Культура
КОГДА ПРАЗДНИК - РАБОТА
30 сентября
Сегодня Галина Ефимова - президент фонда "Петербургское наследие и перспектива", существующего с 1999 года. Однако застать ее в офисе - задание невыполнимое. Галина с головой погружена в очередной проект, подготовка к которому идет с перерывом на прием пищи и сон. Но об этом чуть позже. Мы все же договорились по телефону в перерывах между ее очередными репетициями о том, что встретимся и поговорим после того, как она проведет юбилейный гала-концерт, посвященный 75-летию Андрея Павловича Петрова. Галина Александровна свое слово сдержала. Разговор не мог не начаться с того, чем же занимается ее фонд...
- Откуда взялось название фонда?
- В названии сформулировано то, чем мы занимаемся. Недаром говорят, что как назовешь корабль, так он и поплывет. Мы обращаем внимание на то, чем богат наш город, и на тех, кто может составить его культурную перспективу. У нас нынче в работе три основных проекта. Первый, очень значимый для меня, - российский музыкальный Гаврилинский фестиваль, посвященный творчеству нашего выдающегося композитора. С него фактически и началась жизнь нашего фонда. Второй, не менее важный, - "Почетные граждане Санкт-Петербурга". Третий проект - это фестиваль выпускников творческих вузов нашего города.
- Свой путь в искусстве вы начинали как певица. Сегодня вас, скорее всего, можно назвать продюсером. А не хочется самой иногда отодвинуть всех артистов, выйти на сцену и что-нибудь сделать этакое?
- Что?
- Спеть, например.
- На самом деле я это не раз делала. На фестивале Гаврилина вместе с губернаторским оркестром я пела песни Валерия Александровича. Это было еще при его жизни. Мне приятно вспоминать об этом еще и потому, что Гаврилин - мой любимейший композитор. Мое актерское и музыкальное прошлое мне сейчас очень помогает в нынешней работе. Потому что понимаю, как нужно работать с актерами. И моя задача - создать актерам все условия. Чтобы их встречали красиво, когда они приезжают, чтобы их селили в комфортных условиях, чтобы кормили хорошо.
- А что было в биографии нынешнего директора фонда до того, как появился фонд?
- В 1976 году я поступила в студию при Ленинградском мюзик-холле. Был громадный конкурс. На вокальное отделение приняли всего 13 человек, в том числе и меня. Так девушка из города Чкаловска Ленинабадской области Таджикской ССР стала студенткой. Пела я жанровые песни. Из Мюзик-холла перешла в "Ленконцерт", где и прослужила 18 лет.
- А потом?
- Cлучай меня свел с Еленой Драпеко, которая пригласила на работу администратора в Гильдию актеров кино, которую она тогда возглавляла. Там я занималась организацией концертов, сама же в них и пела. Постепенно и перешла с творческой работы на организационную. Тогда-то приходилось не только приглашать артистов, но еще и придумывать идею каждого концерта.
- Раскройте секрет: как рождается идея концерта?
- Если пригласить в одну программу сразу несколько известных артистов, то это вовсе не даст вам гарантии того, что концерт у вас получится. Формально "на живую нитку" любой концерт можно собрать за день. К успеху приводит идея концерта или акции. Когда я работала в Международном центре делового и культурного сотрудничества, меня попросили придумать интересный проект. После долгих размышлений придумала. Решила делать фестиваль детских и юношеских фильмов. Поехала в Москву, в Центр Ролана Антоновича Быкова. Неделю просидела в приемной. Каждый день мы с ним встречались. Потом он надо мною сжалился и пригласил в кабинет. Спросил о том, что я хочу. Я рассказала ему о своей идее. Он спросил меня: "А что вы с этого будете иметь?" Я была не готова к такому вопросу. У меня не было ответа. Он меня послал обратно в приемную - думать. Он меня ужасно разозлил тем, что выставил меня за дверь. Пришлось собраться с мыслями. Вернулась и сказала: "Мы - молодая организация и нам нужен хороший имиджевый проект. И ваш приезд нам в этом поможет". Быков ответил: "Вот с этого и надо было начинать!" Так мы познакомились, а потом провели его фестиваль. Но не представляла себе, что это будет так сложно. А идею использовать самого Быкова мы реализовали на закрытии фестиваля...
- Каким образом?
- Закрытие проходило в Мюзик-холле. Давали спектакль "Айболит", и мы немного переделали его сценарий так, чтобы Быков был его главным действующим лицом, помня о том, что он сам в своем фильме играл Бармалея. Быков, конечно, не ожидал, что такое может быть. Ему очень понравилось, что была история про детей и для детей с его участием. И без всяких награждений и официальных речей.
- Идею юбилейного вечера Андрея Павловича Петрова тоже придумали вы?
- Зная наш петербургский климат и опасаясь непогоды, я была категорически против его идеи провести вечер в саду Михайловского замка. Андрей Павлович всегда стремился, чтобы концерт его музыки был доступным. И он меня убедил. Ему очень хотелось, чтобы эта акция произошла в центре города. Мы его мечту осуществили. Хотя некоторые "доброжелатели" недоумевали: хотели, чтобы были только суперзвезды вроде Рязанова или Данелии. На это я спокойно отвечала: "У нас есть главное - музыка Андрея Павловича". И сам юбиляр со мною согласился. Ведь он сам хотел, чтобы концерт около Михайловского замка состоял из симфонической музыки. Потом появились и фрагменты из балетов "Мастер и Маргарита", "Сотворение мира" и оперы "Петр Первый". Я попросила Петрова, чтобы все папки с поздравлениями и адресами не вручались во время концерта. В конце концов все так и произошло.
- В концертах есть парадная сторона, а есть сторона закулисная. Часто ли приходилось сталкиваться с тем, что артист на сцене и в жизни - суть два разных человека?
- Каждый артист - индивидуальность, и проявляет себя вне сцены по-разному. В моей практике организации концертов никто никогда не закатывал скандалы. Ни по порядку выступлений, ни по условиям за кулисами.
- А бывали казусы, связанные с опозданиями или иными недоразумениями?
- Конечно. Но мы всегда умудрялись вывернуться, переставляя номера, продлевая предыдущие номера, чтобы артист успел приехать, переодеться. Таких ситуаций в нашей работе не избежать. Хотя все те артисты, с которыми я работаю, практически никогда меня не подводили. И я им за это благодарна. Ведь мы всегда заботимся о них. Например, когда мы репетировали юбилейный концерт Андрея Павловича, то он проголодался, мы быстро привезли ему горячие блины, с которыми он в перерыве репетиции с удовольствием расправился.
- Ваш самый памятный концерт?
- Я очень горжусь тем, что организовала последний прижизненный концерт Валерия Гаврилина, который состоялся в Капелле. Впервые после 15-летнего перерыва. А потом мы организовали фестиваль музыки Валерия Александровича. Этот фестиваль и познакомил меня с Петровым, к которому мы пришли в Союз композиторов за помощью. Он нас, конечно, поддержал, хотя мы не скрывали грандиозности наших планов относительно того, чтобы привезти Большой театр со спектаклем "Анюта" с Владимиром Васильевым. Тем не менее нам все задуманное удалось. Но в тот день, когда должен был состояться спектакль, объявили траур в связи с терактами в Москве. Мы долго думали и ждали: запретят нам играть или нет. Но балет начинается с траурной сцены, и решили не отменять представление.
- А самый провальный концерт помните?
- О таких концертах лучше не вспоминать. Иногда бывает стыдно, что ты имеешь к таким вещам отношение.
- А есть концерт-мечта?
- Вспоминаются художники-передвижники, которые устраивали выставки произведений искусства в российской глубинке. Не у каждого российского человека есть возможность познакомиться с культурой Санкт-Петербурга, его композиторами, поэтами, художниками. Хотелось бы организовать путешествие на корабле, который бы прошел по великой реке Волге с остановками в приволжских городах. На пристанях давались бы концерты симфонической музыки, тут же на корабле была бы выставка художников, встречи с известными деятелями культуры. Это была бы не коммерческая, а просветительская акция.
- Ваш девиз в жизни?
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
- Откуда взялось название фонда?
- В названии сформулировано то, чем мы занимаемся. Недаром говорят, что как назовешь корабль, так он и поплывет. Мы обращаем внимание на то, чем богат наш город, и на тех, кто может составить его культурную перспективу. У нас нынче в работе три основных проекта. Первый, очень значимый для меня, - российский музыкальный Гаврилинский фестиваль, посвященный творчеству нашего выдающегося композитора. С него фактически и началась жизнь нашего фонда. Второй, не менее важный, - "Почетные граждане Санкт-Петербурга". Третий проект - это фестиваль выпускников творческих вузов нашего города.
- Свой путь в искусстве вы начинали как певица. Сегодня вас, скорее всего, можно назвать продюсером. А не хочется самой иногда отодвинуть всех артистов, выйти на сцену и что-нибудь сделать этакое?
- Что?
- Спеть, например.
- На самом деле я это не раз делала. На фестивале Гаврилина вместе с губернаторским оркестром я пела песни Валерия Александровича. Это было еще при его жизни. Мне приятно вспоминать об этом еще и потому, что Гаврилин - мой любимейший композитор. Мое актерское и музыкальное прошлое мне сейчас очень помогает в нынешней работе. Потому что понимаю, как нужно работать с актерами. И моя задача - создать актерам все условия. Чтобы их встречали красиво, когда они приезжают, чтобы их селили в комфортных условиях, чтобы кормили хорошо.
- А что было в биографии нынешнего директора фонда до того, как появился фонд?
- В 1976 году я поступила в студию при Ленинградском мюзик-холле. Был громадный конкурс. На вокальное отделение приняли всего 13 человек, в том числе и меня. Так девушка из города Чкаловска Ленинабадской области Таджикской ССР стала студенткой. Пела я жанровые песни. Из Мюзик-холла перешла в "Ленконцерт", где и прослужила 18 лет.
- А потом?
- Cлучай меня свел с Еленой Драпеко, которая пригласила на работу администратора в Гильдию актеров кино, которую она тогда возглавляла. Там я занималась организацией концертов, сама же в них и пела. Постепенно и перешла с творческой работы на организационную. Тогда-то приходилось не только приглашать артистов, но еще и придумывать идею каждого концерта.
- Раскройте секрет: как рождается идея концерта?
- Если пригласить в одну программу сразу несколько известных артистов, то это вовсе не даст вам гарантии того, что концерт у вас получится. Формально "на живую нитку" любой концерт можно собрать за день. К успеху приводит идея концерта или акции. Когда я работала в Международном центре делового и культурного сотрудничества, меня попросили придумать интересный проект. После долгих размышлений придумала. Решила делать фестиваль детских и юношеских фильмов. Поехала в Москву, в Центр Ролана Антоновича Быкова. Неделю просидела в приемной. Каждый день мы с ним встречались. Потом он надо мною сжалился и пригласил в кабинет. Спросил о том, что я хочу. Я рассказала ему о своей идее. Он спросил меня: "А что вы с этого будете иметь?" Я была не готова к такому вопросу. У меня не было ответа. Он меня послал обратно в приемную - думать. Он меня ужасно разозлил тем, что выставил меня за дверь. Пришлось собраться с мыслями. Вернулась и сказала: "Мы - молодая организация и нам нужен хороший имиджевый проект. И ваш приезд нам в этом поможет". Быков ответил: "Вот с этого и надо было начинать!" Так мы познакомились, а потом провели его фестиваль. Но не представляла себе, что это будет так сложно. А идею использовать самого Быкова мы реализовали на закрытии фестиваля...
- Каким образом?
- Закрытие проходило в Мюзик-холле. Давали спектакль "Айболит", и мы немного переделали его сценарий так, чтобы Быков был его главным действующим лицом, помня о том, что он сам в своем фильме играл Бармалея. Быков, конечно, не ожидал, что такое может быть. Ему очень понравилось, что была история про детей и для детей с его участием. И без всяких награждений и официальных речей.
- Идею юбилейного вечера Андрея Павловича Петрова тоже придумали вы?
- Зная наш петербургский климат и опасаясь непогоды, я была категорически против его идеи провести вечер в саду Михайловского замка. Андрей Павлович всегда стремился, чтобы концерт его музыки был доступным. И он меня убедил. Ему очень хотелось, чтобы эта акция произошла в центре города. Мы его мечту осуществили. Хотя некоторые "доброжелатели" недоумевали: хотели, чтобы были только суперзвезды вроде Рязанова или Данелии. На это я спокойно отвечала: "У нас есть главное - музыка Андрея Павловича". И сам юбиляр со мною согласился. Ведь он сам хотел, чтобы концерт около Михайловского замка состоял из симфонической музыки. Потом появились и фрагменты из балетов "Мастер и Маргарита", "Сотворение мира" и оперы "Петр Первый". Я попросила Петрова, чтобы все папки с поздравлениями и адресами не вручались во время концерта. В конце концов все так и произошло.
- В концертах есть парадная сторона, а есть сторона закулисная. Часто ли приходилось сталкиваться с тем, что артист на сцене и в жизни - суть два разных человека?
- Каждый артист - индивидуальность, и проявляет себя вне сцены по-разному. В моей практике организации концертов никто никогда не закатывал скандалы. Ни по порядку выступлений, ни по условиям за кулисами.
- А бывали казусы, связанные с опозданиями или иными недоразумениями?
- Конечно. Но мы всегда умудрялись вывернуться, переставляя номера, продлевая предыдущие номера, чтобы артист успел приехать, переодеться. Таких ситуаций в нашей работе не избежать. Хотя все те артисты, с которыми я работаю, практически никогда меня не подводили. И я им за это благодарна. Ведь мы всегда заботимся о них. Например, когда мы репетировали юбилейный концерт Андрея Павловича, то он проголодался, мы быстро привезли ему горячие блины, с которыми он в перерыве репетиции с удовольствием расправился.
- Ваш самый памятный концерт?
- Я очень горжусь тем, что организовала последний прижизненный концерт Валерия Гаврилина, который состоялся в Капелле. Впервые после 15-летнего перерыва. А потом мы организовали фестиваль музыки Валерия Александровича. Этот фестиваль и познакомил меня с Петровым, к которому мы пришли в Союз композиторов за помощью. Он нас, конечно, поддержал, хотя мы не скрывали грандиозности наших планов относительно того, чтобы привезти Большой театр со спектаклем "Анюта" с Владимиром Васильевым. Тем не менее нам все задуманное удалось. Но в тот день, когда должен был состояться спектакль, объявили траур в связи с терактами в Москве. Мы долго думали и ждали: запретят нам играть или нет. Но балет начинается с траурной сцены, и решили не отменять представление.
- А самый провальный концерт помните?
- О таких концертах лучше не вспоминать. Иногда бывает стыдно, что ты имеешь к таким вещам отношение.
- А есть концерт-мечта?
- Вспоминаются художники-передвижники, которые устраивали выставки произведений искусства в российской глубинке. Не у каждого российского человека есть возможность познакомиться с культурой Санкт-Петербурга, его композиторами, поэтами, художниками. Хотелось бы организовать путешествие на корабле, который бы прошел по великой реке Волге с остановками в приволжских городах. На пристанях давались бы концерты симфонической музыки, тут же на корабле была бы выставка художников, встречи с известными деятелями культуры. Это была бы не коммерческая, а просветительская акция.
- Ваш девиз в жизни?
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Сергей ИЛЬЧЕНКО