Культура
ЦАРСТВО ТОВСТОНОГОВА
28 сентября
Его имя давно и справедливо значится в пантеоне тех великих, кто изменил лицо театра ХХ века. Наследник традиций русского психологизма в искусстве лицедейства, Товстоногов сумел вживить в нее невероятное ощущение современности без всяких формальных экспериментов и скандальных решений. Его путь на Олимп славы и уважения был типичным путем таланта в условиях идеологического прессинга и постоянной борьбы за право высказывать вслух и прилюдно на театральных подмостках то, что думаешь и чувствуешь.
В парадоксальном сочетании его званий и наград - отзвук времени, когда, став лауреатом Сталинской премии за спектакль "Из искры" о революционной юности "вождя всех народов", Товстоногов становится первым режиссером, удостоенным Ленинской премии за постановку "Оптимистической трагедии", которую коллективно смотрели делегаты ХХ съезда КПСС. Через тридцать лет ситуация повторится, когда на премьеру "На дне" пожалует Генсек Горбачев, а весь зал легендарного БДТ заполнят зрители в одинакового покроя костюмах.
"Гога" (как за глаза звал его весь театральный мир Ленинграда и Союза) с властью разговаривал на равных. Ведь он был беспартийным худруком, а потому ему не могли угрожать выговором с занесением в учетную карточку. Он не был фрондирующим диссидентом, как иные его коллеги по режиссерскому цеху. Хотя и у Товстоногова запрещали спектакли ("Римская комедия"), а порою и вовсе присылали специально обученных чиновников из министерства культуры, чтобы ни под каким видом не разрешить играть премьеру пьесы неугодного автора ("Сестры" Разумовской).
Товстоногов был хитер, гибок и осторожен в общении с теми, от кого зависела его судьба. Потому что ощущал ответственность за свой театр, который строил годами как большой и уютный дом, в котором находилось место каждому. Недаром одним из самых гармоничных и ярких спектаклей Георгия Александровича стали горьковские "Мещане". Он и труппу собирал, как семью, где у каждого были свои роли. Семейственность - точное слово по отношению к той атмосфере, которая царила в БДТ в товстоноговские времена. Да и как могло быть иначе, если сестра главного режиссера была супругой его любимого артиста?
В жизни Георгий Александрович был более добр и прост, чем в тех ситуациях, когда дело касалось профессии и творчества. Здесь он был беспощаден, жёсток и жесто,к. Но только так, наверное, и можно было твердой рукой удержать на плаву в течение стольких лет корабль под названием "БДТ" и справиться с той критической массой команды актерских самородков, которую Товстоногов собрал, как коллекцию дорогих бриллиантов. Каждый из которых по-своему сверкал в его режиссерской короне лидера и "капитана". Не все выдерживали тяжесть товстоноговской длани. От него уходили. Как правило, в Москву. Но к нему и приходили. Кирилл Лавров однажды назвал отношения актеров с Товстоноговым "добровольной диктатурой". И в этом есть большая доля истины. Потому что в театре "Гога" был диктатором. Вот почему он принципиально не думал о том, чтобы вырастить рядом с собою преемника, которому можно было бы передать бразды правления театром.
Нынче все эти размышления связаны лишь с тем, чтобы понять. как умудрился Товстоногов возродить славу БДТ, сделать театр культовым местом всей советской интеллигенции. Он был великим тактиком и стратегом театрального дела, интуитивно чувствуя то, что ждал от его спектаклей зритель, и отвечал на подобные ожидания честно, а порою и с каким-то творческим азартом. Так возникли "Три мешка сорной пшеницы" и "История лошади". Даже тогда, когда он брался за классику, в его постановках заученные со школьной скамьи тексты и реплики звучали так, как будто они родились только что. Товстоногов, как и Пушкин, мог сказать: "Догадал меня Бог родиться в России с умом и талантом". Этими словами открывалась легендарная товстоноговская постановка "Горе от ума". Чиновники заставили Мастера от эпиграфа отказаться. Но слово было произнесено и услышано.
Сегодня ясно, что нам, его современникам, просто повезло, что Товстоногов жил и творил рядом с нами, а его ум и талант оказались востребованными и временем, и людьми. Из жизни он ушел красиво, по-мужски, оставив в наследство театр-дом, который устоял в бурном вихре перемен и реформ. Сила полученного от Георгия Александровича духовного заряда так велика, что еще не дает его БДТ опускаться до конъюнктуры и заигрываний с хозяевами жизни. Брэнд "БДТ имени Товстоногова" - это брэнд, основанный на чувстве гордости и уважения. Именно их Мастер воспитывал и воспитал в тех, кто был рядом с ним те бесконечно долгие и счастливые тридцать лет и три года, что длилось его яркое царство в театре.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
В парадоксальном сочетании его званий и наград - отзвук времени, когда, став лауреатом Сталинской премии за спектакль "Из искры" о революционной юности "вождя всех народов", Товстоногов становится первым режиссером, удостоенным Ленинской премии за постановку "Оптимистической трагедии", которую коллективно смотрели делегаты ХХ съезда КПСС. Через тридцать лет ситуация повторится, когда на премьеру "На дне" пожалует Генсек Горбачев, а весь зал легендарного БДТ заполнят зрители в одинакового покроя костюмах.
"Гога" (как за глаза звал его весь театральный мир Ленинграда и Союза) с властью разговаривал на равных. Ведь он был беспартийным худруком, а потому ему не могли угрожать выговором с занесением в учетную карточку. Он не был фрондирующим диссидентом, как иные его коллеги по режиссерскому цеху. Хотя и у Товстоногова запрещали спектакли ("Римская комедия"), а порою и вовсе присылали специально обученных чиновников из министерства культуры, чтобы ни под каким видом не разрешить играть премьеру пьесы неугодного автора ("Сестры" Разумовской).
Товстоногов был хитер, гибок и осторожен в общении с теми, от кого зависела его судьба. Потому что ощущал ответственность за свой театр, который строил годами как большой и уютный дом, в котором находилось место каждому. Недаром одним из самых гармоничных и ярких спектаклей Георгия Александровича стали горьковские "Мещане". Он и труппу собирал, как семью, где у каждого были свои роли. Семейственность - точное слово по отношению к той атмосфере, которая царила в БДТ в товстоноговские времена. Да и как могло быть иначе, если сестра главного режиссера была супругой его любимого артиста?
В жизни Георгий Александрович был более добр и прост, чем в тех ситуациях, когда дело касалось профессии и творчества. Здесь он был беспощаден, жёсток и жесто,к. Но только так, наверное, и можно было твердой рукой удержать на плаву в течение стольких лет корабль под названием "БДТ" и справиться с той критической массой команды актерских самородков, которую Товстоногов собрал, как коллекцию дорогих бриллиантов. Каждый из которых по-своему сверкал в его режиссерской короне лидера и "капитана". Не все выдерживали тяжесть товстоноговской длани. От него уходили. Как правило, в Москву. Но к нему и приходили. Кирилл Лавров однажды назвал отношения актеров с Товстоноговым "добровольной диктатурой". И в этом есть большая доля истины. Потому что в театре "Гога" был диктатором. Вот почему он принципиально не думал о том, чтобы вырастить рядом с собою преемника, которому можно было бы передать бразды правления театром.
Нынче все эти размышления связаны лишь с тем, чтобы понять. как умудрился Товстоногов возродить славу БДТ, сделать театр культовым местом всей советской интеллигенции. Он был великим тактиком и стратегом театрального дела, интуитивно чувствуя то, что ждал от его спектаклей зритель, и отвечал на подобные ожидания честно, а порою и с каким-то творческим азартом. Так возникли "Три мешка сорной пшеницы" и "История лошади". Даже тогда, когда он брался за классику, в его постановках заученные со школьной скамьи тексты и реплики звучали так, как будто они родились только что. Товстоногов, как и Пушкин, мог сказать: "Догадал меня Бог родиться в России с умом и талантом". Этими словами открывалась легендарная товстоноговская постановка "Горе от ума". Чиновники заставили Мастера от эпиграфа отказаться. Но слово было произнесено и услышано.
Сегодня ясно, что нам, его современникам, просто повезло, что Товстоногов жил и творил рядом с нами, а его ум и талант оказались востребованными и временем, и людьми. Из жизни он ушел красиво, по-мужски, оставив в наследство театр-дом, который устоял в бурном вихре перемен и реформ. Сила полученного от Георгия Александровича духовного заряда так велика, что еще не дает его БДТ опускаться до конъюнктуры и заигрываний с хозяевами жизни. Брэнд "БДТ имени Товстоногова" - это брэнд, основанный на чувстве гордости и уважения. Именно их Мастер воспитывал и воспитал в тех, кто был рядом с ним те бесконечно долгие и счастливые тридцать лет и три года, что длилось его яркое царство в театре.
Сергей ИЛЬЧЕНКО