Северо-Запад
КОПИИСТ ИЗ ЧУДОВА
30 сентября
Петербуржцам, чтобы побывать в Музее изящных искусств или Метрополитен-музее, вовсе не нужен билет до Нью-Йорка. Достаточно сесть на электричку и приехать на берег реки Кересть - в Чудово, к отставному военврачу Константину Екшибарову. В пятнадцати комнатах обычного деревенского двухэтажного дома уже не помещаются Рубенс, Тициан, Веласкес, Микеланджело, Гойя. Все это более чем за полстолетия нарисовал 81-летний художник-самоучка с удивительной судьбой.
РЕПРОДУКЦИИ С ВОЙНЫ
Сам Константин Сергеевич родом из Барнаула. За кисть он взялся в девятом классе. "Помню, как-то товарищ позвал рисовать этюды, так я этим делом и увлекся. Рабочего места у меня никогда не было - писал где придется, даже мольбертом никогда не пользовался", - признается художник. Однако пейзажиста из Екшибарова не вышло - пришла война. Призвали его в 1942 году, сразу после десятилетки.
Самые яркие воспоминания с фронта у пенсионера связаны с картинами. "До сих пор перед глазами стоит разрушенная библиотека Кенигсберга, меня потрясло, когда работу Пэна топтали солдатские сапоги, - со слезами на глазах вспоминает Екшибаров. - Еще поразила библиотека одного состоятельного немца в Восточной Пруссии. Альбомы целиком из нее взять не мог - тяжело таскать, да и у контрразведчиков могли возникнуть вопросы. Тогда я просто выдрал из книг репродукции и спрятал в личные вещи". Эти репродукции Константин Сергеевич сохранил до сегодняшнего дня - они лежат в числе других, занимая четыре огромных шкафа.
КОПИЯ НА ЧЕТВЕРЫХ
После войны Екшибаров поступил в Военно-медицинскую академию. Сегодня об этом шаге он искренне сожалеет: "Не в ту академию надо было идти, а в художественную, но меня же никто не спрашивал, а после учебы меня послали в десантные войска под Полоцк". Тем не менее именно в академии Константин Сергеевич нарисовал свою первую копию с картины Антуана Пэти. "Мы ее писали вчетвером с друзьями, помню, работали долго, спорили, ругались, но все же портрет завершили. К тому времени у меня уже была целая коллекция репродукций, которые я покупал в букинистических магазинах и у частных коллекционеров, так я решил делать копии сам, в одиночку", - вспоминает художник.
Из стен академии молодой военврач вышел не только с дипломом о высшем образовании, но и с десятками копий шедевров великих мастеров. Свободное от занятий и службы время он проводил перед холстом: вечером делал предварительный набросок картины, а в светлое время суток прописывал полотно окончательно. "Тогда я подумал, зачем мне свои картины, ведь таланта создавать их у меня нет, а вот копии людям нравятся, так я стал копиистом", - смеется Константин Сергеевич.
ЛИШИЛСЯ ДОЛЖНОСТИ ИЗ-ЗА ВЕНЕРЫ
В 1956 году Екшибаров ушел с военной службы и переехал с женой в Ленинград. Здесь он поступил в закрытый Институт токсикологии, написал секретную диссертацию о ядах. За весь свой 24-летний стаж работы биохимиком-токсикологом он ни на день не расставался с кистями и красками. "Я до последнего времени не имел права выезжать за границу, а так хотелось побывать в Италии, Франции, Англии, взглянуть на шедевры собственными глазами, но приходилось довольствоваться Эрмитажем и Русским музеем", - с сожалением в голосе говорит художник.
Из-за одной из своих копий он, кстати, лишился должности старшего научного сотрудника. "Полтора года я писал тициановскую "Венеру перед зеркалом", каждый квадратный сантиметр давался с боем. И вот когда я завершил картину, то пригласил взглянуть на копии своих коллег. "Венеру" увидел заведующий нашей лабораторией и попросил ему ее подарить. Я же отказался - мне было жалко расставаться с картиной, над которой работал не один год. Закончилось все тем, что меня перевели в младшие сотрудники, но года через три я снова восстановился, зато моя "Венера" осталась со мной", - вспоминает Константин Сергеевич.
На самом деле излюбленная тема копииста - женщины: Сикстинская мадонна, Наталья Гончарова, Екатерина Великая, пышнотелые красавицы Рубенса и Тициана. Специально под них Константин Сергеевич создал "женскую комнату", в которой его супруга, Анна Васильевна, любит проводить время в компании с императрицами Екатериной II, Елизаветой Петровной и Жозефиной. "Я отдаю предпочтение женщинам и, честно говоря, люблю обнаженную натуру. Женское тело самое красивое - нежная кожа, как у ребенка, сочетает все оттенки телесного цвета", - признается мастер.
МУЗЕЙ В ОГОРОДЕ
На пенсию Екшибаров вышел в 1975 году, а десять лет спустя он переехал в Новгородскую область. Поселиться в частном доме в Чудово художника вынудила его многосотенная коллекция. "Все полотна лежали в свертках, мялись и портились. Тогда я вспомнил замечательные частные дома, которые я видел во время войны в Восточной Пруссии, и подумал: кто мне запретит роскошно жить?", - говорит художник. Тогда он приобрел предназначенный на слом дом и постепенно за 20 лет превратил его в двух-этажный музей с пятнадцатью залами.
По одной комнате Екшибаров отдал русским, венецианским, голландским и фламандским живописцам, два зала отданы "французам", а три комнаты и галерея - "итальянцам". В каждом зале - свой интерьер. "Комнаты я специально строил, хотелось, чтобы дух картины вписывался в эпоху", - объясняет мастер. И все равно, места в "чудовском Эрмитаже" всем не хватает - две трети коллекции лежат в свертках. По этой причине Константин Сергеевич сегодня за кисть и не берется, да еще и здоровье не позволяет - правосторонний инсульт почти обездвижил правую руку. Но рисовать художника-самоучку все равно тянет. "Я без этого уже не могу, - признается он, - может, к зиме оклемаюсь и снова за копии возьмусь". Есть у Екшибарова неосуществленная мечта - создать Сикстинскую комнату, которая включала бы потолок Сикстинской капеллы, "Страшный суд" и "Сикстинскую мадонну".
НАСЛЕДИЕ ЕКШИБАРОВА
На ненавистный вопрос всех художников о любимом мастере Екшибаров все же ответил: "Скорее Тициан, за свои 99 лет жизни он оставил после себя колоссальное художественное наследие". Получится ли у Константина Сергеевича передать свою коллекцию потомкам - не известно. Внуки к увлечению дедушки равнодушны, а передать копии в какой-нибудь музей пока не удается.
Картины он не продает из принципа. Хотя с таким предложением приезжали из Великого Новгорода уже три человека. "Я не хочу, чтобы мой труд украшал чьи-то сауны, - объясняет мастер, - но подарить всю коллекцию какому-либо музею я только рад. Например, в Павловском или Екатерининском дворцах много помещений без художественной отделки, а картины бы там смотрелись очень даже неплохо. Но мне этого никто не предлагает". Правда, жена Константина Сергеевича, которая всегда и во всем поддерживала мужа, отдавать картины музеям не хочет. "Сейчас не отдадим, а потом видно будет, тут они все вместе, а там растащат", - объясняет свою позицию Анна Васильевна.
Правда, чудовская администрация принять копии в местный краеведческий музей не против. "Я думаю, было бы интересно, если бы он выставился и рассказал, как ему удалось написать столько копий. Пускай люди бы посмотрели его копии", - говорит Нина Ермакова, председатель комитета по спорту, культуре и делам молодежи администрации Чудовского района. Но взглянуть на музей чудовского чудака можно и самим, ведь двери дома Константина Екшибарова открыты для всех ценителей живописи.
Софья ПРОКОШЕВА
РЕПРОДУКЦИИ С ВОЙНЫ
Сам Константин Сергеевич родом из Барнаула. За кисть он взялся в девятом классе. "Помню, как-то товарищ позвал рисовать этюды, так я этим делом и увлекся. Рабочего места у меня никогда не было - писал где придется, даже мольбертом никогда не пользовался", - признается художник. Однако пейзажиста из Екшибарова не вышло - пришла война. Призвали его в 1942 году, сразу после десятилетки.
Самые яркие воспоминания с фронта у пенсионера связаны с картинами. "До сих пор перед глазами стоит разрушенная библиотека Кенигсберга, меня потрясло, когда работу Пэна топтали солдатские сапоги, - со слезами на глазах вспоминает Екшибаров. - Еще поразила библиотека одного состоятельного немца в Восточной Пруссии. Альбомы целиком из нее взять не мог - тяжело таскать, да и у контрразведчиков могли возникнуть вопросы. Тогда я просто выдрал из книг репродукции и спрятал в личные вещи". Эти репродукции Константин Сергеевич сохранил до сегодняшнего дня - они лежат в числе других, занимая четыре огромных шкафа.
КОПИЯ НА ЧЕТВЕРЫХ
После войны Екшибаров поступил в Военно-медицинскую академию. Сегодня об этом шаге он искренне сожалеет: "Не в ту академию надо было идти, а в художественную, но меня же никто не спрашивал, а после учебы меня послали в десантные войска под Полоцк". Тем не менее именно в академии Константин Сергеевич нарисовал свою первую копию с картины Антуана Пэти. "Мы ее писали вчетвером с друзьями, помню, работали долго, спорили, ругались, но все же портрет завершили. К тому времени у меня уже была целая коллекция репродукций, которые я покупал в букинистических магазинах и у частных коллекционеров, так я решил делать копии сам, в одиночку", - вспоминает художник.
Из стен академии молодой военврач вышел не только с дипломом о высшем образовании, но и с десятками копий шедевров великих мастеров. Свободное от занятий и службы время он проводил перед холстом: вечером делал предварительный набросок картины, а в светлое время суток прописывал полотно окончательно. "Тогда я подумал, зачем мне свои картины, ведь таланта создавать их у меня нет, а вот копии людям нравятся, так я стал копиистом", - смеется Константин Сергеевич.
ЛИШИЛСЯ ДОЛЖНОСТИ ИЗ-ЗА ВЕНЕРЫ
В 1956 году Екшибаров ушел с военной службы и переехал с женой в Ленинград. Здесь он поступил в закрытый Институт токсикологии, написал секретную диссертацию о ядах. За весь свой 24-летний стаж работы биохимиком-токсикологом он ни на день не расставался с кистями и красками. "Я до последнего времени не имел права выезжать за границу, а так хотелось побывать в Италии, Франции, Англии, взглянуть на шедевры собственными глазами, но приходилось довольствоваться Эрмитажем и Русским музеем", - с сожалением в голосе говорит художник.
Из-за одной из своих копий он, кстати, лишился должности старшего научного сотрудника. "Полтора года я писал тициановскую "Венеру перед зеркалом", каждый квадратный сантиметр давался с боем. И вот когда я завершил картину, то пригласил взглянуть на копии своих коллег. "Венеру" увидел заведующий нашей лабораторией и попросил ему ее подарить. Я же отказался - мне было жалко расставаться с картиной, над которой работал не один год. Закончилось все тем, что меня перевели в младшие сотрудники, но года через три я снова восстановился, зато моя "Венера" осталась со мной", - вспоминает Константин Сергеевич.
На самом деле излюбленная тема копииста - женщины: Сикстинская мадонна, Наталья Гончарова, Екатерина Великая, пышнотелые красавицы Рубенса и Тициана. Специально под них Константин Сергеевич создал "женскую комнату", в которой его супруга, Анна Васильевна, любит проводить время в компании с императрицами Екатериной II, Елизаветой Петровной и Жозефиной. "Я отдаю предпочтение женщинам и, честно говоря, люблю обнаженную натуру. Женское тело самое красивое - нежная кожа, как у ребенка, сочетает все оттенки телесного цвета", - признается мастер.
МУЗЕЙ В ОГОРОДЕ
На пенсию Екшибаров вышел в 1975 году, а десять лет спустя он переехал в Новгородскую область. Поселиться в частном доме в Чудово художника вынудила его многосотенная коллекция. "Все полотна лежали в свертках, мялись и портились. Тогда я вспомнил замечательные частные дома, которые я видел во время войны в Восточной Пруссии, и подумал: кто мне запретит роскошно жить?", - говорит художник. Тогда он приобрел предназначенный на слом дом и постепенно за 20 лет превратил его в двух-этажный музей с пятнадцатью залами.
По одной комнате Екшибаров отдал русским, венецианским, голландским и фламандским живописцам, два зала отданы "французам", а три комнаты и галерея - "итальянцам". В каждом зале - свой интерьер. "Комнаты я специально строил, хотелось, чтобы дух картины вписывался в эпоху", - объясняет мастер. И все равно, места в "чудовском Эрмитаже" всем не хватает - две трети коллекции лежат в свертках. По этой причине Константин Сергеевич сегодня за кисть и не берется, да еще и здоровье не позволяет - правосторонний инсульт почти обездвижил правую руку. Но рисовать художника-самоучку все равно тянет. "Я без этого уже не могу, - признается он, - может, к зиме оклемаюсь и снова за копии возьмусь". Есть у Екшибарова неосуществленная мечта - создать Сикстинскую комнату, которая включала бы потолок Сикстинской капеллы, "Страшный суд" и "Сикстинскую мадонну".
НАСЛЕДИЕ ЕКШИБАРОВА
На ненавистный вопрос всех художников о любимом мастере Екшибаров все же ответил: "Скорее Тициан, за свои 99 лет жизни он оставил после себя колоссальное художественное наследие". Получится ли у Константина Сергеевича передать свою коллекцию потомкам - не известно. Внуки к увлечению дедушки равнодушны, а передать копии в какой-нибудь музей пока не удается.
Картины он не продает из принципа. Хотя с таким предложением приезжали из Великого Новгорода уже три человека. "Я не хочу, чтобы мой труд украшал чьи-то сауны, - объясняет мастер, - но подарить всю коллекцию какому-либо музею я только рад. Например, в Павловском или Екатерининском дворцах много помещений без художественной отделки, а картины бы там смотрелись очень даже неплохо. Но мне этого никто не предлагает". Правда, жена Константина Сергеевича, которая всегда и во всем поддерживала мужа, отдавать картины музеям не хочет. "Сейчас не отдадим, а потом видно будет, тут они все вместе, а там растащат", - объясняет свою позицию Анна Васильевна.
Правда, чудовская администрация принять копии в местный краеведческий музей не против. "Я думаю, было бы интересно, если бы он выставился и рассказал, как ему удалось написать столько копий. Пускай люди бы посмотрели его копии", - говорит Нина Ермакова, председатель комитета по спорту, культуре и делам молодежи администрации Чудовского района. Но взглянуть на музей чудовского чудака можно и самим, ведь двери дома Константина Екшибарова открыты для всех ценителей живописи.
Софья ПРОКОШЕВА