Культура
ДЕТСКОЕ КИНО
06 октября
Об этой картине режиссера Федора Бондарчука вся страна узнала задолго до того, как она вышла на экраны. Мощная рекламная промывка мозгов будущих зрителей происходила на самых дальних подступах к дате премьеры. И от этого возбуждаемое СМИ желание увидеть "честный фильм про Афган" возрастало у публики до невероятного градуса. И наконец свершилось! Вожделенный миг настал. На экране появилась картина о том, как простых советских парней отправили выполнять интернациональный долг в братскую соседнюю страну.
ЧТО УВИДЕЛИ ЗРИТЕЛИ
А увидели они красивые горные пейзажи, утренние зорьки и парящие в небе боевые вертолеты. В придачу к "картинке" прилагается история о группе ребят, которые сначала проходят "учебку", а затем отправляются в Афганистан, где героически погибают, защищая безымянную высоту. Еще увидели зрители в эпизодических ролях весь цвет мужского российского актерского состава - от Станислава Говорухина до Андрея Краско. Каждый из приглашенных сыграл то, что он уже не раз и не два играл в новейшем отечественном кино. Блеснул на экране своим мужественным лицом и мускулистой фактурой и сам Федор Бондарчук.
В лица же самих молодых героев публика, как ни старался режиссер, так толком и не успела вглядеться. А учитывая их обритость наголо, они сначала и вовсе предстают на одно лицо. Хотя, с другой стороны, можно сказать, что Бондарчук предложил нам коллективный образ поколения, прошедшего современную войну. Судя по его словам, он об этом и хотел снять свою "9 роту".
Увидели зрители и эффектно поставленные и снятые сцены боевых столкновений с моджахедами по принципу "бой в Крыму, все в дыму, и ничего не видно" (натурные съемки действительно велись на знаменитом полуострове). Говорят, что половина украинской армии снималась в массовых сценах. Кстати, и бюджет фильма должен был вызвать у публики уважение - все-таки 10 миллионов долларов потрачены не зря.
ПРАВДА - НЕПРАВДА
Бондарчук в своих многочисленных интервью указывал на то, что он хотел сделать правдивый фильм, основанный на реальных событиях. И в этом-то и оказалась вся его беда. Когда прототипы героев "9 роты" грызли зубами афганскую землю, Федор Сергеевич благополучно учился во ВГИКе и, уверен, вряд ли хотел отправляться служить в армию и в Афганистан. А посему он просто не мог знать, каково там было молодым бойцам на самом деле. И того, что в январе 1989 года, когда и происходит в его картине трагическая сцена гибели ребят, советские войска выводились в массовом порядке из Афганистана, а не вводились в него. Поэтому и возникает от афганской части картины ощущение некой красивой и романтизированной легенды о бравых десантниках, сплоченных боевой дружбой.
Реальность же в картине как раз возникает там, где нет красивостей, а есть суровая проза армейских будней с жестоким обучением новобранцев под руководством контуженного прапорщика Дыгалло (Михаил Пореченков драматически хорош в этой роли). Именно в его изуродованном лице война являет свой грозный лик тем, кто оказался в "учебке". Хотя и здесь не обошлось без очевидных отсылок к уже известным образцам мирового кино о войне и новобранцах. Очевидно, что Федор Бондарчук видел "Цельнометаллический жилет" Стэнли Кубрика и откровенно процитировал его в своем полнометражном дебюте несколько раз.
Там, где режиссер не знает истинной правды, он зачастую подменяет ее собственной творческой фантазией, основанной на прежде увиденном. К сожалению, Федора Бондарчука подводят его профессионализм и возраст, не позволившие ему до конца вникнуть в то, что значила для нашей страны афганская война. И поэтому тот энтузиазм, с каким ребята рвутся в Афганистан по сюжету картины, мне кажется лживым. В 1988 году (так обозначено время действия фильма) в советском обществе относительно той войны были совсем другие настроения. Я служил в армии в учебном танковом полку чуть раньше, но знаю, как не хотелось большинству моих ровесников отправляться в состав ограниченного воинского контингента.
Федор Сергеевич уповал на хорошо и с размахом поставленную искренность, а получилась красота без правды. Не прибавили ощущения достоверности и откровенно клиповые монтажные ходы, к которым Бондарчук-режиссер прибег в эпизодах боевых действий. Иногда складывается ощущение, что ты видишь на экране очередную компьютерную "стрелялку". Как будто ребенок дорвался до игры в войну не по-взрослому, а по-детски, понарошку.
Однако все эти критические стрелы вряд ли бы полетели с моей стороны в сторону автора "9 роты", если бы создатели картины не переусердствовали с ее рекламой.
РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ КИНО
Раскрутка творения Федора Бондарчука подавалась под несколькими соусами. Во-первых, это "кино о молодых и для молодых". Задача была выполнена: молодежь сидит смотрит "9 роту" и даже иногда плачет. Во-вторых, это первый правдивый фильм об афганской войне. А вот это - неправда. Потому что были в нашем кино и "Жаркое лето в Кабуле" Искандера Хамраева, и "Афганский излом" Владимира Бортко, и "Нога" Никиты Тягунова. В-третьих, Федор Бондарчук постоянно утверждал, что жаждет снять, как и его легендарный отец, если не современный вариант "Войны и мира", то уж точно "Судьбу человека". Правда, Федор ввиду сыновьего восторга, наверное, забыл, что пронзительная картина его отца показала трагедию войны в человеческом измерении безо всяких батальных сцен и красивых панорам на полях сражений.
Если в кадре стреляют танки и рвутся снаряды, то это вовсе не означает, что фильм поставлен о судьбе человека на войне. За бесконечной чередой разрывов теряются люди, и уже сцена гибели одного из героев выглядит на экране как некий фрагмент развернутого "боевого" видеоклипа. Впрочем, "9 рота" навсегда уже останется примером того, как добротная и в меру честная картина, профессионально сделанная и крепко сбитая в эффектное зрелище, начинает благодаря рекламным манипуляциям претендовать на нечто большее.
PR-кампания "9 рота" была выстроена с учетом успешного опыта предыдущих масштабных рекламных медийных акций, которые назывались "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит". Печальный вывод, который приходится делать из увиденного, услышанного и прочитанного, заключается в том, что зрителей фактически лишают возможности собственного мнения по поводу будущей картины. Его априорно уверяют в том, что: а) фильм - гордость российского кино и наш ответ Голливуду; б) фильм - серьезное произведение искусства, чуть ли не шедевр. В "дозорном" и "гамбитном" вариантах подобный обман под названием "пиар" как-то и не принимался публикой в расчет, она готова была сама дать себя обмануть. В случае же с картиной Федора Бондарчука история получилась более двусмысленной. Телевидение, радио и газеты с журналами не оставили выбора зрителям, кроме как заранее выслушивать мнение критики и самих создателей о том, какой хороший и важный фильм они скоро увидят. Дело дошло до абсурда, когда сам режиссер и актеры начали со всех экранов пропагандировать "9 роту".
ИХ НАДО ЛЮБИТЬ
Именно с таким ощущением ты начинаешь смотреть картину Бондарчука, но покидаешь зал с совсем иным вопросом: и зачем так было шуметь? Хорошее кино само по себе никогда не нуждается в пиаре. В советские времена люди выстраивались в кассы кинотеатров, когда там показывали и "Они сражались за Родину", и "Зеркало", а о пиаре и слухом не слыхивали.
"Они хотели, чтобы их любили", - так звучит один из рекламных лозунгов в честь "9 роты". Порою, когда смотришь фильмы знаменитых детей знаменитых родителей, складывается устойчивое ощущение, что им по-детски хочется искренней, а не внушенной любви публики к самим себе и своему творчеству. Их родители об этом не очень заботились. Они просто делали отличное кино для зрителей. Нынешнее поколение "золотых мальчиков" думает о том, как они выглядят на экране, всерьез. Но здесь начинается совсем другая история, которая к настоящему искусству имеет мало отношения. Это все же пиар, а не кино.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
ЧТО УВИДЕЛИ ЗРИТЕЛИ
А увидели они красивые горные пейзажи, утренние зорьки и парящие в небе боевые вертолеты. В придачу к "картинке" прилагается история о группе ребят, которые сначала проходят "учебку", а затем отправляются в Афганистан, где героически погибают, защищая безымянную высоту. Еще увидели зрители в эпизодических ролях весь цвет мужского российского актерского состава - от Станислава Говорухина до Андрея Краско. Каждый из приглашенных сыграл то, что он уже не раз и не два играл в новейшем отечественном кино. Блеснул на экране своим мужественным лицом и мускулистой фактурой и сам Федор Бондарчук.
В лица же самих молодых героев публика, как ни старался режиссер, так толком и не успела вглядеться. А учитывая их обритость наголо, они сначала и вовсе предстают на одно лицо. Хотя, с другой стороны, можно сказать, что Бондарчук предложил нам коллективный образ поколения, прошедшего современную войну. Судя по его словам, он об этом и хотел снять свою "9 роту".
Увидели зрители и эффектно поставленные и снятые сцены боевых столкновений с моджахедами по принципу "бой в Крыму, все в дыму, и ничего не видно" (натурные съемки действительно велись на знаменитом полуострове). Говорят, что половина украинской армии снималась в массовых сценах. Кстати, и бюджет фильма должен был вызвать у публики уважение - все-таки 10 миллионов долларов потрачены не зря.
ПРАВДА - НЕПРАВДА
Бондарчук в своих многочисленных интервью указывал на то, что он хотел сделать правдивый фильм, основанный на реальных событиях. И в этом-то и оказалась вся его беда. Когда прототипы героев "9 роты" грызли зубами афганскую землю, Федор Сергеевич благополучно учился во ВГИКе и, уверен, вряд ли хотел отправляться служить в армию и в Афганистан. А посему он просто не мог знать, каково там было молодым бойцам на самом деле. И того, что в январе 1989 года, когда и происходит в его картине трагическая сцена гибели ребят, советские войска выводились в массовом порядке из Афганистана, а не вводились в него. Поэтому и возникает от афганской части картины ощущение некой красивой и романтизированной легенды о бравых десантниках, сплоченных боевой дружбой.
Реальность же в картине как раз возникает там, где нет красивостей, а есть суровая проза армейских будней с жестоким обучением новобранцев под руководством контуженного прапорщика Дыгалло (Михаил Пореченков драматически хорош в этой роли). Именно в его изуродованном лице война являет свой грозный лик тем, кто оказался в "учебке". Хотя и здесь не обошлось без очевидных отсылок к уже известным образцам мирового кино о войне и новобранцах. Очевидно, что Федор Бондарчук видел "Цельнометаллический жилет" Стэнли Кубрика и откровенно процитировал его в своем полнометражном дебюте несколько раз.
Там, где режиссер не знает истинной правды, он зачастую подменяет ее собственной творческой фантазией, основанной на прежде увиденном. К сожалению, Федора Бондарчука подводят его профессионализм и возраст, не позволившие ему до конца вникнуть в то, что значила для нашей страны афганская война. И поэтому тот энтузиазм, с каким ребята рвутся в Афганистан по сюжету картины, мне кажется лживым. В 1988 году (так обозначено время действия фильма) в советском обществе относительно той войны были совсем другие настроения. Я служил в армии в учебном танковом полку чуть раньше, но знаю, как не хотелось большинству моих ровесников отправляться в состав ограниченного воинского контингента.
Федор Сергеевич уповал на хорошо и с размахом поставленную искренность, а получилась красота без правды. Не прибавили ощущения достоверности и откровенно клиповые монтажные ходы, к которым Бондарчук-режиссер прибег в эпизодах боевых действий. Иногда складывается ощущение, что ты видишь на экране очередную компьютерную "стрелялку". Как будто ребенок дорвался до игры в войну не по-взрослому, а по-детски, понарошку.
Однако все эти критические стрелы вряд ли бы полетели с моей стороны в сторону автора "9 роты", если бы создатели картины не переусердствовали с ее рекламой.
РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ КИНО
Раскрутка творения Федора Бондарчука подавалась под несколькими соусами. Во-первых, это "кино о молодых и для молодых". Задача была выполнена: молодежь сидит смотрит "9 роту" и даже иногда плачет. Во-вторых, это первый правдивый фильм об афганской войне. А вот это - неправда. Потому что были в нашем кино и "Жаркое лето в Кабуле" Искандера Хамраева, и "Афганский излом" Владимира Бортко, и "Нога" Никиты Тягунова. В-третьих, Федор Бондарчук постоянно утверждал, что жаждет снять, как и его легендарный отец, если не современный вариант "Войны и мира", то уж точно "Судьбу человека". Правда, Федор ввиду сыновьего восторга, наверное, забыл, что пронзительная картина его отца показала трагедию войны в человеческом измерении безо всяких батальных сцен и красивых панорам на полях сражений.
Если в кадре стреляют танки и рвутся снаряды, то это вовсе не означает, что фильм поставлен о судьбе человека на войне. За бесконечной чередой разрывов теряются люди, и уже сцена гибели одного из героев выглядит на экране как некий фрагмент развернутого "боевого" видеоклипа. Впрочем, "9 рота" навсегда уже останется примером того, как добротная и в меру честная картина, профессионально сделанная и крепко сбитая в эффектное зрелище, начинает благодаря рекламным манипуляциям претендовать на нечто большее.
PR-кампания "9 рота" была выстроена с учетом успешного опыта предыдущих масштабных рекламных медийных акций, которые назывались "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит". Печальный вывод, который приходится делать из увиденного, услышанного и прочитанного, заключается в том, что зрителей фактически лишают возможности собственного мнения по поводу будущей картины. Его априорно уверяют в том, что: а) фильм - гордость российского кино и наш ответ Голливуду; б) фильм - серьезное произведение искусства, чуть ли не шедевр. В "дозорном" и "гамбитном" вариантах подобный обман под названием "пиар" как-то и не принимался публикой в расчет, она готова была сама дать себя обмануть. В случае же с картиной Федора Бондарчука история получилась более двусмысленной. Телевидение, радио и газеты с журналами не оставили выбора зрителям, кроме как заранее выслушивать мнение критики и самих создателей о том, какой хороший и важный фильм они скоро увидят. Дело дошло до абсурда, когда сам режиссер и актеры начали со всех экранов пропагандировать "9 роту".
ИХ НАДО ЛЮБИТЬ
Именно с таким ощущением ты начинаешь смотреть картину Бондарчука, но покидаешь зал с совсем иным вопросом: и зачем так было шуметь? Хорошее кино само по себе никогда не нуждается в пиаре. В советские времена люди выстраивались в кассы кинотеатров, когда там показывали и "Они сражались за Родину", и "Зеркало", а о пиаре и слухом не слыхивали.
"Они хотели, чтобы их любили", - так звучит один из рекламных лозунгов в честь "9 роты". Порою, когда смотришь фильмы знаменитых детей знаменитых родителей, складывается устойчивое ощущение, что им по-детски хочется искренней, а не внушенной любви публики к самим себе и своему творчеству. Их родители об этом не очень заботились. Они просто делали отличное кино для зрителей. Нынешнее поколение "золотых мальчиков" думает о том, как они выглядят на экране, всерьез. Но здесь начинается совсем другая история, которая к настоящему искусству имеет мало отношения. Это все же пиар, а не кино.
Сергей ИЛЬЧЕНКО