мая и 12 апреля. Ведь та перестройка, которая случилась во второй половине 80-х годов, была бы невозможна без полета Гагарина. Просто сознание должно было сформироваться соответствующее. Как некое предчувствие перемен. Вот об этом кино. Для меня смешно слышать слова о том, что кино может иметь политический смысл. Я не занимаюсь политикой. Мне-то кажется, что в кино важнее драматургия, характеры людей, их истории.
- В финале картины появляется документальная хроника. Это дань вашим увлечениям юности?
- Отнюдь. Нам надо было дать ощущение реальности того, что происходило с героем Евгения Миронова, мечтавшим о покорении космоса, поэтому и финал смонтирован так, что его герой как бы поздравляет с цветами Гагарина, едущего в открытой машине по Москве. Пришлось исхитриться и немного подправить хронику, потому что на знаменитом кадре с человеком, выбегающим из толпы, при ближайшем рассмотрении оказался... негр. Но мы сумели "поменять" ему, как Майклу Джексону, цвет кожи.
- Вы не собираетесь возвращаться в документалистику?
- Я всегда мечтал снимать игровое кино. Только моя жизнь складывалась таким образом, что с мечтой пришлось повременить. Ведь и первый игровой фильм "Мания Жизели" я сделал как игровой почти случайно. Мы собирались делать документальное кино про Ольгу Спесивцеву, брать у нее интервью. Собрали много архивных материалов и документов. Но наше героиня умерла, и тогда мы решили сделать игровую картину. А дальше уже был сознательный выбор, инспирируемый Дуней Смирновой, которая подала идею сделать фильм о Бунине и предложила своего папу, режиссера Андрея Смирнова, на роль писателя.
- Однако сценарий "Космоса как предчувствия" написал совсем другой драматург - Александр Миндадзе. А ведь он редко работает с другими режиссерами. Все знают про дуэт Миндадзе-Абдрашитов...
- Сценарий мне был предложен самим автором. Когда я его прочел, то ощущение эпохи, в нем выраженное, совпало с моим. И я решил его ставить...
- Многие московские критики с удивлением писали о том, что ваша картина получила Гран-при последнего Московского кинофестиваля. Как вы относитесь к утверждению, что именно президент фестиваля Никита Михалков "выбил" для вас Гран-при?
- Московские критики много чего пишут в своих журналах и газетах. У любого режиссера всегда есть сторонники и противники. Когда была пресс-конференция по фильму "Прогулка", то я достаточно резко выступил по поводу того, что творится в нашей прессе. И думаю, что до сих пор это мне аукается. Тем не менее я не меняю своей позиции. И пусть это кому-то может и не нравиться, ведь особенность творчества иных киножурналистов в том, что они не пишут непосредственно про кино. Их интересуют скандалы, сплетни, разводы, браки. Они лишь описывают ситуации вокруг да около кино. А наша ситуация в случае с последним Московским кинофестивалем была предельно проста. Было жюри, состоящее из очень уважаемых людей. На них не очень-то и надавишь. Именно иностранные члены жюри предложили выдвинуть картину на главный приз. Это была единственная картина, по которой голосование было единогласным. О чем председатель жюри Валентин Черных и сказал на церемонии. Хотя на этом фестивале были очень достойные фильмы. Поэтому все разговоры о "помощи" Михалкова недостойны внимания.
- Но ведь многие писали о том, что второй год подряд с явным преимуществом побеждает российская картина...
- Вы еще вспомните о том, что второй год подряд побеждает режиссер из Петербурга. Впору писать о засилье "питерских" в кино. Радоваться надо тому, что у нас есть такие картины, которые могут соревноваться с лентами других стран. В Америке, если бы их фильмы два года подряд побеждали на каком-нибудь фестивале, были бы только рады. А у нас зависть бежит впереди всех чувств.
- Ваше имя в титрах фильма обозначено еще и в качестве продюсера. Значит, больше не будете ставить фильмы?
- Почему же? Просто в определенный момент я понял, что лучше взять дело в свои руки, потому что в нынешних условиях производство фильма порою движется рывками. Я, наверное, не открою секрета, если скажу, что фильм "Прогулка" возник тогда, когда мы остановились в поисках финансов на съемки "Космоса...". Продюсерство - вынужденное занятие. Им занялся для того, чтобы дать другим талантливым людям возможность попробовать себя в режиссуре. С надеждой жду окончания работы над картиной, которой, например, Дуня Смирнова, мой постоянный друг и сценарист, дебютирует как режиссер.
- Вы сами снова будете снимать фильмы о кумирах прошлого?
- Мы не полюбим нашу страну до тех пор, пока не появится фигура человека, которого полюбят все. Я не знаю, кто это будет. Может быть, марсианин. А пока фигура Юрия Гагарина как раз и есть тот самый "брэнд", которого раньше справедливо называли словом "кумир". Равных ему по славе и популярности, не говоря уже о его обаянии, пока нет.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
С этого и начался наш разговор о кино, о мифах советской эпохи и о том, как мы живем сегодня...
- Вы практически в каждом из фильмов обращаетесь ко временам прошедшим. Это сознательный выбор или бегство от нынешней реальности?
- Во-первых, герои моего предыдущего фильма "Прогулка" гуляют по современному Невскому проспекту Петербурга. А во-вторых, прошлое для меня - всего лишь исторический фон. Я не ставил себе целью досконально воспроизводить все детали быта.
- А как же песня из фильма Данелии "Путь к причалу", которая звучит в фильме "Космос как предчувствие"? Ведь фильм появился позже на несколько лет, чем то время, которое вы обозначаете в картине...
- Этот анахронизм не вы первый заметили. Мне важнее всего была не точность, а эмоциональное состояние героев, которое хотелось выразить в звуках. И когда меня спрашивают: назовите точный год действия вашей картины, то я теряюсь...
- Год как раз определить несложно: между 1957 и 1961-м...
- Вот видите, как точно! Ведь мы сознательно выбрали такой период - между запуском первого спутника и полетом Гагарина, потому что это было невероятное ощущение времени и жажды чего-то необычного. Стремление к какому-то сумасшедшему прорыву. Помню свои детские ощущения того времени. Наверное, они так сильно на меня и повлияли при съемках этой картины.
- Однако ваши герои и в этом фильме, и в предыдущих выглядят как люди, хотя и одержимые...
- То есть сумасшедшие?
- Вроде этого.
- Когда-то я снимал документальный фильм "Обводный канал". Удивительно урбанистический пейзаж там был. Это было пятнадцать лет назад. Там находятся три сумасшедших дома. Хотя внешне они выглядят вполне нормально. Так же и люди, которые внешне похожи на других людей, но внутри некоторых из них и живет некая сумасшедшинка, одержимость. Вот о чем хотелось рассказать. О некой мечте, к которой стремится как один человек, так и весь народ. Как вы думаете: Юрий Гагарин был сумасшедший? Нормальный человек вряд ли бы полез в некую капсулу, которую потом куда-то вверх запускают. Никто ведь и не знает, каким он вернулся из космоса. Все относительно. Просто есть некая мечта. И хорошо, что она есть у большинства людей. Только, к сожалению, не каждый человек ее может реализовать.
- Вы специально искали такие места, которые выглядят, как в 50-е годы прошлого века?
- Если вы отъедете от Петербурга километров на сто, то вы без труда найдете те места, которые выглядят ровно так же, как и в 50-е годы. Где-нибудь в Волхове или Сясьстрое, где мы и снимали натуру. Мне даже показалось, что и нынче люди живут точно так же, как и полвека назад. Словно время остановилось.
- В финале картины "Космос как предчувствие" герой встречает некоего молодого летчика, которого зовут Юра. Это такой специальный намек на Гагарина?
- А с каким именем должно ассоциироваться у нынешнего поколения молодых людей то время? Ведь Гагарин, по сути, для многих - реальная суперзвезда эпохи, ее знак, символ. Для меня он - не бог, а простой обычный человек, который в конце жизни много выпивал, пополнел. Но после того как он слетал, он и стал немного сумасшедшим, потому что видел и почувствовал нечто, что другим было не дано.
- Вы так трепетно относитесь к прошлому, что вас даже упрекали некоторые критики за чрезмерное воспевание советской эпохи....
- Я не ставил себе целью воспеть ту или иную эпоху. Мне всегда были важны обстоятельства, в которых действуют герои моих картин. Да, в фильме "Космос как предчувствие" сознательно был выбран именно тот период, который позже назовут "хрущевской оттепелью"...
- Однако в фильме этой "оттепели" еще не чувствуется. Как-то неуютно в этой эпохе вашим героям.
- А жизнь у народа всегда была трудная, и об этом немало поставлено фильмов. И достаточно талантливых. В том числе и про все ужасы режима. Но в российской истории двадцатого века есть две даты, которые в народном сознании носят символический характер. Они заставляют нацию уважать саму себя. Это - 9 Мая и 12 апреля. Ведь та перестройка, которая случилась во второй половине 80-х годов, была бы невозможна без полета Гагарина. Просто сознание должно было сформироваться соответствующее. Как некое предчувствие перемен. Вот об этом кино. Для меня смешно слышать слова о том, что кино может иметь политический смысл. Я не занимаюсь политикой. Мне-то кажется, что в кино важнее драматургия, характеры людей, их истории.
- В финале картины появляется документальная хроника. Это дань вашим увлечениям юности?
- Отнюдь. Нам надо было дать ощущение реальности того, что происходило с героем Евгения Миронова, мечтавшим о покорении космоса, поэтому и финал смонтирован так, что его герой как бы поздравляет с цветами Гагарина, едущего в открытой машине по Москве. Пришлось исхитриться и немного подправить хронику, потому что на знаменитом кадре с человеком, выбегающим из толпы, при ближайшем рассмотрении оказался... негр. Но мы сумели "поменять" ему, как Майклу Джексону, цвет кожи.
- Вы не собираетесь возвращаться в документалистику?
- Я всегда мечтал снимать игровое кино. Только моя жизнь складывалась таким образом, что с мечтой пришлось повременить. Ведь и первый игровой фильм "Мания Жизели" я сделал как игровой почти случайно. Мы собирались делать документальное кино про Ольгу Спесивцеву, брать у нее интервью. Собрали много архивных материалов и документов. Но наше героиня умерла, и тогда мы решили сделать игровую картину. А дальше уже был сознательный выбор, инспирируемый Дуней Смирновой, которая подала идею сделать фильм о Бунине и предложила своего папу, режиссера Андрея Смирнова, на роль писателя.
- Однако сценарий "Космоса как предчувствия" написал совсем другой драматург - Александр Миндадзе. А ведь он редко работает с другими режиссерами. Все знают про дуэт Миндадзе-Абдрашитов...
- Сценарий мне был предложен самим автором. Когда я его прочел, то ощущение эпохи, в нем выраженное, совпало с моим. И я решил его ставить...
- Многие московские критики с удивлением писали о том, что ваша картина получила Гран-при последнего Московского кинофестиваля. Как вы относитесь к утверждению, что именно президент фестиваля Никита Михалков "выбил" для вас Гран-при?
- Московские критики много чего пишут в своих журналах и газетах. У любого режиссера всегда есть сторонники и противники. Когда была пресс-конференция по фильму "Прогулка", то я достаточно резко выступил по поводу того, что творится в нашей прессе. И думаю, что до сих пор это мне аукается. Тем не менее я не меняю своей позиции. И пусть это кому-то может и не нравиться, ведь особенность творчества иных киножурналистов в том, что они не пишут непосредственно про кино. Их интересуют скандалы, сплетни, разводы, браки. Они лишь описывают ситуации вокруг да около кино. А наша ситуация в случае с последним Московским кинофестивалем была предельно проста. Было жюри, состоящее из очень уважаемых людей. На них не очень-то и надавишь. Именно иностранные члены жюри предложили выдвинуть картину на главный приз. Это была единственная картина, по которой голосование было единогласным. О чем председатель жюри Валентин Черных и сказал на церемонии. Хотя на этом фестивале были очень достойные фильмы. Поэтому все разговоры о "помощи" Михалкова недостойны внимания.
- Но ведь многие писали о том, что второй год подряд с явным преимуществом побеждает российская картина...
- Вы еще вспомните о том, что второй год подряд побеждает режиссер из Петербурга. Впору писать о засилье "питерских" в кино. Радоваться надо тому, что у нас есть такие картины, которые могут соревноваться с лентами других стран. В Америке, если бы их фильмы два года подряд побеждали на каком-нибудь фестивале, были бы только рады. А у нас зависть бежит впереди всех чувств.
- Ваше имя в титрах фильма обозначено еще и в качестве продюсера. Значит, больше не будете ставить фильмы?
- Почему же? Просто в определенный момент я понял, что лучше взять дело в свои руки, потому что в нынешних условиях производство фильма порою движется рывками. Я, наверное, не открою секрета, если скажу, что фильм "Прогулка" возник тогда, когда мы остановились в поисках финансов на съемки "Космоса...". Продюсерство - вынужденное занятие. Им занялся для того, чтобы дать другим талантливым людям возможность попробовать себя в режиссуре. С надеждой жду окончания работы над картиной, которой, например, Дуня Смирнова, мой постоянный друг и сценарист, дебютирует как режиссер.
- Вы сами снова будете снимать фильмы о кумирах прошлого?
- Мы не полюбим нашу страну до тех пор, пока не появится фигура человека, которого полюбят все. Я не знаю, кто это будет. Может быть, марсианин. А пока фигура Юрия Гагарина как раз и есть тот самый "брэнд", которого раньше справедливо называли словом "кумир". Равных ему по славе и популярности, не говоря уже о его обаянии, пока нет.
Сергей ИЛЬЧЕНКО