Культура
СЧАСТЛИВЫ ЛЮБОВЬЮ К ФУТБОЛУ
19 октября
Продюсером фильма "Гарпастум" (название происходит от латинского слова, обозначавшего игру в мяч, которой развлекались римские легионеры), а также автором идеи и соавтором сценария выступил хорошо известный Александр Вайнштейн, добившийся серьезных успехов как на ниве шоу-бизнеса (продюсировал мюзиклы "Метро", "Нотр-Дам де Пари"), так и в медиабизнесе (издавал газету "Московские новости", еженедельник "Футбол", журнал "Спортклуб" и др.). Вайнштейн много лет выступал как спортивный журналист, вел футбольные телепередачи. Кроме того, он был близко знаком с патриархом отечественного спорта Николаем Петровичем Старостиным, был соавтором одной из его книг "Футбол сквозь годы". Из бесед со Старостиным, много рассказывавшим о дореволюционном футболе, и родился, по признанию Вайнштейна, замысел фильма.
Впрочем, как перед показом картины пояснил режиссер-постановщик Алексей Герман-младший, к "Гарпастуму" ни в коей мере нельзя относиться как к историческому фильму: "Это наши сны о Серебряном веке, о Петербурге 1914 года. Это, если хотите, сказка". Что же, раз сказка, то претензии к неправдоподобности не принимаются. Хотя, как мне известно, на первых порах к работе над фильмом был привлечен в роли консультанта петербургский историк футбола Владимир Фалин. Прочитав сценарий, он сразу же заявил, что эта история в 1914 году просто не могла произойти - не таким был футбол тех времен.
Оставим в стороне историчность "Гарпастума". Главное в нем - другое. Как признался Герман-младший, его заинтересовал сценарий о счастье, о молодости, о страсти ("Страсть" - первоначальное название фильма, от которого позднее отказались из-за его неоригинальности), страсти к футболу. Главные роли в "Гарпастуме" сыграли молодые актеры: Евгений Пронин, Данила Козловский, Дмитрий Владимиров и Александр Быковский. "Мы долго, месяцев пять, искали исполнителей, которые были бы молоды, способны как актеры и при этом умели бы играть в футбол. Никто из них не занимался футболом в спортшколах - так, кто-то играл в детстве, но ребята довольно быстро освоили технические приемы на хорошем уровне", - рассказал Герман-младший. В эпизодах снимались бывшие футболисты "Зенита" - Александр Захариков и Константин Иванов. По мнению Захарикова, актеры играли с неподдельным азартом. "Заканчивались съемки, но ребята продолжали играть в футбол, уже сами для себя. Я был искренне удивлен тому, как они неплохо владеют мячом".
Пересказывать "Гарпастум" - задача неблагодарная. Работа Германа-младшего, как выражаются кинокритики, - это типичный "фестивальный фильм", для которого не столь важны сюжетные ходы и диалоги. Герои картины - братья Андрей и Николай. Два молодых петербуржца увлечены футболом больше всего на свете. Их мать умерла, отец же сошел с ума, разорившись из-за того, что поставил состояние на победу сборной России на Олимпиаде 1912 года, где та с позором проиграла немцам - 0:16. Братьев опекает дядя, любящий их и жалеющий, что у них один футбол в голове. Герои играют на заброшенных пустырях, заводских дворах, дачных лужайках. Идет 1914-й - последний год старого мира. Братья, кстати, не замечают, что им выпало жить в Серебряном веке. Их знакомые девушки читают стихи символистов, а они не знают, кто такой Александр Блок. Нет в фильме и привычного дореволюционного "блистательного Петербурга", вместо дворцов и особняков - трущобы, свалки, "промзоны" тех времен.
Вокруг все рушится - начинается война, которую потом назовут Первой мировой, уходит эпоха, братья теряют друзей и любимых женщин, но футбол для них продолжается. В конце фильма, уже в 1918 году, братья, один из которых вернулся с фронта, а другой в "красном Питере" бегает из очереди в очередь за пайком для жены и детей, вновь играют в мяч. Люди счастливы любовью к футболу во все времена - об этом фильм "Гарпастум".
Михаил ГРИГОРЬЕВ
Впрочем, как перед показом картины пояснил режиссер-постановщик Алексей Герман-младший, к "Гарпастуму" ни в коей мере нельзя относиться как к историческому фильму: "Это наши сны о Серебряном веке, о Петербурге 1914 года. Это, если хотите, сказка". Что же, раз сказка, то претензии к неправдоподобности не принимаются. Хотя, как мне известно, на первых порах к работе над фильмом был привлечен в роли консультанта петербургский историк футбола Владимир Фалин. Прочитав сценарий, он сразу же заявил, что эта история в 1914 году просто не могла произойти - не таким был футбол тех времен.
Оставим в стороне историчность "Гарпастума". Главное в нем - другое. Как признался Герман-младший, его заинтересовал сценарий о счастье, о молодости, о страсти ("Страсть" - первоначальное название фильма, от которого позднее отказались из-за его неоригинальности), страсти к футболу. Главные роли в "Гарпастуме" сыграли молодые актеры: Евгений Пронин, Данила Козловский, Дмитрий Владимиров и Александр Быковский. "Мы долго, месяцев пять, искали исполнителей, которые были бы молоды, способны как актеры и при этом умели бы играть в футбол. Никто из них не занимался футболом в спортшколах - так, кто-то играл в детстве, но ребята довольно быстро освоили технические приемы на хорошем уровне", - рассказал Герман-младший. В эпизодах снимались бывшие футболисты "Зенита" - Александр Захариков и Константин Иванов. По мнению Захарикова, актеры играли с неподдельным азартом. "Заканчивались съемки, но ребята продолжали играть в футбол, уже сами для себя. Я был искренне удивлен тому, как они неплохо владеют мячом".
Пересказывать "Гарпастум" - задача неблагодарная. Работа Германа-младшего, как выражаются кинокритики, - это типичный "фестивальный фильм", для которого не столь важны сюжетные ходы и диалоги. Герои картины - братья Андрей и Николай. Два молодых петербуржца увлечены футболом больше всего на свете. Их мать умерла, отец же сошел с ума, разорившись из-за того, что поставил состояние на победу сборной России на Олимпиаде 1912 года, где та с позором проиграла немцам - 0:16. Братьев опекает дядя, любящий их и жалеющий, что у них один футбол в голове. Герои играют на заброшенных пустырях, заводских дворах, дачных лужайках. Идет 1914-й - последний год старого мира. Братья, кстати, не замечают, что им выпало жить в Серебряном веке. Их знакомые девушки читают стихи символистов, а они не знают, кто такой Александр Блок. Нет в фильме и привычного дореволюционного "блистательного Петербурга", вместо дворцов и особняков - трущобы, свалки, "промзоны" тех времен.
Вокруг все рушится - начинается война, которую потом назовут Первой мировой, уходит эпоха, братья теряют друзей и любимых женщин, но футбол для них продолжается. В конце фильма, уже в 1918 году, братья, один из которых вернулся с фронта, а другой в "красном Питере" бегает из очереди в очередь за пайком для жены и детей, вновь играют в мяч. Люди счастливы любовью к футболу во все времена - об этом фильм "Гарпастум".
Михаил ГРИГОРЬЕВ