Город

ЧТО ДЕЛАТЬ С ОБВОДНЫМ КАНАЛОМ?

03 ноября
ИЗ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ - В АВТОМОБИЛЬНУЮ РАЗВЯЗКУ

Не секрет, что с набережными Обводного канала связано сразу несколько проблем. Это и узкая проезжая часть, и нехватка многоуровневых развязок в напряженных транспортных узлах, и вынужденный перепуск движения с одного берега на другой. Отдельного упоминания заслуживают знаменитые железнодорожные (американские) мосты - путепроводы Октябрьской железной дороги, построенные еще в начале прошлого века, под которыми с завидной регулярностью застревают контейнеровозы.
Потому год назад активно муссировался вопрос, не засыпать ли Обводный канал? Желание властей было вполне логичным: так водную преграду можно было бы превратить в полукольцевую автомобильную развязку, соединяющую север и юг города. Тем самым от транспорта разгрузился бы и центр Петербурга...
Обводный канал проходит от Невы до Екатерингофки.
Длина канала - 8,08 км, ширина - в среднем около 42 метров, высота стенок набережных около 6-8 м (до уровня воды), глубина воды около 3 м.
В канал впадают реки Монастырка (справа) и Волковка (слева).
Через него переброшено 19 городских мостов и 2 железнодорожных ветки - от Московского и Витебского вокзалов.
Точку подобным разговорам тогда поставило городское правительство, решившее его сохранить. Но почему? Стоит вспомнить, что почти полтора века назад город располагался на 101 острове. Со временем же, при прокладке улиц, реки и каналы засыпались, и сегодня в городе на Неве насчитывается 49 островов. Возможно, власти не захотели ликвидировать еще один "водный" памятник. А может быть, смутил и тот факт, что на засыпку Обводного понадобится - ни много ни мало - около 3,5 миллиона кубов грунта.
Между тем в июне этого года, когда объявлялся конкурс на проектирование наружного освещения Обводного, ГУП "Ленсвет" предпочел более дешевый вариант, объяснив это так: "Пока не решена судьба и самого Обводного канала, не исключено, что его засыплют". Что это - отголоски старой идеи? Словом, несмотря на увещевания районной администрации и комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, точка в этом деле еще не поставлена. Но разумно ли просто засыпать Обводный канал? Может, лучше сохранить его или придумать что-то еще?

ОЧИСТИТЬ И СОХРАНИТЬ

Если Обводный оставить, как он есть, то нужно решить две проблемы - транспортную и экологическую. Что касается первой, то, как сказали корреспонденту "НВ" в комитете по благоустройству и дорожному хозяйству, существует совместный проект с РЖД по расширению набережных и реконструкции американских мостов. Правда, работы по нему начнутся только в третьем квартале 2006 года.
Кроме того, Обводный долгое время считался своего рода "канализационной трубой". На его поверхности лежал толстый слой мазута, а подойти к нему было невозможно из-за специфического запаха. Словом, за 150 лет в канале скопилось очень много яда. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что во второй половине XIX века он фактически стал открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных промышленных предприятий. Сегодня канал потихоньку чистят, а районная администрация решает вопросы с производством, находящимся вблизи. Большинство из них переводят, закрывают или перепрофилируют.
Однако чистый и удобный для транспорта Обводный будет только радовать глаз, практической же пользы от него никакой. Судоходство по каналу, открывшееся в 1835 году, прекратилось еще в начале XX века из-за увеличения размеров судов. Сегодня же доставлять по воде грузы промышленных предприятий, минуя центр города, невозможно. Причины тому - мелководность канала и интенсивные потоки автотранспорта на набережных. А из-за загрязненности и маленькой привлекательности набережных он не может стать даже туристической артерией.

"ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕКА" ПОКА ДАЛЕКА

В руки корреспондента "НВ" попал любопытный проект одной строительной организации по сохранению канала в новом качестве, он называется "Зеркальная река". Вот что он из себя представляет. Инженеры решили использовать уже готовый котлован, отсечь его дамбами от Невы и Екатерингофки и осушить. Далее канал делится на нижний и верхний ярусы (граница проходит на один метр выше среднегодового уровня воды в Обводном). На нижнем подземном ярусе планируется обустроить парковочные места для автотранспорта с боковыми проездами, а над ними - 6-полосную скоростную магистраль. На верхнем же ярусе предполагается пятиэтажный надземный комплекс - торговые, культурные и развлекательные площади. Но и это еще не все, проектировщики пошли дальше, внешние фасады комплекса предлагается зеркально остеклить, конфигурация комплекса будет напоминать вывернутую наизнанку реку, отсюда и название.
Кроме того, проект предполагает строительство высотных многоэтажных жилых домов. Естественно, небоскребы будут стилизованы под общую концепцию, например, они могут иметь вид скальных утесов. Даже место выбрано под эти многоэтажки-скалы - на пустующем ныне полуострове между каналом и его тупиковым ответвлением в сторону улицы Глиняной.
Итак, как видим - проект фантастический, да и стоит он немерено. По самым предварительным прогнозам, суммарные расходы на весь комплекс составят от 650 до 850 млн долларов. Однако подкупает цифра доходов - более 1550 млн долларов. Остается добавить, что пока это лишь прожект. Правда, как стало известно корреспонденту "НВ", председатель городского комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов не только знает о "Зеркальной реке", но даже пообещал внести ее в генплан. Что ж, время покажет, может, все эти задумки и воплотятся в жизнь. Тогда наш никчемный Обводный канал превратится в один из шедевров градостроительства XXI века.

КОММЕНТАРИИ

Юнис Лукманов, председатель жилищного комитета, бывший глава Адмиралтейского района:
- Ходило много разговоров с идеями засыпать его, но все же Петербург - город рек и каналов, и потомки бы нам не простили такого шага. Возможно, в будущем там будет ограничено движение грузового транспорта и оборудованы набережные.
Владимир Дедюхин, директор департамента федеральных целевых программ, развития северных территорий и оперативного реагирования Министерства регионального развития РФ, бывший председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству:
- Я никогда не поддерживал идею закапывать Обводный канал, ибо считаю, что он строился с хорошим знанием геологии. Сейчас подземные реки текут в Обводный канал, если мы его засыплем, то реки потекут вспять. Во время же наводнений поднявшаяся вода из Обводного канала выйдет на улицы, она будет течь по Большому или Невскому проспекту.
Сергей Ларионов, ведущий специалист ОАО "ЛенморНИИпроект":
- Идея с осушкой Обводного заманчива только с той точки зрения, чтобы его очистить. Ликвидировать же канал, на мой взгляд, не стоит. Все малые водотоки нужно использовать - есть смысл создать систему внутреннего городского водного транспорта.
Желание предыдущих городских хозяев засыпать каналы уже привело к тому, что пропали Введенский, Лиговский и Межевой каналы, речка Таракановка и так далее. Зачем же убирать водные артерии, если мы хотим остаться Северной Венецией? Транспортную проблему это все равно не решит, наоборот, образуется одна большая пробка. Без двухуровневой транспортной развязки здесь все равно не обойтись. Если мы хотим убрать пробки, то проще снести старые дома на набережной и построить эстакады.
Обводный канал с оборонительным валом сооружен в 1769-1780 гг. по проекту инженера Карбонье от реки Екатерингофки до Лиговского канала. В 1805 году инженер Герард начал прокладку восточного участка Обводного канала, углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816-1833 гг. под руководством инженера Базена и Клапейрона. Так канал стал южной границей города.
Ранее Обводный канал назывался: "канал, ограничивающий город" (1798), Городской канал (1786-1800), Городовой канал (1798-1800), Обводный городовой канал (1821), набережная Обводного канала (с 23 декабря 1804).
Софья ПРОКОШЕВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.07
0.485 (0.52%)
Курс Евро
99.93
0.141 (0.14%)
Погода
Сегодня,
16 апреля
вторник
+6
Слабый дождь
17 апреля
среда
+2
18 апреля
четверг
0
Облачно