Культура
"...КОТОРЫХ МЫ НАЗЫВАЕМ ЛЮДЬМИ"
15 декабря
Картина вышла на экраны после долгих странствий по самым разным фестивалям, где завоевывала одну награду за другой. На волне фестивальных триумфов и в жесткой борьбе с могучими пиар-кинопроектами федеральных телеканалов "Итальянец" был-таки выдвинут от имени России представлять страну в споре за награду Американской киноакадемии "Оскар" в номинации "Лучший иноязычный фильм года". Как говорится, добрая слава опережала картину, настраивая зрителей на томительную и сладкую волну будущих переживаний. Нынче можно сказать твердо и безоговорочно: ожидания оправдались.
Пожалуй, со времени выхода на экраны драмы Павла Чухрая "Вор" не доводилось мне видеть столь человечной и столь волнующей истории о русских людях. Петербургский режиссер Андрей Кравчук, однако, в отличие от более старшего коллеги поведал о судьбе СОВРЕМЕННОГО мальчишки. И в этом принципиальном, но сочувственном взгляде на мир ребенка, обездоленного судьбой и борющегося с ней, есть столько добра и сочувствия, что не заметить его невозможно. При желании создателей "Итальянца" можно было бы упрекнуть в расчетливо выстроенной мелодраматичности сюжета (автор сценария - Андрей Романов), но - странное дело - история, изложенная с экрана, не выглядит надуманной и "слезовыжимательной". Хотя как знать! Ведь в финале картины комок все равно подкатывает к горлу...
Шестилетнего воспитанника детдома Ваню Солнцева (играющий его Коля Спиридонов - главное открытие и сенсация фильма) желает усыновить семья вполне приличных итальянцев. Посредником, явно небескорыстным, выступает некая мадам по имени Жанна Аркадьевна (Мария Кузнецова), которая успешно, хотя и с трудом делает свой бизнес на детях-сиротах. И все бы хорошо закончилось для мальчугана, если бы не вечная мечта любого детдомовского ребенка узнать, кто его родители и откуда он появился на свет Божий.
Получив кличку Итальянец, Ваня изо всех своих небольших детских силенок начинает бороться за правду. А вокруг кипит детдомовская жизнь со своими суровыми, но справедливыми законами. Здесь девчонки-подростки утешают шоферов-дальнобойщиков за деньги, а пацаны моют авто на заправке, зарабатывая на хлеб насущный. Жесткая реальность жизни учит их рассчитывать только на себя и товарищей. Взрослые сами по себе, дети (хотя какие они дети!) - сами по себе. И соприкасаются эти миры слишком часто, чтобы жизнь пацанов и девчат можно было бы назвать сытой и спокойной. Этот мир детства несчастлив именно оттого, что перестал быть детским. Его обитателям не хватает сил, а то и роста, чтобы чувствовать себя на равных с большими взрослыми людьми и отстоять свое право на счастье. Но они очень хотят стать именно ими, чтобы не дать себя в обиду и чтобы самим решать, что делать в этой непростой жизни.
Андрей Кравчук не боится нам показывать мир обездоленных и сирых, но, к чести режиссера, нет в пространстве его картины той жестокости, садистского натурализма и безжалостности по отношению к героям и зрителям, каковыми наполнили бы подобную историю иные авангардисты. Здесь эстетический адрес абсолютно иной, хотя и не такой явный - итальянский неореализм, в основу которого легло элементарное сочувствие и внимание кинематографистов к простым людям. По этому же адресу направляют зрительские мысли и эмоции и две тесно связанных друг с другом темы картины петербургского режиссера - Дорога и Семья, а там - на горизонте - может показаться и Дом, свой, а не чужой, хотя и детский.
В отличие от тех, кто в кино предпочитает самовыражаться, танцуя свой эстетский кинотанец на бедах, страданиях людей и несовершенстве их природы, Андрей Кравчук ни на секунду не забывает, что кино - это искусство о людях и для людей. И в этом смысле "Итальянец" - до каждой сцены, до каждого кадра, до каждой интонации - гуманистический фильм, справедливо апеллирующий к подсознательной зрительской и читательской памяти русского человека, воспитанной на сострадании к бедным, коих никто и никогда не почитал за убогих чувствами и духом.
Странствия Вани Солнцева в поисках своей мамы приводят его в реальный мир взрослых, где добро и зло могут поменяться местами в одно мгновенье. Но, к счастью для мальчика, история его движется все-таки добрыми поступками и помощью людей. И у него появляется шанс на то, чтобы мечта его стала явью. Андрей Кравчук справедливо отказался от того, чтобы мы увидели лицо той самой матери, которая отказалась от ребенка и которая все же обрела его. Но финальный стоп-кадр фильма не оставляет сомнений: все испытания Ваня перенес не зря.
В российском кино три важнейшие и знаменитые за пределами России картины так или иначе были связаны с темой обретения или потери родителей. В "Воре" маленький герой терял сначала мать, потом - отца, оставаясь бесприютным сиротой на свете. В недавнем "Возвращении" Андрея Звягинцева братья-подростки, едва обретя вернувшегося к ним отца, снова его нелепо теряли. На сей раз навсегда. И только в "Итальянце" смелый Ваня все-таки сумел найти свою мать, чтобы уже больше ее не терять (так надеюсь и я, и все зрители). Я боюсь ошибиться, но мне кажется, что именно появление фильма Андрея Кравчука свидетельствует о том, что наше кино стало чуть терпимее и добрее к людям. Во всяком случае, на пространстве одной, столь болезненной и щемящей темы.
P. S. Я смотрел "Итальянца" в День матери. И почему-то именно после этого фильма я отправился в гости к своей маме, хотя с утра вовсе не собирался этого делать...
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Пожалуй, со времени выхода на экраны драмы Павла Чухрая "Вор" не доводилось мне видеть столь человечной и столь волнующей истории о русских людях. Петербургский режиссер Андрей Кравчук, однако, в отличие от более старшего коллеги поведал о судьбе СОВРЕМЕННОГО мальчишки. И в этом принципиальном, но сочувственном взгляде на мир ребенка, обездоленного судьбой и борющегося с ней, есть столько добра и сочувствия, что не заметить его невозможно. При желании создателей "Итальянца" можно было бы упрекнуть в расчетливо выстроенной мелодраматичности сюжета (автор сценария - Андрей Романов), но - странное дело - история, изложенная с экрана, не выглядит надуманной и "слезовыжимательной". Хотя как знать! Ведь в финале картины комок все равно подкатывает к горлу...
Шестилетнего воспитанника детдома Ваню Солнцева (играющий его Коля Спиридонов - главное открытие и сенсация фильма) желает усыновить семья вполне приличных итальянцев. Посредником, явно небескорыстным, выступает некая мадам по имени Жанна Аркадьевна (Мария Кузнецова), которая успешно, хотя и с трудом делает свой бизнес на детях-сиротах. И все бы хорошо закончилось для мальчугана, если бы не вечная мечта любого детдомовского ребенка узнать, кто его родители и откуда он появился на свет Божий.
Получив кличку Итальянец, Ваня изо всех своих небольших детских силенок начинает бороться за правду. А вокруг кипит детдомовская жизнь со своими суровыми, но справедливыми законами. Здесь девчонки-подростки утешают шоферов-дальнобойщиков за деньги, а пацаны моют авто на заправке, зарабатывая на хлеб насущный. Жесткая реальность жизни учит их рассчитывать только на себя и товарищей. Взрослые сами по себе, дети (хотя какие они дети!) - сами по себе. И соприкасаются эти миры слишком часто, чтобы жизнь пацанов и девчат можно было бы назвать сытой и спокойной. Этот мир детства несчастлив именно оттого, что перестал быть детским. Его обитателям не хватает сил, а то и роста, чтобы чувствовать себя на равных с большими взрослыми людьми и отстоять свое право на счастье. Но они очень хотят стать именно ими, чтобы не дать себя в обиду и чтобы самим решать, что делать в этой непростой жизни.
Андрей Кравчук не боится нам показывать мир обездоленных и сирых, но, к чести режиссера, нет в пространстве его картины той жестокости, садистского натурализма и безжалостности по отношению к героям и зрителям, каковыми наполнили бы подобную историю иные авангардисты. Здесь эстетический адрес абсолютно иной, хотя и не такой явный - итальянский неореализм, в основу которого легло элементарное сочувствие и внимание кинематографистов к простым людям. По этому же адресу направляют зрительские мысли и эмоции и две тесно связанных друг с другом темы картины петербургского режиссера - Дорога и Семья, а там - на горизонте - может показаться и Дом, свой, а не чужой, хотя и детский.
В отличие от тех, кто в кино предпочитает самовыражаться, танцуя свой эстетский кинотанец на бедах, страданиях людей и несовершенстве их природы, Андрей Кравчук ни на секунду не забывает, что кино - это искусство о людях и для людей. И в этом смысле "Итальянец" - до каждой сцены, до каждого кадра, до каждой интонации - гуманистический фильм, справедливо апеллирующий к подсознательной зрительской и читательской памяти русского человека, воспитанной на сострадании к бедным, коих никто и никогда не почитал за убогих чувствами и духом.
Странствия Вани Солнцева в поисках своей мамы приводят его в реальный мир взрослых, где добро и зло могут поменяться местами в одно мгновенье. Но, к счастью для мальчика, история его движется все-таки добрыми поступками и помощью людей. И у него появляется шанс на то, чтобы мечта его стала явью. Андрей Кравчук справедливо отказался от того, чтобы мы увидели лицо той самой матери, которая отказалась от ребенка и которая все же обрела его. Но финальный стоп-кадр фильма не оставляет сомнений: все испытания Ваня перенес не зря.
В российском кино три важнейшие и знаменитые за пределами России картины так или иначе были связаны с темой обретения или потери родителей. В "Воре" маленький герой терял сначала мать, потом - отца, оставаясь бесприютным сиротой на свете. В недавнем "Возвращении" Андрея Звягинцева братья-подростки, едва обретя вернувшегося к ним отца, снова его нелепо теряли. На сей раз навсегда. И только в "Итальянце" смелый Ваня все-таки сумел найти свою мать, чтобы уже больше ее не терять (так надеюсь и я, и все зрители). Я боюсь ошибиться, но мне кажется, что именно появление фильма Андрея Кравчука свидетельствует о том, что наше кино стало чуть терпимее и добрее к людям. Во всяком случае, на пространстве одной, столь болезненной и щемящей темы.
P. S. Я смотрел "Итальянца" в День матери. И почему-то именно после этого фильма я отправился в гости к своей маме, хотя с утра вовсе не собирался этого делать...
Сергей ИЛЬЧЕНКО