Культура
ТВОРЕЦ СТУДИЙНОГО ДОМА
21 сентября
Сегодня о первых шагах Молодежного театра, который основал Владимир Афанасьевич, вспоминает народная артистка России Нина Усатова, одна из звезд труппы Малыщицкого:
- Владимира Афанасьевича Малыщицкого я считаю своим первым учителем в театре и первым режиссером. В Молодежном театре на Фонтанке в 1980 году состоялся мой сценический дебют, там я познала свою профессию.
Театр студийный - слово сейчас забытое, но для тех, кто этим жил, - незабываемое. Это была театральная семья, где никто никому не завидовал, - мы жили театром, и жили в нем "круглосуточно". Многое делалось под руководством Малыщицкого своими руками. Большинство актеров были из знаменитой студии ЛИИЖТа, которую еще раньше создал Владимир Афанасьевич, - Володя Халиф, Вася Фролов, Саша Мирочкин, Наташа Борисова... Потом пришли молодые выпускники ЛГИТМИКа - Валера Кухарешин, Таня Маневская, Володя Максимов, Оля Талько, актер Юрий Овсянко и мы, выпускницы Щукинского училища, - Таня Кожевникова и я.
Когда мы с Таней пришли показываться на худсовет, был поздний декабрьский вечер - в Измайловском саду стояли снежные сугробы, горели фонари, освещавшие расчищенные дорожки... Мы подошли к деревянному зданию театра, и нас встретили как близких и родных. Показ длился два часа - все смеялись, хохотали настолько искренне и по-доброму, что страх ушел и мы поняли, что попали в родную стихию. Мы засиделись за полночь, Владимир Афанасьевич стал репетировать "Сто братьев Бестужевых" Бориса Голлера, читали стихи, пели песни, звучали гитары. Это спектакль, которым открылся Молодежный театр, который долго жил и шел всегда с аншлагами. Мы были приняты в этот удивительный коллектив, и он стал для нас семьей.
Мы репетировали с Владимиром Афанасьевичем роли не в соответствии с актерскими амплуа - проходили все виды тренажа, чтобы познать себя. Малыщицкий был творцом этой жизни, репетиций, тренингов. Мы прозвали его фанатиком - театр был его личной жизнью. Он много читал, даже ночью, блестяще знал литературу, драматургию, поэзию.
Друзьями театра были Андрей Битов, Фазиль Искандер, Вячеслав Кондратьев, Александр Городницкий, который целыми ночами напролет пел нам свои песни. На репетициях сидели Илья Авербах и Алексей Герман. Такая была жажда успеть многое и многое сделать, что в первый год мы выпускали по спектаклю в месяц. В нашем репертуаре была большая литература - Гоголь, Айтматов, Василь Быков...
Наш режиссер и учитель был и нашим воспитателем. Каждый год 14 декабря мы ходили на Сенатскую площадь, ездили в Пушкин, в Лицей, и просто молча стояли, впитывали этот воздух...
В театре часто проходили поэтические вечера, была особая атмосфера - с зажженными свечами, пели романсы у рояля, отмечали все дни рождения по специальным сценариям, пили чай, ели пироги - это был дом. Не только спектакли, но и все это составляло жизнь театра.
Мне лично Владимир Афанасьевич дал такую веру в себя, что я сыграла роли, о которых бы и думать не посмела. В крошечной роли вдовы Степановой из "Отпуска по ранению" у меня было несколько реплик, а на сцене я находилась весь спектакль. Только Владимиру Афанасьевичу удавалось так выстроить перспективу роли, что Степанова, по отзывам зрителей, стала одним из самых запоминающихся образов постановки.
Владимир Афанасьевич применил в работе над этой ролью новый метод. Это была моя первая возрастная роль, я надела одежду своей бабушки и три месяца репетиций сидела и ожидала, когда до меня дойдет очередь. А он хотел, чтобы во мне все созрело. Это было мучительно, но когда он сказал мне: "А теперь - иди", я уже пошла походкой этой старушки...
ДОСТОВЕРНО:
Владимир Малыщицкий - один из лидеров российского студийного движения, создатель легендарной студии ЛИИЖТа - неоднократного призера международных театральных фестивалей, основатель Молодежного театра на Фонтанке и Театра Владимира Малыщицкого. С его именем связано первое сценическое воплощение крупнейших произведений современной российской прозы и драматургии: "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Сотников" В. Быкова, "Отпуск по ранению" В. Кондратьева,
"И дольше века длится день..."
Ч. Айтматова и др.
В последние годы творчество режиссера отмечено премиями: фестиваля "Европа-2000" (Испания) - за профессиональные заслуги и достоинство, "Петрополь" (Санкт-Петербург, 2000) - за спектакли по русской классике и званием лауреата петербургского конкурса "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссер 2001 года".
Сергей ИЛЬЧЕНКО
- Владимира Афанасьевича Малыщицкого я считаю своим первым учителем в театре и первым режиссером. В Молодежном театре на Фонтанке в 1980 году состоялся мой сценический дебют, там я познала свою профессию.
Театр студийный - слово сейчас забытое, но для тех, кто этим жил, - незабываемое. Это была театральная семья, где никто никому не завидовал, - мы жили театром, и жили в нем "круглосуточно". Многое делалось под руководством Малыщицкого своими руками. Большинство актеров были из знаменитой студии ЛИИЖТа, которую еще раньше создал Владимир Афанасьевич, - Володя Халиф, Вася Фролов, Саша Мирочкин, Наташа Борисова... Потом пришли молодые выпускники ЛГИТМИКа - Валера Кухарешин, Таня Маневская, Володя Максимов, Оля Талько, актер Юрий Овсянко и мы, выпускницы Щукинского училища, - Таня Кожевникова и я.
Когда мы с Таней пришли показываться на худсовет, был поздний декабрьский вечер - в Измайловском саду стояли снежные сугробы, горели фонари, освещавшие расчищенные дорожки... Мы подошли к деревянному зданию театра, и нас встретили как близких и родных. Показ длился два часа - все смеялись, хохотали настолько искренне и по-доброму, что страх ушел и мы поняли, что попали в родную стихию. Мы засиделись за полночь, Владимир Афанасьевич стал репетировать "Сто братьев Бестужевых" Бориса Голлера, читали стихи, пели песни, звучали гитары. Это спектакль, которым открылся Молодежный театр, который долго жил и шел всегда с аншлагами. Мы были приняты в этот удивительный коллектив, и он стал для нас семьей.
Мы репетировали с Владимиром Афанасьевичем роли не в соответствии с актерскими амплуа - проходили все виды тренажа, чтобы познать себя. Малыщицкий был творцом этой жизни, репетиций, тренингов. Мы прозвали его фанатиком - театр был его личной жизнью. Он много читал, даже ночью, блестяще знал литературу, драматургию, поэзию.
Друзьями театра были Андрей Битов, Фазиль Искандер, Вячеслав Кондратьев, Александр Городницкий, который целыми ночами напролет пел нам свои песни. На репетициях сидели Илья Авербах и Алексей Герман. Такая была жажда успеть многое и многое сделать, что в первый год мы выпускали по спектаклю в месяц. В нашем репертуаре была большая литература - Гоголь, Айтматов, Василь Быков...
Наш режиссер и учитель был и нашим воспитателем. Каждый год 14 декабря мы ходили на Сенатскую площадь, ездили в Пушкин, в Лицей, и просто молча стояли, впитывали этот воздух...
В театре часто проходили поэтические вечера, была особая атмосфера - с зажженными свечами, пели романсы у рояля, отмечали все дни рождения по специальным сценариям, пили чай, ели пироги - это был дом. Не только спектакли, но и все это составляло жизнь театра.
Мне лично Владимир Афанасьевич дал такую веру в себя, что я сыграла роли, о которых бы и думать не посмела. В крошечной роли вдовы Степановой из "Отпуска по ранению" у меня было несколько реплик, а на сцене я находилась весь спектакль. Только Владимиру Афанасьевичу удавалось так выстроить перспективу роли, что Степанова, по отзывам зрителей, стала одним из самых запоминающихся образов постановки.
Владимир Афанасьевич применил в работе над этой ролью новый метод. Это была моя первая возрастная роль, я надела одежду своей бабушки и три месяца репетиций сидела и ожидала, когда до меня дойдет очередь. А он хотел, чтобы во мне все созрело. Это было мучительно, но когда он сказал мне: "А теперь - иди", я уже пошла походкой этой старушки...
ДОСТОВЕРНО:
Владимир Малыщицкий - один из лидеров российского студийного движения, создатель легендарной студии ЛИИЖТа - неоднократного призера международных театральных фестивалей, основатель Молодежного театра на Фонтанке и Театра Владимира Малыщицкого. С его именем связано первое сценическое воплощение крупнейших произведений современной российской прозы и драматургии: "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Сотников" В. Быкова, "Отпуск по ранению" В. Кондратьева,
"И дольше века длится день..."
Ч. Айтматова и др.
В последние годы творчество режиссера отмечено премиями: фестиваля "Европа-2000" (Испания) - за профессиональные заслуги и достоинство, "Петрополь" (Санкт-Петербург, 2000) - за спектакли по русской классике и званием лауреата петербургского конкурса "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссер 2001 года".
Сергей ИЛЬЧЕНКО