Культура
МОНИТОР СОБЫТИЙ КУЛЬТУРЫ
06 октября
Совсем недавно Леонид Десятников был в гостях у "НВ" и, говоря о своем грядущем юбилее, чуть приоткрыл нам завесу музыкальной "кухни": тогда фестиваль под четким руководством друга и постоянного коллеги композитора - пианиста Алексея Гориболя - еще только планировался. Теперь тайное стало явным, и уже можно смело утверждать: фестиваль удался.
Конечно, центральным событием его петербургской части станет исполнение труппой Большого театра на сцене Мариинки оперы "Дети Розенталя" - 16 и 17 октября. Но уже первый вечер фестиваля, открывшегося на этой неделе, показал, что остальные события заслуживают не то что не меньшего, но даже большего внимания - в силу своей утонченности и изысканности.
Открыло фестиваль выступление струнного ансамбля Ильи Иоффа "Дивертисмент", исполнившего "Русские сезоны" Леонида Десятникова вместе с замечательной московской певицей-сопрано Яной Иваниловой. Ее голос, невероятно нежный, выразительный и богатый, украсил тонкое и причудливое полотно музыки Десятникова, прочувствовав все его трагические изломы. Дальше звучали другие сезоны - неизменные "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы в обработке юбиляра и бессмертное творение Вивальди - также на тему смены лета зимой.
Кстати говоря, фестиваль вообще получился на редкость качественным и надежным. Обыгранная программа (в частности, на фестивале в Костомукше, откуда "НВ" делало репортаж) и полюбившиеся имена сделали его одним из центральных событий музыкальной осени. Судите сами: уже сегодня в Большом зале Филармонии оркестр "Кремерата Балтика" под управлением Гидона Кремера будет выступать с Юрием Башметом. 14 октября в Малом зале Филармонии состоится вечер камерной музыки Десятникова, в котором примут участие известные петербургские, московские музыканты (Марат Галиахметов, Назар Кожухарь, Владислав Песин, Алексей Гориболь) и даже сам композитор. 24 октября в Академической капелле прозвучит камерная опера по Карамзину "Бедная Лиза" (причем костюм для Лизы сшит модельером Татьяной Парфеновой) и фрагменты музыки к кинофильму "Москва". Ну а завершит петербургскую часть фестиваля 26 октября в кинотеатре "Аврора" музыка театра и кино. В исполнении Полины Осетинской, Алексея Гориболя, инструментального ансамбля музыкантов оркестра Филармонии, и вокальной группы Remake прозвучит музыка из "Мании Жизели", "Дневника его жены", "Москвы", "Подмосковных вечеров", из ленты "Серп и молот" и спектакля "Ревизор" Александринского театра.
Кстати, практически та же программа, только еще и со спектаклем Камы Гинкаса "Скрипка Ротшильда" будет воспроизведена на московской части фестиваля.
ВУЗЫ И МУЗЫ
В Концертном зале им. А.К. Глазунова открылся V фестиваль "Международная неделя консерваторий".
В этом году он посвящен жизни и творчеству самого Александра Глазунова, в честь которого и назван зал, где проходит большинство концертов фестиваля. Об этом композиторе в год 140-летия со дня его рождения будут говорить на научной конференции 10 октября, а из фондов Научной музыкальной библиотеки Консерватории уже сейчас подготовлена выставка.
Ну и, конечно, произведения Глазунова наверняка будут звучать на концертах, в которых примут участие 5 оркестров, 2 хора, 8 дирижеров, более 20 ансамблей и 50 солистов из разных консерваторий мира. В этом году в Петербург приедут делегации высших музыкальных заведених Парижа, Лондона, Цюриха, Таллина, Москвы, Дрездена, Познани, Балтимора и многих других городов. Кроме них в выступлениях примут участие и известные музыканты - например, открыло фестиваль выступление Игоря Бутмана с оркестром Капеллы. Кстати, в тот же вечер композитору Родиону Щедрину было присвоено звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. А сегодняшний концерт будет посвящен Генрику Венявскому, и в его честь будет открыта памятная доска. Еще один весьма интересный концерт ждет нас в пятницу. Тогда Молодежный оркестр мандолин и гитар земли Северный Рейн - Вестфалия (Германия) будет выступать вместе с замечательным московским гитаристом Дмитрием Илларионовым ("НВ" уже рассказывало, как его игра стала открытием Фестиваля камерного искусства в Костомукше). Закрытие фестиваля состоится 12 октября, когда в исполнении пианиста Павла Райкеруса и оркестра Петербургской консерватории прозвучат произведения Шостаковича и Чайковского.
Так что фестиваль познакомит молодых и опытных музыкантов с искусством зарубежных стран и заставит вспомнить о великих предшественниках. Но выясняется, что даже не это главное. Председатель оргкомитета фестиваля ректор Санкт-Петербургской консерватории Александр Чайковский объяснил, что "главное в этом фестивале - то, что скрыто, а это общение наших студентов с гостями - студентами из разных стран и известными музыкантами".
"ОТТОГО И ДОРОГИ МНЕ ЛЮДИ, ЧТО ЖИВУТ СО МНОЮ НА ЗЕМЛЕ"
На этой неделе исполнилось 110 лет со дня рождения Сергея Есенина.
К этой дате памятник поэту в Таврическом саду был отреставрирован после многочисленных нападений вандалов. О судьбе - и памятника, и самого Есенина - рассуждали в Балтийском информационном агентстве при участии Музея Ленинградской музыки.
Присутствовавший на встрече председатель комитета по культуре Николай Буров начал словами о том, что это не единственный памятник, который подвергся актам вандализма. "Стояла бы девушка с веслом - было бы еще хуже. Но то, что так относятся к Есенину, - оскорбительно и неприятно. Ведь именно Есенин не навязывается школьным образованием в такой степени, чтобы вызвать ненависть".
Директор Есенинского фонда Борис Родин объяснил ситуацию сегодняшним состоянием общества: "Им все равно, на что руку поднимать". Однако отметил и другие проблемы: формально этот памятник в Таврическом саду никому не принадлежит - ни Музею городской скульптуры, ни Центральному району, на территории которого он находится. Кроме того, памятник не имеет своего опекуна. В свое время это был вроде как "подарок городу". А с этим статусом, как известно в свете последних событий с 300-летием или Петром I работы Церетели, у города отношения сложные.
"Законодательство не до конца отточено по этому вопросу", - констатировал глава комитета по культуре. И посетовал, что к каждому памятнику не поставишь человека с ружьем, который к тому же читал бы вслух.
Певец Анатолий Тукиш, записавший к юбилею поэта два диска песен на его стихи, рассказал, что сохранить памятник можно было бы "под землей". Оказывается, рассматривается идея создания целой литературной линии метрополитена. И "Есенинской" может стать нынешняя "Пионерская".
"Отнесемся с интересом, попробуем двинуться, но осторожно", - прокомментировал Николай Буров.
Алина ЦИОПА
Конечно, центральным событием его петербургской части станет исполнение труппой Большого театра на сцене Мариинки оперы "Дети Розенталя" - 16 и 17 октября. Но уже первый вечер фестиваля, открывшегося на этой неделе, показал, что остальные события заслуживают не то что не меньшего, но даже большего внимания - в силу своей утонченности и изысканности.
Открыло фестиваль выступление струнного ансамбля Ильи Иоффа "Дивертисмент", исполнившего "Русские сезоны" Леонида Десятникова вместе с замечательной московской певицей-сопрано Яной Иваниловой. Ее голос, невероятно нежный, выразительный и богатый, украсил тонкое и причудливое полотно музыки Десятникова, прочувствовав все его трагические изломы. Дальше звучали другие сезоны - неизменные "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы в обработке юбиляра и бессмертное творение Вивальди - также на тему смены лета зимой.
Кстати говоря, фестиваль вообще получился на редкость качественным и надежным. Обыгранная программа (в частности, на фестивале в Костомукше, откуда "НВ" делало репортаж) и полюбившиеся имена сделали его одним из центральных событий музыкальной осени. Судите сами: уже сегодня в Большом зале Филармонии оркестр "Кремерата Балтика" под управлением Гидона Кремера будет выступать с Юрием Башметом. 14 октября в Малом зале Филармонии состоится вечер камерной музыки Десятникова, в котором примут участие известные петербургские, московские музыканты (Марат Галиахметов, Назар Кожухарь, Владислав Песин, Алексей Гориболь) и даже сам композитор. 24 октября в Академической капелле прозвучит камерная опера по Карамзину "Бедная Лиза" (причем костюм для Лизы сшит модельером Татьяной Парфеновой) и фрагменты музыки к кинофильму "Москва". Ну а завершит петербургскую часть фестиваля 26 октября в кинотеатре "Аврора" музыка театра и кино. В исполнении Полины Осетинской, Алексея Гориболя, инструментального ансамбля музыкантов оркестра Филармонии, и вокальной группы Remake прозвучит музыка из "Мании Жизели", "Дневника его жены", "Москвы", "Подмосковных вечеров", из ленты "Серп и молот" и спектакля "Ревизор" Александринского театра.
Кстати, практически та же программа, только еще и со спектаклем Камы Гинкаса "Скрипка Ротшильда" будет воспроизведена на московской части фестиваля.
ВУЗЫ И МУЗЫ
В Концертном зале им. А.К. Глазунова открылся V фестиваль "Международная неделя консерваторий".
В этом году он посвящен жизни и творчеству самого Александра Глазунова, в честь которого и назван зал, где проходит большинство концертов фестиваля. Об этом композиторе в год 140-летия со дня его рождения будут говорить на научной конференции 10 октября, а из фондов Научной музыкальной библиотеки Консерватории уже сейчас подготовлена выставка.
Ну и, конечно, произведения Глазунова наверняка будут звучать на концертах, в которых примут участие 5 оркестров, 2 хора, 8 дирижеров, более 20 ансамблей и 50 солистов из разных консерваторий мира. В этом году в Петербург приедут делегации высших музыкальных заведених Парижа, Лондона, Цюриха, Таллина, Москвы, Дрездена, Познани, Балтимора и многих других городов. Кроме них в выступлениях примут участие и известные музыканты - например, открыло фестиваль выступление Игоря Бутмана с оркестром Капеллы. Кстати, в тот же вечер композитору Родиону Щедрину было присвоено звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. А сегодняшний концерт будет посвящен Генрику Венявскому, и в его честь будет открыта памятная доска. Еще один весьма интересный концерт ждет нас в пятницу. Тогда Молодежный оркестр мандолин и гитар земли Северный Рейн - Вестфалия (Германия) будет выступать вместе с замечательным московским гитаристом Дмитрием Илларионовым ("НВ" уже рассказывало, как его игра стала открытием Фестиваля камерного искусства в Костомукше). Закрытие фестиваля состоится 12 октября, когда в исполнении пианиста Павла Райкеруса и оркестра Петербургской консерватории прозвучат произведения Шостаковича и Чайковского.
Так что фестиваль познакомит молодых и опытных музыкантов с искусством зарубежных стран и заставит вспомнить о великих предшественниках. Но выясняется, что даже не это главное. Председатель оргкомитета фестиваля ректор Санкт-Петербургской консерватории Александр Чайковский объяснил, что "главное в этом фестивале - то, что скрыто, а это общение наших студентов с гостями - студентами из разных стран и известными музыкантами".
"ОТТОГО И ДОРОГИ МНЕ ЛЮДИ, ЧТО ЖИВУТ СО МНОЮ НА ЗЕМЛЕ"
На этой неделе исполнилось 110 лет со дня рождения Сергея Есенина.
К этой дате памятник поэту в Таврическом саду был отреставрирован после многочисленных нападений вандалов. О судьбе - и памятника, и самого Есенина - рассуждали в Балтийском информационном агентстве при участии Музея Ленинградской музыки.
Присутствовавший на встрече председатель комитета по культуре Николай Буров начал словами о том, что это не единственный памятник, который подвергся актам вандализма. "Стояла бы девушка с веслом - было бы еще хуже. Но то, что так относятся к Есенину, - оскорбительно и неприятно. Ведь именно Есенин не навязывается школьным образованием в такой степени, чтобы вызвать ненависть".
Директор Есенинского фонда Борис Родин объяснил ситуацию сегодняшним состоянием общества: "Им все равно, на что руку поднимать". Однако отметил и другие проблемы: формально этот памятник в Таврическом саду никому не принадлежит - ни Музею городской скульптуры, ни Центральному району, на территории которого он находится. Кроме того, памятник не имеет своего опекуна. В свое время это был вроде как "подарок городу". А с этим статусом, как известно в свете последних событий с 300-летием или Петром I работы Церетели, у города отношения сложные.
"Законодательство не до конца отточено по этому вопросу", - констатировал глава комитета по культуре. И посетовал, что к каждому памятнику не поставишь человека с ружьем, который к тому же читал бы вслух.
Певец Анатолий Тукиш, записавший к юбилею поэта два диска песен на его стихи, рассказал, что сохранить памятник можно было бы "под землей". Оказывается, рассматривается идея создания целой литературной линии метрополитена. И "Есенинской" может стать нынешняя "Пионерская".
"Отнесемся с интересом, попробуем двинуться, но осторожно", - прокомментировал Николай Буров.
Алина ЦИОПА