Культура

ОН - РУССКИЙ. ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ

25 октября
Из шести десятков лет, прожитых им на белом свете, сорок с лишним отданы нашей культуре, и прежде всего нашему кино. Правнук Сурикова, внук Кончаловского, сын Михалкова - такова культурная генеалогия человека, без которого невозможно себе представить самые взлетные и триумфальные моменты сначала советской, а затем и российской киноиндустрии.
Он получил по праву наследства возможность заниматься тем, к чему лежала его душа и в чем раскрылся сполна его талант - и как актера, и как режиссера. Когда-то Анатолий Эфрос сказал о нем: "Никите Михалкову шутя удается в искусстве то, над чем другие мучаются годами". Наверное, нет в нашем Отечестве более удачливого и признанного деятеля культуры, которого уважают и президенты, и студенты.
Однако Михалков никогда не искал и не ищет легких путей в жизни и в искусстве. Он мог не служить в армии, но отправился на Дальний Восток. Он мог промолчать, когда в демократическом угаре на Пятом съезде кинематографистов СССР шельмовали Сергея Бондарчука. Не промолчал. Он мог спокойно снимать свое кино, но взялся за почти обреченное дело сохранения Союза кинематографистов во времена распада всего и вся. Таков Никита Михалков - мужчина, лидер и человек.
Он начал творческую карьеру чуть позже старшего брата Андрона, но уже сегодня старший признает первенство за младшим. Каждый из них шел своим путем. И каждый достиг известности. Только, пожалуй, младшему из братьев удалось стать некой постоянной величиной на просторах отечественной культуры, где всегда и во всем он искал то исконно русское начало, которым так полны сыгранные им герои и персонажи его картин. Даже если замысел уносил Михалкова в далекие монгольские степи или в глубину истории, он всегда искал и находил тему щедрости и благородства души русского человека. Михалковские герои не склонны к рефлексии от Достоевского или философичности по Толстому. Они живут, как дышат, со смаком, со вкусом, порою по-барски, как иногда и выглядит в иных эпизодах и сам Никита Сергеевич. Эльдар Рязанов дважды снимал Михалкова-артиста в своих фильмах. И тем явил нам две ипостаси Михалкова-артиста. В первом случае, как показалось иным критикам его деяний, Никита Сергеевич является на экран в роли хама-барыги ("Вокзал для двоих") и тем раскрывает собственное психологическое нутро. Чуть позже Михалков явился на экран красавцем мужчиной, героем девичьих грез, на белом коне ("Жестокий романс"). Таким, каким, наверное, он сам представлял себя и в кадре, и в жизни.
Начав свой путь по экрану типично арбатским юношей 60-х, Никита постепенно превратился в Никиту Сергеевича и удивил весь киномир метаморфозой из актеров в режиссеры. Сегодня ему явно завидует поколение кинематографических детей, дорвавшихся до режиссуры и мегабюджетов. Но им никогда не снять меньше чем за месяц пронзительных "Пяти вечеров", не создать удивительной атмосферы бунинской усадьбы, как в "Неоконченной пьесе...". И уж совсем не смогут "золотые мальчики" так обвести вокруг пальца целое молодое поколение зрителей, сняв фильм о том, как плохая американка соблазнила хорошего русского ради денежной выгоды. А на самом деле это оказался фильм о любви к России и ко всему русскому. В конце концов, по Михалкову, мы все - друг другу родня.
У Никиты Михалкова есть все награды, о которых только может мечтать иной кинематографист. Но самым главным призом, полученным им на пике карьеры, стоит назвать уверенность Никиты Сергеевича в самом себе и своем окружении. А от этого чувства и происходит то, что называется "постоянной зрительской любовью". Это и есть его главная награда, которую у Михалкова не отнимет никакой конъюнктурный расклад обстоятельств. Он свое место под солнцем занял. По-моему, навсегда. И похоже, утомляться от славы наш Никита Сергеевич вовсе не намерен.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно