Экономика
ГОРОЖАНЕ УГОСТИЛИСЬ НА 12 МИЛЛИАРДОВ
18 января
В прошлом году петербуржцы и гости нашего города оставляли в ресторанах, кафе, барах и других заведениях около миллиарда рублей в месяц. Количество предприятий городского общественного питания к концу 2005 года достигло 4 тысяч 875 единиц. Ежегодный прирост сети в 2003-2005 годах - 200 новых предприятий. Правда, и закрываются многие - около сотни в год. Лидеры общепита - кафе (в центре) и закусочные (на окраинах).
Национальный колорит
Наибольшее количество общепитовских новоселий зафиксировано в исторических кварталах. В Центральном районе, например, в 2005 году появилось 46 новых кафе и заведений другого типа, в Петроградском - 32. У спальных и промышленных районов свой лидер: в Выборгском районе открылись заведения по 25 адресам, в основном закусочные. Закусочные - это корректное название пивных, где за 50 рублей можно после работы выпить 100 граммов водки и закусить пирожком.
Безусловным лидером являются кафе (средняя стоимость ужина - 400-500 рублей с человека) - 2 тысячи 412 заведений, или 50-процентная доля рынка общепита. Уверенное второе место занимают закусочные - 1 тысяча 37 "забегаловок", третье бары - 595.
В Питере насчитывается 535 предприятий с различными национальными кухнями, которые представляют 42 страны (или региона) планеты. Лидеры - русская кухня (103 заведения), китайская (89) и японская (61). Как видим, китайские товарищи не только успешно осваивают мегапроекты типа "Балтийской жемчужины", но и активно развивают кулинарный бизнес. Вскоре своими заведениями они могут украсить не только Гороховую улицу или Конногвардейский бульвар, но и спальные районы. Кандидат номер 1 - юго-запад, место будущего китайского квартала.
В нашем городе работают 378 ресторанов - в 10 раз больше, чем в 1980-е годы! Рестораны со средней стоимостью ужина (без алкоголя) от 500 до 700 рублей с посетителя занимают 54 процента рынка. Поесть за 700-1500 рублей предлагают 37 процентов ресторанов, от 1500 до 2500 рублей - 9 процентов. По мнению начальника отдела общественного питания управления потребительского рынка КЭРППиТ Тамары Соловьевой, только 7 городских ресторанов можно назвать дорогими заведениями. Стоимость ужина начинается там от 3 тысяч рублей, а с алкоголем - 4 тысячи и больше.
Новое направление ресторанного рынка Петербурга в 2005 году - открытие ряда загородных ресторанов в Курортном районе, на берегу Финского залива со средней стоимостью чека 1-1,5 тысячи рублей. Владельцы заведений такого типа за перспективу бизнеса могут не опасаться - в этих местах живут и отдыхают состоятельные люди.
Кофе и кока-кола
В последние 6 лет в нашем городе наблюдается кофейный бум: массово открываются кофейни, где хорошо посидеть можно за 100-200 рублей с человека. Некоторые сети мгновенно стали популярными. Однако кофейный рынок Петербурга далек от насыщения. Сегодня на нем работают 200 специализированных заведений, что составляет 4 процента от предприятий общественного питания. По европейскому стандарту на 1 тысячу жителей приходится одна кофейня, и Питеру, чтобы соответствовать этому нормативу, необходимо еще 250 кофеен. В первую очередь кофейные сети разместились в центральных районах города, где сконцентрирована деловая и культурная активность. В Центральном районе работает 41 кофейня, в Адмиралтейском - 25, в Петроградском - 21, в Василеостровском - 12.
Бурно развивается также сеть предприятий быстрого питания. Она уже составляет 1600 точек (35 процентов от общего числа заведений "питательного" профиля). Эта сеть удвоилась за 7 лет! Сколько ни твердят медики о вреде гамбургеров или картошки фри, на посетителей, особенно молодых, это не действует.
При этом статистика не учитывает великое множество ларьков, продающих шаверму. Если их включить в номинацию "предприятия быстрого питания", быть им бесспорным лидером питерского общепита.
Предприятия фаст-фуда без торговых залов контролируют 10 процентов рынка общественного питания - около 500 блинных, "теремков", передвижных кафе и других точек, расположенных вблизи метро и вокзалов. Но основная масса заведений быстрого питания - стационарные. Это позволяет готовить блюда высокого качества с хорошим уровнем обслуживания. Средняя сумма чека в бистро - 160-200 рублей на одного посетителя.
В центре хорошо кормят, на окраинах - поят
Специфика районов Питера определяет структуру предприятий общественного питания. Удельный вес ресторанов, баров и кафе в общем количестве заведений общепита составляет 75 процентов. Высокая конкуренция в центре (100 мест в общепите на 1 тысячу жителей) обеспечивает качественное обслуживание. Выживают предприятия с самобытной высококачественной кухней, с оптимальным соотношением цены и качества.
Структура питания спальных районов резко отличается от центра. Удельный вес кафе, закусочных, столовых составляет 86 процентов. Преобладают закусочные. Это, как правило, предприятия быстрого питания, расположенные вблизи торговых центров, рынков и станций метрополитена.
Развитие сферы общепита создает у непрофессионалов впечатление, что кафе или бар - источник получения больших и быстрых денег. Но довольно часто неверные расчеты приводят предпринимателей к банкротству. Наиболее высокий процент закрытия предприятий - не на Невском проспекте, а в промышленных районах (73 процента). Безотказный доход в этих местах могут дать только недорогие закусочные, они же - рюмочные.
Куда же идет наш общепит? Особого выбора у него нет. Арендная плата за помещения в центре постоянно растет, но владельцы ресторанов и кафе вынуждены снижать в своих заведениях цены до приемлемого уровня. Иначе потенциальные клиенты так и будут по традиции ужинать на своих кухнях.
Структура предприятий общественного питания (4875 заведений):
Кафе - 2412; закусочные - 1037; бары - 595; рестораны - 378; буфеты - 243; столовые - 179; кулинарии - 29.
Заведения с национальной кухней:
Русская кухня - 103; китайская - 89; японская - 61; итальянская - 34; азербайджанская - 28; грузинская - 26; кавказская - 25; американская - 20.
Сергей ТАЧАЕВ
Национальный колорит
Наибольшее количество общепитовских новоселий зафиксировано в исторических кварталах. В Центральном районе, например, в 2005 году появилось 46 новых кафе и заведений другого типа, в Петроградском - 32. У спальных и промышленных районов свой лидер: в Выборгском районе открылись заведения по 25 адресам, в основном закусочные. Закусочные - это корректное название пивных, где за 50 рублей можно после работы выпить 100 граммов водки и закусить пирожком.
Безусловным лидером являются кафе (средняя стоимость ужина - 400-500 рублей с человека) - 2 тысячи 412 заведений, или 50-процентная доля рынка общепита. Уверенное второе место занимают закусочные - 1 тысяча 37 "забегаловок", третье бары - 595.
В Питере насчитывается 535 предприятий с различными национальными кухнями, которые представляют 42 страны (или региона) планеты. Лидеры - русская кухня (103 заведения), китайская (89) и японская (61). Как видим, китайские товарищи не только успешно осваивают мегапроекты типа "Балтийской жемчужины", но и активно развивают кулинарный бизнес. Вскоре своими заведениями они могут украсить не только Гороховую улицу или Конногвардейский бульвар, но и спальные районы. Кандидат номер 1 - юго-запад, место будущего китайского квартала.
В нашем городе работают 378 ресторанов - в 10 раз больше, чем в 1980-е годы! Рестораны со средней стоимостью ужина (без алкоголя) от 500 до 700 рублей с посетителя занимают 54 процента рынка. Поесть за 700-1500 рублей предлагают 37 процентов ресторанов, от 1500 до 2500 рублей - 9 процентов. По мнению начальника отдела общественного питания управления потребительского рынка КЭРППиТ Тамары Соловьевой, только 7 городских ресторанов можно назвать дорогими заведениями. Стоимость ужина начинается там от 3 тысяч рублей, а с алкоголем - 4 тысячи и больше.
Новое направление ресторанного рынка Петербурга в 2005 году - открытие ряда загородных ресторанов в Курортном районе, на берегу Финского залива со средней стоимостью чека 1-1,5 тысячи рублей. Владельцы заведений такого типа за перспективу бизнеса могут не опасаться - в этих местах живут и отдыхают состоятельные люди.
Кофе и кока-кола
В последние 6 лет в нашем городе наблюдается кофейный бум: массово открываются кофейни, где хорошо посидеть можно за 100-200 рублей с человека. Некоторые сети мгновенно стали популярными. Однако кофейный рынок Петербурга далек от насыщения. Сегодня на нем работают 200 специализированных заведений, что составляет 4 процента от предприятий общественного питания. По европейскому стандарту на 1 тысячу жителей приходится одна кофейня, и Питеру, чтобы соответствовать этому нормативу, необходимо еще 250 кофеен. В первую очередь кофейные сети разместились в центральных районах города, где сконцентрирована деловая и культурная активность. В Центральном районе работает 41 кофейня, в Адмиралтейском - 25, в Петроградском - 21, в Василеостровском - 12.
Бурно развивается также сеть предприятий быстрого питания. Она уже составляет 1600 точек (35 процентов от общего числа заведений "питательного" профиля). Эта сеть удвоилась за 7 лет! Сколько ни твердят медики о вреде гамбургеров или картошки фри, на посетителей, особенно молодых, это не действует.
При этом статистика не учитывает великое множество ларьков, продающих шаверму. Если их включить в номинацию "предприятия быстрого питания", быть им бесспорным лидером питерского общепита.
Предприятия фаст-фуда без торговых залов контролируют 10 процентов рынка общественного питания - около 500 блинных, "теремков", передвижных кафе и других точек, расположенных вблизи метро и вокзалов. Но основная масса заведений быстрого питания - стационарные. Это позволяет готовить блюда высокого качества с хорошим уровнем обслуживания. Средняя сумма чека в бистро - 160-200 рублей на одного посетителя.
В центре хорошо кормят, на окраинах - поят
Специфика районов Питера определяет структуру предприятий общественного питания. Удельный вес ресторанов, баров и кафе в общем количестве заведений общепита составляет 75 процентов. Высокая конкуренция в центре (100 мест в общепите на 1 тысячу жителей) обеспечивает качественное обслуживание. Выживают предприятия с самобытной высококачественной кухней, с оптимальным соотношением цены и качества.
Структура питания спальных районов резко отличается от центра. Удельный вес кафе, закусочных, столовых составляет 86 процентов. Преобладают закусочные. Это, как правило, предприятия быстрого питания, расположенные вблизи торговых центров, рынков и станций метрополитена.
Развитие сферы общепита создает у непрофессионалов впечатление, что кафе или бар - источник получения больших и быстрых денег. Но довольно часто неверные расчеты приводят предпринимателей к банкротству. Наиболее высокий процент закрытия предприятий - не на Невском проспекте, а в промышленных районах (73 процента). Безотказный доход в этих местах могут дать только недорогие закусочные, они же - рюмочные.
Куда же идет наш общепит? Особого выбора у него нет. Арендная плата за помещения в центре постоянно растет, но владельцы ресторанов и кафе вынуждены снижать в своих заведениях цены до приемлемого уровня. Иначе потенциальные клиенты так и будут по традиции ужинать на своих кухнях.
Структура предприятий общественного питания (4875 заведений):
Кафе - 2412; закусочные - 1037; бары - 595; рестораны - 378; буфеты - 243; столовые - 179; кулинарии - 29.
Заведения с национальной кухней:
Русская кухня - 103; китайская - 89; японская - 61; итальянская - 34; азербайджанская - 28; грузинская - 26; кавказская - 25; американская - 20.
Сергей ТАЧАЕВ