Культура
УЖЕЛЬ ТА САМАЯ КАНТАТА?
28 сентября
Неизвестная версия кантаты Иоганна Себастьяна Баха Mein Herze schwimmt Im Blut, относящаяся к началу 1720-х годов, пополнила сокровищницу наследия великого композитора благодаря открытию доктора искусствоведения Татьяны Шабалиной. Этому исследованию посвящена книга ученого, вышедшая в издательстве "Композитор - Санкт-Петербург". Разыскание петербурженки воспринято как настоящая сенсация в Германии, где сочинение немецкого гения впервые за всю историю будет исполнено по нотам из России. Это произойдет 1 октября на Международном Баховском фестивале в городке Кетене, куда наша землячка приглашена почетной гостьей.
Как рассказала Татьяна Шабалина корреспонденту СПб. ТАСС, Бах нередко возвращался к своим произведениям, создавая новые их версии. Это касалось его любимых сочинений, к числу которых, как полагает Татьяна Васильевна, относилась и 199-я кантата.
До сих пор было известно по крайней мере четыре ее версии с солирующим гобоем. Петербургский автограф представляет собой написанную рукой Баха партию первой скрипки этой кантаты, что свидетельствует: в России хранится неизвестная версия этого сочинения. Это подтвердили и немецкие баховеды, предоставившие российской коллеге почетное право открыть своей публикацией юбилейный номер журнала Bach-Jahrbuch. В нашу страну автограф попал в середине ХIХ века, когда рукописи Баха продавались с аукциона и оказались в разных странах Европы. Эти ноты приобрела для своей коллекции княгиня Зинаида Юсупова, а в 1919 году вместе с другими ценностями рукописной коллекции (автографами Моцарта, Гайдна и Шуберта) они попали из Юсуповского дворца на Мойке в Пушкинский Дом. В течение более восьми десятилетий баховский автограф, великолепно сохранившийся в этом архиве, был неизвестен музыковедам и "заговорил" только в наши дни.
Татьяна Васильевна убеждена, что баховское наследие таит еще немало сюрпризов для исследователей его творчества.
Доцент Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Шабалина - автор ряда книг по баховскому творчеству, в том числе монографии "Рукописи Баха: ключи к тайнам творчества" (1999). Сейчас она издает в Петербурге четырехтомное собрание клавирных упражнений Баха, собранных ею на основе многолетних архивных разысканий в Лондоне, Берлине, Вене, Париже, Лейпциге и Дрездене.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ
Как рассказала Татьяна Шабалина корреспонденту СПб. ТАСС, Бах нередко возвращался к своим произведениям, создавая новые их версии. Это касалось его любимых сочинений, к числу которых, как полагает Татьяна Васильевна, относилась и 199-я кантата.
До сих пор было известно по крайней мере четыре ее версии с солирующим гобоем. Петербургский автограф представляет собой написанную рукой Баха партию первой скрипки этой кантаты, что свидетельствует: в России хранится неизвестная версия этого сочинения. Это подтвердили и немецкие баховеды, предоставившие российской коллеге почетное право открыть своей публикацией юбилейный номер журнала Bach-Jahrbuch. В нашу страну автограф попал в середине ХIХ века, когда рукописи Баха продавались с аукциона и оказались в разных странах Европы. Эти ноты приобрела для своей коллекции княгиня Зинаида Юсупова, а в 1919 году вместе с другими ценностями рукописной коллекции (автографами Моцарта, Гайдна и Шуберта) они попали из Юсуповского дворца на Мойке в Пушкинский Дом. В течение более восьми десятилетий баховский автограф, великолепно сохранившийся в этом архиве, был неизвестен музыковедам и "заговорил" только в наши дни.
Татьяна Васильевна убеждена, что баховское наследие таит еще немало сюрпризов для исследователей его творчества.
Доцент Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Шабалина - автор ряда книг по баховскому творчеству, в том числе монографии "Рукописи Баха: ключи к тайнам творчества" (1999). Сейчас она издает в Петербурге четырехтомное собрание клавирных упражнений Баха, собранных ею на основе многолетних архивных разысканий в Лондоне, Берлине, Вене, Париже, Лейпциге и Дрездене.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ