Культура
КОРИДОРОМ СМЕРТИ - В БЕССМЕРТИЕ
11 октября
Несуществующая в настоящее время ветка от Петрокрепости до станции Поляны была в сжатые сроки проложена в узком коридоре вдоль южного берега Ладожского озера сразу после прорыва блокады и связала город с Большой землей. Первый поезд, прибывший в Ленинград 7 февраля 1943 года, прошел именно этим коридором. По нему в город было привезено 75 процентов всех грузов, остальные 25 процентов дала хорошо известная Дорога жизни.
Обслуживала "коридор смерти" 48-я паровозная колонна Особого резерва Народного комиссариата путей сообщения - около пятисот человек, среди которых были вчерашние ленинградские школьницы и машинисты, отозванные с фронтов и доставленные в Ленинград самолетами. Трасса насквозь простреливалась немецкой артиллерией, располагавшейся в 4-6 километрах на Синявинских высотах. По ней ежедневно били прямой наводкой и бомбили с воздуха. Пленные немцы рассказывали, что их командование представляло своих артиллеристов и летчиков к кресту за каждый подбитый здесь локомотив.
Это была самая крупная за всю историю мировых войн военно-инженерная операция по налаживанию коммуникаций в осажденный индустриальный центр. Тем не менее опрос, проведенный среди петербуржцев, показал, что в большинстве они никогда не слышали о ней. Когда к концу войны сложилась официальная картина блокады, "коридору смерти" в ней не нашлось места. Даже это название, принятое среди тех, кто обслуживал ветку, не употреблялось - в официальных источниках она именовалась Дорогой победы. Тема долгое время находилась под негласным запретом, и только в 1995 году на станции Петрокрепость был открыт маленький ведомственный музей, рассказывающий о подвиге железнодорожников.
Именно сюда пришел петербургский писатель, постоянный автор "НВ" Дмитрий Каралис, когда в ходе своих генеалогических изысканий, о которых мы не раз рассказывали, узнал, что в этом музее выставлена фотография его отца.
- Он рассказывал, что в годы войны работал в каком-то "коридоре смерти", - говорит Дмитрий Каралис, - но эти рассказы были очень туманны.
Побывав в музее, писатель понял, что тема требует отображения. Так родился сценарий фильма "Коридором бессмертия". В нем использованы кинофотодокументы российских и немецких архивов, воспоминания оставшихся в живых "колонистов", водивших эшелоны, строивших, ремонтировавших и охранявших трассу. В фильме заняты участники тех давних событий, использованы натурные съемки на Синявинских высотах и болотах.
МНЕНИЕ:
Даниил Гранин, писатель:
- Фильм рассказывает о почти неизвестной и полной драматизма странице ленинградской блокады. Тема, что называется, не вписалась в историю блокады в должной мере. Фильм приподнимает завесу военной секретности и послевоенного политического умолчания важного периода блокады. Думаю, этот фильм будет с интересом воспринят российским зрителем.
Павел ВИНОГРАДОВ
Обслуживала "коридор смерти" 48-я паровозная колонна Особого резерва Народного комиссариата путей сообщения - около пятисот человек, среди которых были вчерашние ленинградские школьницы и машинисты, отозванные с фронтов и доставленные в Ленинград самолетами. Трасса насквозь простреливалась немецкой артиллерией, располагавшейся в 4-6 километрах на Синявинских высотах. По ней ежедневно били прямой наводкой и бомбили с воздуха. Пленные немцы рассказывали, что их командование представляло своих артиллеристов и летчиков к кресту за каждый подбитый здесь локомотив.
Это была самая крупная за всю историю мировых войн военно-инженерная операция по налаживанию коммуникаций в осажденный индустриальный центр. Тем не менее опрос, проведенный среди петербуржцев, показал, что в большинстве они никогда не слышали о ней. Когда к концу войны сложилась официальная картина блокады, "коридору смерти" в ней не нашлось места. Даже это название, принятое среди тех, кто обслуживал ветку, не употреблялось - в официальных источниках она именовалась Дорогой победы. Тема долгое время находилась под негласным запретом, и только в 1995 году на станции Петрокрепость был открыт маленький ведомственный музей, рассказывающий о подвиге железнодорожников.
Именно сюда пришел петербургский писатель, постоянный автор "НВ" Дмитрий Каралис, когда в ходе своих генеалогических изысканий, о которых мы не раз рассказывали, узнал, что в этом музее выставлена фотография его отца.
- Он рассказывал, что в годы войны работал в каком-то "коридоре смерти", - говорит Дмитрий Каралис, - но эти рассказы были очень туманны.
Побывав в музее, писатель понял, что тема требует отображения. Так родился сценарий фильма "Коридором бессмертия". В нем использованы кинофотодокументы российских и немецких архивов, воспоминания оставшихся в живых "колонистов", водивших эшелоны, строивших, ремонтировавших и охранявших трассу. В фильме заняты участники тех давних событий, использованы натурные съемки на Синявинских высотах и болотах.
МНЕНИЕ:
Даниил Гранин, писатель:
- Фильм рассказывает о почти неизвестной и полной драматизма странице ленинградской блокады. Тема, что называется, не вписалась в историю блокады в должной мере. Фильм приподнимает завесу военной секретности и послевоенного политического умолчания важного периода блокады. Думаю, этот фильм будет с интересом воспринят российским зрителем.
Павел ВИНОГРАДОВ