Северо-Запад
"ДРУЖБА" - ЭТО НЕ СЫР. А МОСТ
16 декабря
"Мы вторые сутки находимся в полевых условиях - вот холодильник, вот чайник - все для себя готовим, а на обед ходим в кафе", - жалуется корреспонденту "НВ" водитель Владимир Кобынец. Пробка на российско-эстонской границе стала уже привычным явлением. Почти каждый день на пограничной стоянке в Нарве находятся несколько сотен грузовиков. Еще несколько десятков сутками ждут разрешения на въезд возле города. Торговая дружба крепнет - количество машин заметно увеличилось. (После вступления Эстонии в ЕС этот путь стали активно использовать экспортеры из Польши и других стран Евросоюза. Сегодня он единственный связывает северо-восток Эстонии с Ленобластью РФ.) Зато мост "Дружба" дал трещину.
Путепровод протяженностью в 150 метров был построен в 1956 году. Но "Дружбой" переправу назвали еще ранее - в 1940-м, сразу после присоединения Эстонии к СССР. Постоянные автобусные рейсы русскоязычного населения за деликатесами в Эстонию подтверждали имя путепровода. Теперь сооружение огорожено забором и колючей проволокой, а при подъезде к нему стоит новое здание государственной таможни - еще один атрибут приграничной жизни. Несмотря на то что граница проходит по середине моста, считается, что он принадлежит Эстонской Республике.
Между тем недавно эксперты протестировали нагрузку сооружения и пришли к выводу, что "Дружба" не соответствует современным требованиям. Так, департамент шоссейных дорог Эстонии планирует ограничить поток транспорта. Как сказал корреспонденту "НВ" глава Ивангорода Николай Коломейцев, эстонская сторона действительно прислала на днях уведомление, что согласно экспертной оценке мост находится в критическом состоянии и нужно думать о строительстве нового путепровода.
- Правительство России в курсе проблемы, - говорит Николай Николаевич, - Минтранс поставлен в известность. Сегодня идет разговор о месте размещения нового моста и о финансировании. Эстония предполагает строить его за счет Евросоюза и расположить севернее города Нарвы в увязке с новой объездной дорогой. Власти Таллина диктуют свои интересы - вывести грузовой поток транспорта из городов. Мы же защищаем свои - Ивангороду выгодно, чтобы новый мост расположился рядом с железнодорожным мостом. Так основной грузопоток пойдет вдоль завода "КВОИТ", планируется построить виадук и здесь же разместить дополнительные таможенные терминалы на базе Полиграфмаша и КВОИТа. Насколько мне известно, такой же идеи придерживается и нарвская сторона.
Кстати, еще при советской власти был подготовлен проект строительства нового моста. В 1989 году наше правительство планировало построить четырехполосный путепровод в местечке Ригикюла под Нарвой. Более того, с российской стороны в лесу даже прорубили просеку. Однако планы так и не сбылись. Потому сегодня Ригикюлу вновь называют наиболее вероятным местом строительства нового моста.
Стоит добавить, что стройка "Дружбы-2" начнется не раньше 2007 года. Финансируя этот проект, Евросоюз отнюдь не занимается благотворительностью. Просто два месяца назад в 20 километрах от границы открылся самый восточный порт Эстонии - Силламяэ. Сейчас здесь нет судов, но через год порт будет готов отправлять в Россию ежедневно до 500 грузовиков. Нетрудно представить, как тогда будет выглядеть очередь на российско-эстонской границе. Сегодня дальнобойщики успокаивают себя: в очереди можно заниматься мелким ремонтом. Однако некоторые починили уже все что можно...
ДОСТОВЕРНО:
За 9 месяцев 2005 года через пограничные пункты Нарвы и Ивангорода прошло около 40 тысяч грузовиков (для сравнения - в 2001-м их было в 5 раз меньше). В прошлом году по сравнению с 2002-м поток транзитных грузовых машин через Нарву увеличился на 40 процентов, в нынешнем году зафиксирован рост еще на 33 процента.
МНЕНИЯ:
Константин Хачатурянц, начальник таможенного поста международного автомобильного пропускного пункта "Ивангород":
- Пункт пропуска был построен в 93 году, из расчета 100 транспортных средств в сутки. На сегодняшний день их 300, это увеличение в несколько раз. Ясно, что переправа и пункт пропуска не справляются сегодня с транспортным потоком.
Пауль Кибин, заместитель руководителя службы надзора департамента шоссейных дорог Эстонии:
- Как показало исследование, сооруженный в 1960-х годах мост для своего возраста находится в нормальном состоянии. Просто за эти годы автомобильная техника стала тяжелее, поэтому к современным мостам сейчас предъявляются совсем иные требования. Эксперты выяснили, что через мост нельзя пропускать транспорт тяжелее 41 тонны. Современные тягачи как раз и весят около 40 тонн. Если вес такого грузовика превышает 41 тонну, ему для пересечения границы по мосту через реку Нарову придется искать другие возможности.
Николай Коломейцев, глава администрации Ивангорода:
- О строительстве нового моста и непригодности старого сегодня ведутся переговоры на уровне правительства России. Более понятным проект нового путепровода станет к середине 2006 года. Я не слышал, что грузовики тяжелее 40 тонн должны идти по другому пути. Мы находимся в постоянном контакте с мэром Нарвы, если бы было введено какое-то ограничение, думаю, он уведомил бы меня об этом. На сегодня ограничений нет. Наоборот, с каждым месяцем грузопоток увеличивается, потому оснований для беспокойства нет.
Софья ПРОКОШЕВА
Путепровод протяженностью в 150 метров был построен в 1956 году. Но "Дружбой" переправу назвали еще ранее - в 1940-м, сразу после присоединения Эстонии к СССР. Постоянные автобусные рейсы русскоязычного населения за деликатесами в Эстонию подтверждали имя путепровода. Теперь сооружение огорожено забором и колючей проволокой, а при подъезде к нему стоит новое здание государственной таможни - еще один атрибут приграничной жизни. Несмотря на то что граница проходит по середине моста, считается, что он принадлежит Эстонской Республике.
Между тем недавно эксперты протестировали нагрузку сооружения и пришли к выводу, что "Дружба" не соответствует современным требованиям. Так, департамент шоссейных дорог Эстонии планирует ограничить поток транспорта. Как сказал корреспонденту "НВ" глава Ивангорода Николай Коломейцев, эстонская сторона действительно прислала на днях уведомление, что согласно экспертной оценке мост находится в критическом состоянии и нужно думать о строительстве нового путепровода.
- Правительство России в курсе проблемы, - говорит Николай Николаевич, - Минтранс поставлен в известность. Сегодня идет разговор о месте размещения нового моста и о финансировании. Эстония предполагает строить его за счет Евросоюза и расположить севернее города Нарвы в увязке с новой объездной дорогой. Власти Таллина диктуют свои интересы - вывести грузовой поток транспорта из городов. Мы же защищаем свои - Ивангороду выгодно, чтобы новый мост расположился рядом с железнодорожным мостом. Так основной грузопоток пойдет вдоль завода "КВОИТ", планируется построить виадук и здесь же разместить дополнительные таможенные терминалы на базе Полиграфмаша и КВОИТа. Насколько мне известно, такой же идеи придерживается и нарвская сторона.
Кстати, еще при советской власти был подготовлен проект строительства нового моста. В 1989 году наше правительство планировало построить четырехполосный путепровод в местечке Ригикюла под Нарвой. Более того, с российской стороны в лесу даже прорубили просеку. Однако планы так и не сбылись. Потому сегодня Ригикюлу вновь называют наиболее вероятным местом строительства нового моста.
Стоит добавить, что стройка "Дружбы-2" начнется не раньше 2007 года. Финансируя этот проект, Евросоюз отнюдь не занимается благотворительностью. Просто два месяца назад в 20 километрах от границы открылся самый восточный порт Эстонии - Силламяэ. Сейчас здесь нет судов, но через год порт будет готов отправлять в Россию ежедневно до 500 грузовиков. Нетрудно представить, как тогда будет выглядеть очередь на российско-эстонской границе. Сегодня дальнобойщики успокаивают себя: в очереди можно заниматься мелким ремонтом. Однако некоторые починили уже все что можно...
ДОСТОВЕРНО:
За 9 месяцев 2005 года через пограничные пункты Нарвы и Ивангорода прошло около 40 тысяч грузовиков (для сравнения - в 2001-м их было в 5 раз меньше). В прошлом году по сравнению с 2002-м поток транзитных грузовых машин через Нарву увеличился на 40 процентов, в нынешнем году зафиксирован рост еще на 33 процента.
МНЕНИЯ:
Константин Хачатурянц, начальник таможенного поста международного автомобильного пропускного пункта "Ивангород":
- Пункт пропуска был построен в 93 году, из расчета 100 транспортных средств в сутки. На сегодняшний день их 300, это увеличение в несколько раз. Ясно, что переправа и пункт пропуска не справляются сегодня с транспортным потоком.
Пауль Кибин, заместитель руководителя службы надзора департамента шоссейных дорог Эстонии:
- Как показало исследование, сооруженный в 1960-х годах мост для своего возраста находится в нормальном состоянии. Просто за эти годы автомобильная техника стала тяжелее, поэтому к современным мостам сейчас предъявляются совсем иные требования. Эксперты выяснили, что через мост нельзя пропускать транспорт тяжелее 41 тонны. Современные тягачи как раз и весят около 40 тонн. Если вес такого грузовика превышает 41 тонну, ему для пересечения границы по мосту через реку Нарову придется искать другие возможности.
Николай Коломейцев, глава администрации Ивангорода:
- О строительстве нового моста и непригодности старого сегодня ведутся переговоры на уровне правительства России. Более понятным проект нового путепровода станет к середине 2006 года. Я не слышал, что грузовики тяжелее 40 тонн должны идти по другому пути. Мы находимся в постоянном контакте с мэром Нарвы, если бы было введено какое-то ограничение, думаю, он уведомил бы меня об этом. На сегодня ограничений нет. Наоборот, с каждым месяцем грузопоток увеличивается, потому оснований для беспокойства нет.
Софья ПРОКОШЕВА