Культура

ПЕВЕЦ, ОСТАВШИЙСЯ ЛЕГЕНДОЙ

06 октября
Жизни и творчеству великого русского певца ХХ века Николая Печковского посвящена книга "Прометей оперной сцены", вышедшая в издательстве "Композитор - Санкт-Петербург" в серии "Корифеи Мариинского театра". Ее автор - музыкальный критик, исследователь русского оперного театра Герман Поплавский, лично знавший певца в его последние годы. Это первая монография об артисте, пережившем триумф признания, трагедию забвения и запоздалую радость возвращения из небытия.
"Ценным вкладом в отечественную музыкальную культуру и актом восстановления исторической справедливости" назвал выход книги композитор Тихон Хренников. В своей вступительной статье он вспоминает, как в 1939 году в Кировском театре ставилась его опера "В бурю" и Печковский выразил желание исполнить партию Леньки. Его участие во многом обеспечило спектаклю успех. Вспоминает Хренников и о трагедии певца, оказавшегося в 1941 году в дачном поселке, внезапно отрезанном от Ленинграда наступавшим врагом. Впоследствии Николая Константиновича репрессировали, его творчество многие годы было под запретом. Благодаря хлопотам Хренникова Печковский был полностью реабилитирован и возвратился в Ленинград. Он пестовал артистов-любителей, открыв свою оперную студию в Доме культуры имени Цюрупы на Обводном канале.
"Кажется, я понял секрет его легендарности, - пишет автор монографии о феномене художественной личности Печковского. - И на сцене, и в жизни он уверенно рушил сложившиеся традиции и стереотипы, совершал поступки и строил мизансцены, непривычные в своей выразительности, - искренние, смелые, новаторские, опережавшие время, казавшиеся неправдоподобными в той трагической эпохе, в которой жил и творил".
На основании документальных свидетельств, воспоминаний очевидцев в книге шаг за шагом прослежен весь путь певца, чьи сценические образы Германа, Отелло, Вертера, Хозе, Канио, Ленского потрясали зрителей стихийной силой актерского таланта и изумительной красотой драматического тенора. Он был одним из любимых учеников Константина Станиславского, который помог артисту соединить искусство пения и искусство драмы. Его называли преемником шаляпинских традиций. Талант Печковского высоко ценили Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов. Жизнь певца предстает в книге на фоне широкой панорамы театральной жизни Ленинграда 1920-1960-х годов.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно