Культура
ТАЙНЫ ОТКРЫВАЮТСЯ, РЕЛИКВИИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
21 декабря
Одна из них, которая теперь станет постоянной, появилась в Строгановском дворце. Теперь в двух залах анфилады можно увидеть "Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы". На ней представлены иконы, памятники прикладного искусства и лицевого шитья из фондов Русского музея.
Другая экспозиция заинтересует посетителей Михайловского дворца. Там работает выставка выдающегося мастера русской монументальной и мемориальной пластики Ивана Мартоса - к 250-летию со дня его рождения. Она называется "Мартос известный и неизвестный". Во всех работах Мартоса есть что-то трогательное, чисто русское. Здесь есть знаменитые гипсовые отливы с надгробий Александро-Невской лавры, среди которых памятник княгине Е.С. Куракиной, в который мастер вложил всю невыразимую тоску и скорбь: склоненная женщина рыдает на могиле умершей княгини, на подножии обнимаются и плачут ее сыновья.
Но можно посмотреть и малоизученную портретную пластику Мартоса. Что характерно, некоторые произведения, представленные на выставке, долгое время имели другое авторство. Например, бюст Александра I раньше приписывался Б.И. Орловскому, а изваяние Г.А. Потемкина-Таврического - Ф.И. Шубину.
Но главный временный экспонат, которым сейчас может гордиться Русский музей, это огромный занавес работы Серова из квартиры Мстислава Ростроповича. Несмотря на то что посетители могли посмотреть его еще в рамках выставки Валентина Серова, официально он был представлен только на днях. Занавес был выполнен художником для балета "Шехерезада" на музыку Римского-Корсакова для знаменитых Русских сезонов Дягилева в Париже. Он поражает своим размахом и изысканностью. Потемневшие от времени краски и само полотно создают дополнительный эффект старых фресок и подчеркивают изящество восточных сцен и благородство росписи мастера.
Необычность экспоната заключается не только в размерах (порядка 12 на 16 м), и не в его почтенном возрасте (ему 96 лет), а в его мистической истории появления из небытия. Недавно оказалось, что занавес декорировал одну из стен в квартире Ростроповича в Петербурге. Но Русский музей узнал об этом, только когда реставраторы по тканям были приглашены, чтобы закрепить шедевр и подогнуть его, при этом не испортив. Подробнее об истории занавеса рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - начала XX веков:
"Для балета "Шехерезада" костюмы делал Бакст, декорации принадлежали Бенуа. Но интермедия не имела занавеса. И Серов по своему желанию решил его сделать. Он приступил к работе в 1910 году, для чего изучал индийские и персидские миниатюры. В мае-июне 1911 года он начал писать занавес с помощью родственников и учеников. Балет был дан в третий Дягилевский сезон в Париже и в "Ковент-Гардене" в Лондоне, куда труппа ездила на торжества, посвященные коронации Георга V. И везде публика принимала представление с восторгом. В немалой степени этому способствовал и занавес Валентина Серова. Эта работа художника оказалась одной из последних.
До 1929 года занавес принадлежал Сергею Дягилеву, затем какое-то время Сергею Лифарю. Что случилось потом - неизвестно. В 1968 году он фигурировал на аукционе "Сотби". Это было последнее упоминание, где занавес Серова появлялся публично. Потом мы узнали, что он находится у Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. А вот где он был с 1929-го по 1968-й, мы можем только гадать. Когда именно Мстислав Леопольдович приобрел занавес, он не помнит".
Елена МУЛИНА, Анна КИСЕЛЕВА
Другая экспозиция заинтересует посетителей Михайловского дворца. Там работает выставка выдающегося мастера русской монументальной и мемориальной пластики Ивана Мартоса - к 250-летию со дня его рождения. Она называется "Мартос известный и неизвестный". Во всех работах Мартоса есть что-то трогательное, чисто русское. Здесь есть знаменитые гипсовые отливы с надгробий Александро-Невской лавры, среди которых памятник княгине Е.С. Куракиной, в который мастер вложил всю невыразимую тоску и скорбь: склоненная женщина рыдает на могиле умершей княгини, на подножии обнимаются и плачут ее сыновья.
Но можно посмотреть и малоизученную портретную пластику Мартоса. Что характерно, некоторые произведения, представленные на выставке, долгое время имели другое авторство. Например, бюст Александра I раньше приписывался Б.И. Орловскому, а изваяние Г.А. Потемкина-Таврического - Ф.И. Шубину.
Но главный временный экспонат, которым сейчас может гордиться Русский музей, это огромный занавес работы Серова из квартиры Мстислава Ростроповича. Несмотря на то что посетители могли посмотреть его еще в рамках выставки Валентина Серова, официально он был представлен только на днях. Занавес был выполнен художником для балета "Шехерезада" на музыку Римского-Корсакова для знаменитых Русских сезонов Дягилева в Париже. Он поражает своим размахом и изысканностью. Потемневшие от времени краски и само полотно создают дополнительный эффект старых фресок и подчеркивают изящество восточных сцен и благородство росписи мастера.
Необычность экспоната заключается не только в размерах (порядка 12 на 16 м), и не в его почтенном возрасте (ему 96 лет), а в его мистической истории появления из небытия. Недавно оказалось, что занавес декорировал одну из стен в квартире Ростроповича в Петербурге. Но Русский музей узнал об этом, только когда реставраторы по тканям были приглашены, чтобы закрепить шедевр и подогнуть его, при этом не испортив. Подробнее об истории занавеса рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - начала XX веков:
"Для балета "Шехерезада" костюмы делал Бакст, декорации принадлежали Бенуа. Но интермедия не имела занавеса. И Серов по своему желанию решил его сделать. Он приступил к работе в 1910 году, для чего изучал индийские и персидские миниатюры. В мае-июне 1911 года он начал писать занавес с помощью родственников и учеников. Балет был дан в третий Дягилевский сезон в Париже и в "Ковент-Гардене" в Лондоне, куда труппа ездила на торжества, посвященные коронации Георга V. И везде публика принимала представление с восторгом. В немалой степени этому способствовал и занавес Валентина Серова. Эта работа художника оказалась одной из последних.
До 1929 года занавес принадлежал Сергею Дягилеву, затем какое-то время Сергею Лифарю. Что случилось потом - неизвестно. В 1968 году он фигурировал на аукционе "Сотби". Это было последнее упоминание, где занавес Серова появлялся публично. Потом мы узнали, что он находится у Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. А вот где он был с 1929-го по 1968-й, мы можем только гадать. Когда именно Мстислав Леопольдович приобрел занавес, он не помнит".
Елена МУЛИНА, Анна КИСЕЛЕВА