Культура
КОМЕДИЯ ПО-ЯПОНСКИ
13 октября
Время открытия творчества Хироси Симидзу настало и для петербуржцев. Зрители других стран тоже узнали одного из крупнейших мастеров кино Японии сравнительно недавно. Празднование в 2003 году 100-летия со дня его рождения, к которому были приурочены ретроспективы работ мастера как в Японии, так и в ряде других стран, сделали имя Симидзу всемирно известным.
Симидзу снял 163 фильма. Он работал в разных жанрах: делал комедии, мелодрамы, спортивные истории, документальные ленты, важной частью его творчества признаны фильмы о детях и для детей. В ретроспективу вошло 12 картин, созданных мастером в период с 1933 по 1955 год: три немых (или "частично звуковых", с музыкой и шумами) фильма и целая коллекция звуковых картин. Фильмы "Забудь и про любовь" (1937), "Массажисты и женщина" (1938) - смелые опыты, в которых режиссер экспериментирует с киноприемами и ходом повествования, с "контрапунктом" изображения и звука, не забывая обращаться к самым насущным вопросам общественной и духовной жизни. Российские зрители увидят "Господина Сескэ Охара" (1949) - ленту эпохи американской оккупации Японии, "Материнское сердце" (1950), "Школу Сииноми" (первый японский фильм о проблеме детей-инвалидов) и "Повесть о Дзиро" (1955) - о том, как взрослые и дети, преодолевая испытания, учатся взаимной любви и уважению. Учась у Европы и Голливуда, впитывая западное влияние, Симидзу одновременно обращался к внутренним японским проблемам. Не случайно его сравнивают с великими мастерами классической японской прозы и поэзии. Странствуя вместе с Симидзу по жизни его героев, зритель одновременно путешествует по прекрасным и порой неисхоженным дорогам.
ПРЕДВОЕННЫЙ МОДЕРНИЗМ
Начать ретроспективу фильмов киномаэстро в Доме кино решили с антивоенной комедии "Заколка для волос", которая была снята в 1941 году.
Лето, горы Яманаси. В гостинице на горячих источниках знакомятся несколько постояльцев: чудаковатый ученый, молодожены, старик с двумя внуками и демобилизованный солдат по имени Нанмура, залечивающий раненую ногу. Однажды Нанмура в купальне наступает на оброненную женскую заколку и ранит ступню. Чтобы извиниться перед ним, из Токио приезжает владелица заколки Эми. По необъяснимым причинам она задерживается на курорте, вместе с детьми помогает Нанмуре вновь научиться ходить. Но лето кончается, маленькой общине суждено распасться, хотя никого не тянет в город. Нанмура выполнил поставленную перед собой задачу - теперь он может взбежать по храмовой лестнице. Уезжает и он. На источниках остается только Эми.
В фильме блистательно переданы тонкие и глубокие человеческие чувства. Писатель Масудзи Ибусэ, по рассказу которого сделан фильм, известен своими легкими историями в пасторальном духе. Вольное течение повествования подкрепляется четким ритмом, точным монтажом и операторской работой (в эпизодах с дистанцированием камеры), гэгами в духе американских комедий. Пространство курорта почти утопическое. Этот фильм можно назвать прекрасным примером предвоенного модернизма. Курорт представляет собой модель современного режиссеру японского общества. Он функционирует как укрытие от политического и социального консерватизма. Все герои хотят забыть о своих проблемах, но понимают, что когда-то им все равно придется вернуться в Японию.
Финал японских кинокартин лишен голливудской настроенности на хеппи-энд. "Заколка для волос" - не исключение. Заканчивается картина по-философски грустно: двое людей, по-разному осознающие смысл земного бытия, не могут быть вместе. Эми видит смысл жизни в спокойствии, единении с природой, Нанмуре - в упоительной суете мегаполиса. Она принимает смысл бытия своего возлюбленного, поэтому все, что ей остается, - читать его письма, в которых он эгоистично надеется на то, что все еще возможно изменить, но не в его сознании, а в ее. Однако мечты эти напрасны, потому что человек, однажды решивший уйти от суеты земного бытия, вряд ли к ней когда-нибудь вернется.
Юлия ДОГАДИНА
Симидзу снял 163 фильма. Он работал в разных жанрах: делал комедии, мелодрамы, спортивные истории, документальные ленты, важной частью его творчества признаны фильмы о детях и для детей. В ретроспективу вошло 12 картин, созданных мастером в период с 1933 по 1955 год: три немых (или "частично звуковых", с музыкой и шумами) фильма и целая коллекция звуковых картин. Фильмы "Забудь и про любовь" (1937), "Массажисты и женщина" (1938) - смелые опыты, в которых режиссер экспериментирует с киноприемами и ходом повествования, с "контрапунктом" изображения и звука, не забывая обращаться к самым насущным вопросам общественной и духовной жизни. Российские зрители увидят "Господина Сескэ Охара" (1949) - ленту эпохи американской оккупации Японии, "Материнское сердце" (1950), "Школу Сииноми" (первый японский фильм о проблеме детей-инвалидов) и "Повесть о Дзиро" (1955) - о том, как взрослые и дети, преодолевая испытания, учатся взаимной любви и уважению. Учась у Европы и Голливуда, впитывая западное влияние, Симидзу одновременно обращался к внутренним японским проблемам. Не случайно его сравнивают с великими мастерами классической японской прозы и поэзии. Странствуя вместе с Симидзу по жизни его героев, зритель одновременно путешествует по прекрасным и порой неисхоженным дорогам.
ПРЕДВОЕННЫЙ МОДЕРНИЗМ
Начать ретроспективу фильмов киномаэстро в Доме кино решили с антивоенной комедии "Заколка для волос", которая была снята в 1941 году.
Лето, горы Яманаси. В гостинице на горячих источниках знакомятся несколько постояльцев: чудаковатый ученый, молодожены, старик с двумя внуками и демобилизованный солдат по имени Нанмура, залечивающий раненую ногу. Однажды Нанмура в купальне наступает на оброненную женскую заколку и ранит ступню. Чтобы извиниться перед ним, из Токио приезжает владелица заколки Эми. По необъяснимым причинам она задерживается на курорте, вместе с детьми помогает Нанмуре вновь научиться ходить. Но лето кончается, маленькой общине суждено распасться, хотя никого не тянет в город. Нанмура выполнил поставленную перед собой задачу - теперь он может взбежать по храмовой лестнице. Уезжает и он. На источниках остается только Эми.
В фильме блистательно переданы тонкие и глубокие человеческие чувства. Писатель Масудзи Ибусэ, по рассказу которого сделан фильм, известен своими легкими историями в пасторальном духе. Вольное течение повествования подкрепляется четким ритмом, точным монтажом и операторской работой (в эпизодах с дистанцированием камеры), гэгами в духе американских комедий. Пространство курорта почти утопическое. Этот фильм можно назвать прекрасным примером предвоенного модернизма. Курорт представляет собой модель современного режиссеру японского общества. Он функционирует как укрытие от политического и социального консерватизма. Все герои хотят забыть о своих проблемах, но понимают, что когда-то им все равно придется вернуться в Японию.
Финал японских кинокартин лишен голливудской настроенности на хеппи-энд. "Заколка для волос" - не исключение. Заканчивается картина по-философски грустно: двое людей, по-разному осознающие смысл земного бытия, не могут быть вместе. Эми видит смысл жизни в спокойствии, единении с природой, Нанмуре - в упоительной суете мегаполиса. Она принимает смысл бытия своего возлюбленного, поэтому все, что ей остается, - читать его письма, в которых он эгоистично надеется на то, что все еще возможно изменить, но не в его сознании, а в ее. Однако мечты эти напрасны, потому что человек, однажды решивший уйти от суеты земного бытия, вряд ли к ней когда-нибудь вернется.
Юлия ДОГАДИНА