Северо-Запад
НЕ ДЫРЫ ЛАТАТЬ, А ПРОБЛЕМУ РЕШАТЬ
16 сентября
КАК ХРУЩЕВ УДВОИЛ МУРМАНЧАН
На Кольской земле бывали многие знаменитости. Так, Мурманск посещали Киров, Микоян, Хрущев, Гагарин, Кастро, Горбачев, Касьянов. Первое, что они видели, подъезжая к столице Заполярья, - гигантское зеленое здание железнодорожного вокзала, увенчанное алой звездочкой. Больше всех оно потрясло Никиту Хрущева. "Он приехал в Мурманск на поезде 18 июля 1962 года, - рассказывает мурманский краевед Вячеслав Кузнецов. - У перрона предводителя советского народа, как и водится, встречали высокие чины, пионеры и прочая общественность. Никита Сергеевич пешком прогулялся до "Арктики" и уже оттуда поехал смотреть город - рыбный порт, рыбокомбинат, холодильный завод... Никаких оценок городу он особо не давал, вот только перед отъездом на перроне Хрущев обратился лицом к зданию вокзала со следующими словами: "Интересный у вас вокзал, дважды дорогие мурманчане!" Видимо, в этих словах подразумевалась не его большая любовь к северу, а выплачиваемые полярные надбавки".
К этому рассказу можно относиться как к байке, но одно надо признать - вокзал у мурманчан действительно "интересный". Эпитет подобран как нельзя точно: небольшой, полукруглый, украшенный колоннами и высоченным шпилем со звездочкой. Здание было возведено еще в 1954 году, и только в 1962-м к нему было пристроено два корпуса, в которых сейчас размещаются зал ожидания и ресторан. С тех пор его внешний вид практически не изменился.
РЕКОНСТРУКЦИЯ В ДВА ЭТАПА
Городские здания, пусть и медленнее, чем люди, но также неотвратимо стареют. Вот и Мурманский железнодорожный вокзал подошел к тому сроку, когда ему просто необходима реконструкция. Он устарел и физически, и морально - для пассажиров вокзал стал просто неудобен. Внутренних помещений не хватает под самое необходимое: просторный зал ожидания, камеры хранения и так далее. Так что косметическими ремонтами здания, как это делалось раньше, уже не обойтись. Нужна коренная его модернизация.
Как сказали корреспонденту "НВ" на Октябрьской железной дороге, уже разработан проект капитальной реконструкции вокзала. Дело это, понятно, дорогостоящее. Поэтому в планах трехстороннее финансирование работ. То есть кроме самой ОЖД еще и со стороны администраций города Мурманска и области. Уже согласовано технико-экономическое обоснование реконструкции вокзала, которая пройдет в два этапа. Работы начнутся уже в следующем году.
Андрей Изотов, исполняющий обязанности руководителя городского департамента архитектуры города Мурманска:
- Проект действительно задуман железнодорожниками грандиозный. На первом этапе приведут в порядок инженерные сети и пути в районе вокзала, устроят навесы над платформами. Кроме того, сделают полностью автономной трансформаторную подстанцию, но главное - запланировано строительство второго корпуса вокзала с залами ожидания, кассами, торговыми, административными и прочими помещениями. Он разместится южнее ныне действующего здания, за комплексом торговли цветами.
Второй этап предусматривает строительство эстакады для автобусов на площади перед автовокзалом, где намечено устроить двухуровневую площадку. (Автовокзал в Мурманске примыкает к железнодорожному вокзалу.) Будут благоустроены и улицы Коминтерна и Володарского с ведущими к вокзалу пешеходными переходами. По возможности расширят проезжую часть и благоустроят пешеходные переходы близ магазина "Моисей" как раз напротив вокзала. На два этажа будет разделен и сам зал ожидания, на одном из которых откроются кассы. На всей территории вокруг и внутри вокзала оборудуют пандусы для передвижения инвалидов. Пока не найдено оптимальное решение по обустройству транспортной стоянки, которая слишком мала. Город предложил построить подземную парковку, оборудованную системой "антитеррор", что сегодня более чем актуально. В настоящий момент все эти варианты рассматриваются.
Софья ПРОКОШЕВА
На Кольской земле бывали многие знаменитости. Так, Мурманск посещали Киров, Микоян, Хрущев, Гагарин, Кастро, Горбачев, Касьянов. Первое, что они видели, подъезжая к столице Заполярья, - гигантское зеленое здание железнодорожного вокзала, увенчанное алой звездочкой. Больше всех оно потрясло Никиту Хрущева. "Он приехал в Мурманск на поезде 18 июля 1962 года, - рассказывает мурманский краевед Вячеслав Кузнецов. - У перрона предводителя советского народа, как и водится, встречали высокие чины, пионеры и прочая общественность. Никита Сергеевич пешком прогулялся до "Арктики" и уже оттуда поехал смотреть город - рыбный порт, рыбокомбинат, холодильный завод... Никаких оценок городу он особо не давал, вот только перед отъездом на перроне Хрущев обратился лицом к зданию вокзала со следующими словами: "Интересный у вас вокзал, дважды дорогие мурманчане!" Видимо, в этих словах подразумевалась не его большая любовь к северу, а выплачиваемые полярные надбавки".
К этому рассказу можно относиться как к байке, но одно надо признать - вокзал у мурманчан действительно "интересный". Эпитет подобран как нельзя точно: небольшой, полукруглый, украшенный колоннами и высоченным шпилем со звездочкой. Здание было возведено еще в 1954 году, и только в 1962-м к нему было пристроено два корпуса, в которых сейчас размещаются зал ожидания и ресторан. С тех пор его внешний вид практически не изменился.
РЕКОНСТРУКЦИЯ В ДВА ЭТАПА
Городские здания, пусть и медленнее, чем люди, но также неотвратимо стареют. Вот и Мурманский железнодорожный вокзал подошел к тому сроку, когда ему просто необходима реконструкция. Он устарел и физически, и морально - для пассажиров вокзал стал просто неудобен. Внутренних помещений не хватает под самое необходимое: просторный зал ожидания, камеры хранения и так далее. Так что косметическими ремонтами здания, как это делалось раньше, уже не обойтись. Нужна коренная его модернизация.
Как сказали корреспонденту "НВ" на Октябрьской железной дороге, уже разработан проект капитальной реконструкции вокзала. Дело это, понятно, дорогостоящее. Поэтому в планах трехстороннее финансирование работ. То есть кроме самой ОЖД еще и со стороны администраций города Мурманска и области. Уже согласовано технико-экономическое обоснование реконструкции вокзала, которая пройдет в два этапа. Работы начнутся уже в следующем году.
Андрей Изотов, исполняющий обязанности руководителя городского департамента архитектуры города Мурманска:
- Проект действительно задуман железнодорожниками грандиозный. На первом этапе приведут в порядок инженерные сети и пути в районе вокзала, устроят навесы над платформами. Кроме того, сделают полностью автономной трансформаторную подстанцию, но главное - запланировано строительство второго корпуса вокзала с залами ожидания, кассами, торговыми, административными и прочими помещениями. Он разместится южнее ныне действующего здания, за комплексом торговли цветами.
Второй этап предусматривает строительство эстакады для автобусов на площади перед автовокзалом, где намечено устроить двухуровневую площадку. (Автовокзал в Мурманске примыкает к железнодорожному вокзалу.) Будут благоустроены и улицы Коминтерна и Володарского с ведущими к вокзалу пешеходными переходами. По возможности расширят проезжую часть и благоустроят пешеходные переходы близ магазина "Моисей" как раз напротив вокзала. На два этажа будет разделен и сам зал ожидания, на одном из которых откроются кассы. На всей территории вокруг и внутри вокзала оборудуют пандусы для передвижения инвалидов. Пока не найдено оптимальное решение по обустройству транспортной стоянки, которая слишком мала. Город предложил построить подземную парковку, оборудованную системой "антитеррор", что сегодня более чем актуально. В настоящий момент все эти варианты рассматриваются.
Софья ПРОКОШЕВА