Культура
БАХ ПО ГИТАРЕ...
20 января
Концертом шведского гитариста Якоба Энрикеса в Малом зале Филармонии завершился III международный фестиваль-конкурс "Виртуозы гитары".
Более двухсот участников фестиваля - преподаватели, студенты, учащиеся музыкальных учебных заведений, а также профессиональные исполнители и композиторы - съехались в Петербург со всех уголков России, Белоруссии, Украины, Швеции и Эстонии. Поделиться опытом и секретами мастерства, поучиться у других, а самое главное, принять участие в конкурсе, цель которого выявить самых талантливых гитаристов и мастеров, делающих для них инструменты, интересно было всем.
ИГРАТЬ НОТА В НОТУ - ЕЩЕ НЕ ИСКУССТВО
Всю неделю с раннего утра до позднего вечера в Петербургском колледже традиционной русской культуры шли прослушивания музыкантов по семи номинациям, самая популярная из которых - "Классическая гитара". В мастерстве игры на ней соревновались более ста человек в разных возрастных категориях от семи лет до шестидесяти. А вот номинация "Собственные обработки и импровизации" осталась невостребованной. Организаторы считают, что конкурсантам играть собственные сочинения смелости не хватает.
На электро-, бас- и акустических гитарах участники исполняли переложения и обработки классической музыки. Например, в первом туре для классической гитары был обязателен Бах. По мнению художественного руководителя фестиваля, преподавателя Петербургской консерватории Леонида Карпова, если музыкант может хорошо сыграть сложное в исполнении произведение этого композитора, то все остальное ему тоже по плечу. Член жюри Анатолий Шевченко - композитор и один из ведущих гитаристов Украины - объяснил корреспонденту "НВ", что гитарист должен обладать слухом, чувством ритма и музыкальным ощущением прекрасного:
- Мы оценивали соответствие тексту произведения, логику, стилистику - все, что составляет мастерство. Но играть нота в ноту - это еще не искусство, необходимо пропустить музыкальный текст через себя. Чем больше человек играет, чем больше узнает музыкальные закономерности, тем легче ему понять музыку. Мне очень радостно, что юное поколение не уступает по мастерству старшему, потенциал молодых очень велик, я уверен, что некоторые из конкурсантов еще превзойдут жури этого конкурса. А что это за ученик, не превзошедший мастера? Гитара, по-моему, самый подходящий инструмент для привлечения молодежи к серьезной музыке, которая в таком исполнении воспринимается гораздо легче. А вот маленьких детей судить сложнее всего, они ведь все так стараются... Не хочется их обижать, чтобы не отбить охоту к занятиям.
МУЗЫКАНТЫ С БАНТИКАМИ
Когда на гитаре играет взрослый человек, это выглядит нормально. Но первоклассники и второклассники с бантиками в косичках или в пиджаках с бабочками, практически как на 1 сентября, потрясающе перебирающие пальцами по струнам взрослой гитары, из-за которой их еле видно, - удивительно трогательное зрелище.
Восьмилетняя Лиза, кроме работы с преподавателем, занимается гитарой два раза в день по полчаса уже три года. Она говорит, что не было дня, чтобы ей не захотелось взять в руки инструмент, - это удовольствие. Как бы она ни устала в школе - играть для нее нетрудно. Однажды она услышала звуки струн в коридоре музыкальной школы, куда некоторое время ходила, и поняла, что тоже так хочет. Сейчас девочка может свободно исполнить "Менуэт" Баха и знаменитую "Жди меня" Орехова. "Играть мне больше нравится, чем музыку слушать", - признается Лиза.
А вот Оля любит что-нибудь повеселее: частушки и русские народные мелодии, говорит, что несколько раз хотела все бросить, но потом передумала:
- Бывает очень трудно, заниматься приходится каждый день хотя бы по часу, но зато очень классно, когда, наконец, все получается. Я занимаюсь с шести лет. Подруга с пяти. Услышала, как она играет, и тоже захотела.
ГИТАРЫ ПРЯТАЛИ ЗА ШИРМОЙ
Чтобы быть виртуозным гитаристом, нужно не только заниматься с раннего детства и обладать талантом, необходим хороший инструмент. Поэтому впервые в этом году на фестивале появился конкурс мастеров-изготовителей лучшей гитары ручной работы. Отбирали подруги шестиструнные в два этапа, на всех инструментах по очереди играли профессионалы: лауреат международных конкурсов Елена Лебедева и преподаватель Петербургской консерватории Константин Ильгин. От жюри исполнителей с гитарами отделяла ширма, чтобы можно было оценить громкость и красоту тембра абсолютно объективно.
Обычно секреты гитарного дела передаются в семьях из поколения в поколение, потомственные мастера считаются лучшими, но Евгений Кудрявцев - исключение. Две его классические акустические гитары заняли первое и второе места.
- Евгений, что нужно, чтобы сделать гитару?
- Чтобы сделать настоящую гитару, нужен индийский или бразильский палисандр, подходят, правда, еще несколько других экзотических пород дерева, но я использую именно его. У нас есть специализированный магазин, где можно найти такие материалы. Но, прежде чем приступить к изготовлению инструмента, надо подождать не менее пяти лет. Выдержка - это очень важно, иначе ничего не получится. Ну а потом начинается большая работа, не менее полутора месяцев. Трудно описать, как это происходит. Трогаешь дерево, слушаешь его, чувствуешь, где тоньше надо сделать, где толще... Я не знаю, как это описать.
- Давайте попробуем с начала, когда вы сделали первую гитару?
- Свою первую гитару я собрал еще в школе, это была электрогитара, которую я потом обменял на другую. Потом учился в Лесотехнической академии, и мне знакомый предложил пойти в ученики к известному гитарному мастеру Нестерову. Учился, делал. Первую гитару очень жалко было отдавать...
- Что самое главное в изготовлении этого инструмента?
- Настроение... В плохом настроении стараюсь даже не подходить. Со всеми гитарами по-разному, иногда ничего не ждешь, а получается очень хорошо, иногда и материал идеальный, и делаешь долго, тщательно, а не получается. Хотя каждый человек слышит по-своему, то, что мне не очень, другому может понравиться - это же звук. Может быть красивый тембр, но не очень сильный звук, для игры в небольшом помещении это будет плюс, а для большой аудитории нужна другая гитара.
- Характер мастера сказывается на инструменте?
- Говорят, сказывается, про мои гитары говорили, что они звучат как-то соответственно характеру, я не знаю.
- Вы украшаете гитары?
- Редко, в основном по желанию заказчика, ведь главное - звук, а может, просто не научился еще.
- А ведь гитару еще надо разыграть?
- Да, я не люблю, когда инструмент заказчик забирает сразу, действительно надо разыграть, а потом судить, что получилось. Звук может меняться еще полгода. С другой стороны, это большой соблазн, приходишь на работу и, вместо того чтобы что-то делать, начинаешь подстраивать ее, наигрывать что-нибудь.
Надежда ИВАНОВА
Более двухсот участников фестиваля - преподаватели, студенты, учащиеся музыкальных учебных заведений, а также профессиональные исполнители и композиторы - съехались в Петербург со всех уголков России, Белоруссии, Украины, Швеции и Эстонии. Поделиться опытом и секретами мастерства, поучиться у других, а самое главное, принять участие в конкурсе, цель которого выявить самых талантливых гитаристов и мастеров, делающих для них инструменты, интересно было всем.
ИГРАТЬ НОТА В НОТУ - ЕЩЕ НЕ ИСКУССТВО
Всю неделю с раннего утра до позднего вечера в Петербургском колледже традиционной русской культуры шли прослушивания музыкантов по семи номинациям, самая популярная из которых - "Классическая гитара". В мастерстве игры на ней соревновались более ста человек в разных возрастных категориях от семи лет до шестидесяти. А вот номинация "Собственные обработки и импровизации" осталась невостребованной. Организаторы считают, что конкурсантам играть собственные сочинения смелости не хватает.
На электро-, бас- и акустических гитарах участники исполняли переложения и обработки классической музыки. Например, в первом туре для классической гитары был обязателен Бах. По мнению художественного руководителя фестиваля, преподавателя Петербургской консерватории Леонида Карпова, если музыкант может хорошо сыграть сложное в исполнении произведение этого композитора, то все остальное ему тоже по плечу. Член жюри Анатолий Шевченко - композитор и один из ведущих гитаристов Украины - объяснил корреспонденту "НВ", что гитарист должен обладать слухом, чувством ритма и музыкальным ощущением прекрасного:
- Мы оценивали соответствие тексту произведения, логику, стилистику - все, что составляет мастерство. Но играть нота в ноту - это еще не искусство, необходимо пропустить музыкальный текст через себя. Чем больше человек играет, чем больше узнает музыкальные закономерности, тем легче ему понять музыку. Мне очень радостно, что юное поколение не уступает по мастерству старшему, потенциал молодых очень велик, я уверен, что некоторые из конкурсантов еще превзойдут жури этого конкурса. А что это за ученик, не превзошедший мастера? Гитара, по-моему, самый подходящий инструмент для привлечения молодежи к серьезной музыке, которая в таком исполнении воспринимается гораздо легче. А вот маленьких детей судить сложнее всего, они ведь все так стараются... Не хочется их обижать, чтобы не отбить охоту к занятиям.
МУЗЫКАНТЫ С БАНТИКАМИ
Когда на гитаре играет взрослый человек, это выглядит нормально. Но первоклассники и второклассники с бантиками в косичках или в пиджаках с бабочками, практически как на 1 сентября, потрясающе перебирающие пальцами по струнам взрослой гитары, из-за которой их еле видно, - удивительно трогательное зрелище.
Восьмилетняя Лиза, кроме работы с преподавателем, занимается гитарой два раза в день по полчаса уже три года. Она говорит, что не было дня, чтобы ей не захотелось взять в руки инструмент, - это удовольствие. Как бы она ни устала в школе - играть для нее нетрудно. Однажды она услышала звуки струн в коридоре музыкальной школы, куда некоторое время ходила, и поняла, что тоже так хочет. Сейчас девочка может свободно исполнить "Менуэт" Баха и знаменитую "Жди меня" Орехова. "Играть мне больше нравится, чем музыку слушать", - признается Лиза.
А вот Оля любит что-нибудь повеселее: частушки и русские народные мелодии, говорит, что несколько раз хотела все бросить, но потом передумала:
- Бывает очень трудно, заниматься приходится каждый день хотя бы по часу, но зато очень классно, когда, наконец, все получается. Я занимаюсь с шести лет. Подруга с пяти. Услышала, как она играет, и тоже захотела.
ГИТАРЫ ПРЯТАЛИ ЗА ШИРМОЙ
Чтобы быть виртуозным гитаристом, нужно не только заниматься с раннего детства и обладать талантом, необходим хороший инструмент. Поэтому впервые в этом году на фестивале появился конкурс мастеров-изготовителей лучшей гитары ручной работы. Отбирали подруги шестиструнные в два этапа, на всех инструментах по очереди играли профессионалы: лауреат международных конкурсов Елена Лебедева и преподаватель Петербургской консерватории Константин Ильгин. От жюри исполнителей с гитарами отделяла ширма, чтобы можно было оценить громкость и красоту тембра абсолютно объективно.
Обычно секреты гитарного дела передаются в семьях из поколения в поколение, потомственные мастера считаются лучшими, но Евгений Кудрявцев - исключение. Две его классические акустические гитары заняли первое и второе места.
- Евгений, что нужно, чтобы сделать гитару?
- Чтобы сделать настоящую гитару, нужен индийский или бразильский палисандр, подходят, правда, еще несколько других экзотических пород дерева, но я использую именно его. У нас есть специализированный магазин, где можно найти такие материалы. Но, прежде чем приступить к изготовлению инструмента, надо подождать не менее пяти лет. Выдержка - это очень важно, иначе ничего не получится. Ну а потом начинается большая работа, не менее полутора месяцев. Трудно описать, как это происходит. Трогаешь дерево, слушаешь его, чувствуешь, где тоньше надо сделать, где толще... Я не знаю, как это описать.
- Давайте попробуем с начала, когда вы сделали первую гитару?
- Свою первую гитару я собрал еще в школе, это была электрогитара, которую я потом обменял на другую. Потом учился в Лесотехнической академии, и мне знакомый предложил пойти в ученики к известному гитарному мастеру Нестерову. Учился, делал. Первую гитару очень жалко было отдавать...
- Что самое главное в изготовлении этого инструмента?
- Настроение... В плохом настроении стараюсь даже не подходить. Со всеми гитарами по-разному, иногда ничего не ждешь, а получается очень хорошо, иногда и материал идеальный, и делаешь долго, тщательно, а не получается. Хотя каждый человек слышит по-своему, то, что мне не очень, другому может понравиться - это же звук. Может быть красивый тембр, но не очень сильный звук, для игры в небольшом помещении это будет плюс, а для большой аудитории нужна другая гитара.
- Характер мастера сказывается на инструменте?
- Говорят, сказывается, про мои гитары говорили, что они звучат как-то соответственно характеру, я не знаю.
- Вы украшаете гитары?
- Редко, в основном по желанию заказчика, ведь главное - звук, а может, просто не научился еще.
- А ведь гитару еще надо разыграть?
- Да, я не люблю, когда инструмент заказчик забирает сразу, действительно надо разыграть, а потом судить, что получилось. Звук может меняться еще полгода. С другой стороны, это большой соблазн, приходишь на работу и, вместо того чтобы что-то делать, начинаешь подстраивать ее, наигрывать что-нибудь.
Надежда ИВАНОВА