Культура
РАЗДАЧА "ТЭФИ" ЗАВЕРШЕНА
25 ноября
Очередная церемония вручения наград Академии российского телевидения, состоявшаяся на прошедшей неделе в Москве, вызвала странное ощущение. С одной стороны, вроде бы праздник родного могущественного медиа, а с другой - какое-то непонятное по процедуре и принципам отбора действо, где от имени академии голосуют случайные 12 выборщиков. Совсем как на выборах президента США. Правила выбора меняются уже третий раз за те одиннадцать лет, что существует сей институт профессионалов телевещания. Количество номинаций увеличилось аж до 39, не считая почетных "ТЭФИ". Хотя я никак не пойму, чем номинация "Телевизионный художественный фильм, мини-сериал" отличается от номинации "Телевизионный художественный сериал года". А уж между номинациями "Ведущий развлекательной программы" и "Ведущий телевизионной игры" и вовсе микроскопическая разница.
Всего на соискание бронзовых статуэток, изображающих Орфея, было выдвинуто 475 работ, 117 из которых вошли в финальные списки номинантов. Каналы и телекомпании, как говорится, брали числом, а не умением. Первый как всегда был первым - 21 претендент (получил 14 наград), "Россия" выдвинулась в 17 номинациях (заработала 6 статуэток). Неплохой результат у телеканала "Культура": из 17 номинаций - 8 победителей. Хотя эти цифры вряд ли утешат руководство холдинга ВГТРК, куда входит канал. Ответственные теледеятели прекрасно знают, что передачи "Культуры" смотрят едва ли три процента всех российских потенциальных телезрителей.
НТВ скромно выставил свои работы в 11 номинациях (зато выиграл в 5). Немного притормозил канал СТС, получивший 4 "ТЭФИ". Правда, одна из наград досталась самому гендиректору канала Александру Роднянскому как одному из лучших продюсеров (за ситком "Моя прекрасная няня"), а уж триумф мадам Заворотнюк, признанной лучшей актрисой в сериалах (за то же самое), и вовсе вызывает удивление. Как вызывает удивление, граничащее с возмущением, признание Андрея Малахова лучшим ведущим развлекательной программы ("Пусть говорят"). Среди других странностей - очередной триумф В. Познера, президента академии, получающего не то третью, не то четвертую награду. Получается, что академики практически награждают самих себя. В советские времена такое квалифицировалось как круговая порука.
Внимательный взгляд на список победителей "ТЭФИ-2005" "споткнется" еще об одну тенденцию: практически все статуэтки делила между собой четверка главных каналов, которые лидируют нынче по долям аудитории, их смотрящей (Первый, "Россия", СТС, НТВ). Только по одному призу досталось программам REN TB и ТВЦ. Гранды телеэфира, конечно, не сговаривались, но крыловский принцип взаимозачетов похвал между кукушкой и петухом легко угадывается. А об отсутствии среди победителей и номинантов представителей немосковских компаний и журналистов лишний раз доказывает справедливость упреков в адрес московской телетусовки, почитающей себя за властителей дум и эфирных демиургов. Хотя их слава длится ровно столько, сколько времени по воле хозяина канала или продюсера они находятся в кадре. Исчезни завтра Малахов из эфира, и кто о нем вспомнит?
Впрочем, среди награжденных есть имена тех, кто свой профессионализм и талант доказывал неоднократно. К таковым отношу: Льва Николаева (почетное "ТЭФИ"), Сергея Шакурова ("ТЭФИ" лучшему актеру сериала), Владимира Соловьева ("ТЭФИ" лучшему интервьюеру) и Вадима Такменева (лучший репортер). Не буду спорить и с тем, что лучшим мини-сериалом назвали "Брежнева", а лучшим "большим" сериалом - "Штрафбат". Хотя мне обидно, что Андрей Смоляков не был отмечен за лучшую мужскую роль в этом сериале. Можно согласиться и с тем, что Владимира Хотиненко поощрили как лучшего режиссера за "Гибель империи". Хотя в его фильмографии есть картины куда более высоких художественных достоинств, а нынешний его сериальный опыт воспринимается лишь как изысканная компиляция уже виденного на темы России кануна революции.
С историей нынче у телевидения вроде бы неплохие отношения, но сомнительная с точки зрения объективности и достоверности программа "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" вряд ли может считаться лучшей программой об истории. Наверное, наши телеакадемики плохо учили историю родного Отечества в школе и институте, иначе бы они заметили большое количество передержек, которое ведущий телецикла допускает в кадре, навязывая зрителям определенный взгляд на события прошлого. Впрочем, бог Сванидзе судья.
"ТЭФИ-2005" розданы всем: и тому, кто их заслужил, и тому, кого назначили быть лучшим. Обидным по-прежнему остается лишь то, что это награда как была, так и осталась неким бонусом профессиональной элиты, мало обращающей внимание на реальные потребности аудитории, а в иных случаях просто навязывающей ей свои представления о счастье, добре и зле и о том, что такое хорошо и что такое плохо. Впрочем, какое у нас телевидение, такие у нас и лауреаты.
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Всего на соискание бронзовых статуэток, изображающих Орфея, было выдвинуто 475 работ, 117 из которых вошли в финальные списки номинантов. Каналы и телекомпании, как говорится, брали числом, а не умением. Первый как всегда был первым - 21 претендент (получил 14 наград), "Россия" выдвинулась в 17 номинациях (заработала 6 статуэток). Неплохой результат у телеканала "Культура": из 17 номинаций - 8 победителей. Хотя эти цифры вряд ли утешат руководство холдинга ВГТРК, куда входит канал. Ответственные теледеятели прекрасно знают, что передачи "Культуры" смотрят едва ли три процента всех российских потенциальных телезрителей.
НТВ скромно выставил свои работы в 11 номинациях (зато выиграл в 5). Немного притормозил канал СТС, получивший 4 "ТЭФИ". Правда, одна из наград досталась самому гендиректору канала Александру Роднянскому как одному из лучших продюсеров (за ситком "Моя прекрасная няня"), а уж триумф мадам Заворотнюк, признанной лучшей актрисой в сериалах (за то же самое), и вовсе вызывает удивление. Как вызывает удивление, граничащее с возмущением, признание Андрея Малахова лучшим ведущим развлекательной программы ("Пусть говорят"). Среди других странностей - очередной триумф В. Познера, президента академии, получающего не то третью, не то четвертую награду. Получается, что академики практически награждают самих себя. В советские времена такое квалифицировалось как круговая порука.
Внимательный взгляд на список победителей "ТЭФИ-2005" "споткнется" еще об одну тенденцию: практически все статуэтки делила между собой четверка главных каналов, которые лидируют нынче по долям аудитории, их смотрящей (Первый, "Россия", СТС, НТВ). Только по одному призу досталось программам REN TB и ТВЦ. Гранды телеэфира, конечно, не сговаривались, но крыловский принцип взаимозачетов похвал между кукушкой и петухом легко угадывается. А об отсутствии среди победителей и номинантов представителей немосковских компаний и журналистов лишний раз доказывает справедливость упреков в адрес московской телетусовки, почитающей себя за властителей дум и эфирных демиургов. Хотя их слава длится ровно столько, сколько времени по воле хозяина канала или продюсера они находятся в кадре. Исчезни завтра Малахов из эфира, и кто о нем вспомнит?
Впрочем, среди награжденных есть имена тех, кто свой профессионализм и талант доказывал неоднократно. К таковым отношу: Льва Николаева (почетное "ТЭФИ"), Сергея Шакурова ("ТЭФИ" лучшему актеру сериала), Владимира Соловьева ("ТЭФИ" лучшему интервьюеру) и Вадима Такменева (лучший репортер). Не буду спорить и с тем, что лучшим мини-сериалом назвали "Брежнева", а лучшим "большим" сериалом - "Штрафбат". Хотя мне обидно, что Андрей Смоляков не был отмечен за лучшую мужскую роль в этом сериале. Можно согласиться и с тем, что Владимира Хотиненко поощрили как лучшего режиссера за "Гибель империи". Хотя в его фильмографии есть картины куда более высоких художественных достоинств, а нынешний его сериальный опыт воспринимается лишь как изысканная компиляция уже виденного на темы России кануна революции.
С историей нынче у телевидения вроде бы неплохие отношения, но сомнительная с точки зрения объективности и достоверности программа "Исторические хроники с Николаем Сванидзе" вряд ли может считаться лучшей программой об истории. Наверное, наши телеакадемики плохо учили историю родного Отечества в школе и институте, иначе бы они заметили большое количество передержек, которое ведущий телецикла допускает в кадре, навязывая зрителям определенный взгляд на события прошлого. Впрочем, бог Сванидзе судья.
"ТЭФИ-2005" розданы всем: и тому, кто их заслужил, и тому, кого назначили быть лучшим. Обидным по-прежнему остается лишь то, что это награда как была, так и осталась неким бонусом профессиональной элиты, мало обращающей внимание на реальные потребности аудитории, а в иных случаях просто навязывающей ей свои представления о счастье, добре и зле и о том, что такое хорошо и что такое плохо. Впрочем, какое у нас телевидение, такие у нас и лауреаты.
Сергей ИЛЬЧЕНКО