Экономика
ЛОБОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ
25 января
Неделю назад комитет по транспорту городской администрации объявил, что по итогам конкурса на 2006 год право на обслуживание 50% социальных и коммерческих автобусных маршрутов завоевало шесть компаний. Седьмая - ГУП "Пассажиравтотранс" - свои 50% маршрутов "выиграла" без всяких конкурсных процедур. Вице-губернатор Олег Виролайнен объяснил эту преференцию "социальной ответственностью и государственным статусом компании".
Не все претенденты (заявки на тендер подало около 40 фирм) смирились с проигрышем. Несколько членов Ассоциации независимых перевозчиков Санкт-Петербурга пытаются оспорить результаты конкурса в городском суде.
ПУСТЬ НЕУДАЧНИК ПЛАЧЕТ
В любом виде спорта, где победителя определяют не "голы, очки, секунды", а мнение судей, всегда есть обиженные. Когда разыгрываются бюджетные деньги, обиженных еще больше. Комитет по транспорту второй год подряд не может без скандала провести конкурс на перевозки по автобусным маршрутам. В 2005 году итоги тендера после протеста одной из компаний, не получившей свой "кусок пирога", суд признал недействительными. Вполне возможно, что в феврале-марте городской суд будет рассматривать требования аннулировать итоги конкурса на право пассажирских перевозок и на 2006 год.
Комитет по транспорту выставил на тендер 224 социальных маршрута (половина рынка социальных перевозок), которые были разбиты на 37 лотов. В январе 2006 года чиновники объявили 6 победителей. Самые крупные лоты поделили между собой три перевозчика: ОАО "Третий парк", ООО "Питеравто" и ООО "Петербургская транспортная компания". "На троих" они сообразили 32 лота из 37.
Всего же на рынке автобусных пассажирских перевозок Санкт-Петербурга работают 56 перевозчиков, и 50 компаний, таким образом, оказались не у дел. Неудачники последнего тендера представляют собой мощную транспортную силу. В их совместном парке - 300 больших автобусов и 1720 машин средней и малой (микроавтобусы) вместимости. Ежедневно они перевозят свыше 400 тысяч пассажиров.
Недовольные перевозчики направили свой протест организатору конкурса (в комитет по транспорту), губернатору Петербурга и в городской суд. По их мнению, конкурс не вписывается в правовые рамки. Один из руководителей компании "Сеть пассажирских перевозок" высказался прямо: "Нас фактически устранили от конкурсных процедур. Составители документов явно лоббировали интересы Третьего парка, "Питеравто" и ПТК. Возможно, после заката чиновничьей карьеры они трудоустроятся именно в этих компаниях. Третий парк выиграл свои лоты вообще без формальных конкурентов, что противоречит антимонопольному законодательству. Такие лоты закон признает недействительными. Мы попросим городской суд дать правовую оценку действиям комитета по транспорту".
ПОБЕДИТЕЛЯМ ТОЖЕ ПРИДЕТСЯ НЕЛЕГКО
Как скажется нынешний конкурс на пассажирах? Президент Ассоциации независимых перевозчиков Андрей Колосов сообщил, что в договорах с победителями лотов есть фиксированная цена проезда в социальном автобусе (12 рублей), а ценовые ограничения на коммерческих перевозках не прописаны. "Шесть компаний всегда смогут вступить в картельный сговор и поднять таксу за проезд в маршрутном такси, - уверен господин Колосов. - Когда же на рынке работает 56 компаний, договориться невозможно".
Но не о потере социальных маршрутов горевали претенденты, которые не нашли общий язык с разработчиками тендера. Социальные перевозки - это убытки, так как 40% петербуржцев имеют транспортные льготы. А вот коммерческие... По условиям конкурса один большой социальный автобус на линии дает право выпустить на заработки сразу 6 маршруток!
Это уже серьезно. Решение комитета по транспорту означает коренной передел рынка перевозок. 50 из 56 компаний (если городской суд не отменит решение комитета по транспорту) в феврале 2006 года могут остаться без работы. Андрей Колосов заявил вчера спокойно, но твердо: "Если комитет по транспорту не продлит договоры на наши сегодняшние маршруты, с рынка мы не уйдем. Ведь это означает нашу смерть, так как члены ассоциации занимаются перевозками по 7-8 лет, вложили в бизнес все силы и средства. Будут взрываться покрышки, гореть автобусы... Все это мы проходили в Питере 10 лет назад, но чиновники, к сожалению, выталкивают нас с правового поля".
Подогревает страсти и то, что комитет по транспорту с прошлого года призывал всех перевозчиков покупать большие и особо большие автобусы, которые стоят 2,5-5 миллионов рублей каждый. И тут же одним росчерком пера чиновники оставили не у дел сразу 300 машин, которые реально бы сократили интервалы на социальных маршрутах.
Скорее всего, до большой драки дело не дойдет. Просто проигравшие пойдут на подряд к победителям, будут возить пассажиров, отдавая прибыль "большой шестерке". Во всяком случае - до суда, который становится уже традиционным атрибутом транспортных конкурсов.
Сергей ТАЧАЕВ
Не все претенденты (заявки на тендер подало около 40 фирм) смирились с проигрышем. Несколько членов Ассоциации независимых перевозчиков Санкт-Петербурга пытаются оспорить результаты конкурса в городском суде.
ПУСТЬ НЕУДАЧНИК ПЛАЧЕТ
В любом виде спорта, где победителя определяют не "голы, очки, секунды", а мнение судей, всегда есть обиженные. Когда разыгрываются бюджетные деньги, обиженных еще больше. Комитет по транспорту второй год подряд не может без скандала провести конкурс на перевозки по автобусным маршрутам. В 2005 году итоги тендера после протеста одной из компаний, не получившей свой "кусок пирога", суд признал недействительными. Вполне возможно, что в феврале-марте городской суд будет рассматривать требования аннулировать итоги конкурса на право пассажирских перевозок и на 2006 год.
Комитет по транспорту выставил на тендер 224 социальных маршрута (половина рынка социальных перевозок), которые были разбиты на 37 лотов. В январе 2006 года чиновники объявили 6 победителей. Самые крупные лоты поделили между собой три перевозчика: ОАО "Третий парк", ООО "Питеравто" и ООО "Петербургская транспортная компания". "На троих" они сообразили 32 лота из 37.
Всего же на рынке автобусных пассажирских перевозок Санкт-Петербурга работают 56 перевозчиков, и 50 компаний, таким образом, оказались не у дел. Неудачники последнего тендера представляют собой мощную транспортную силу. В их совместном парке - 300 больших автобусов и 1720 машин средней и малой (микроавтобусы) вместимости. Ежедневно они перевозят свыше 400 тысяч пассажиров.
Недовольные перевозчики направили свой протест организатору конкурса (в комитет по транспорту), губернатору Петербурга и в городской суд. По их мнению, конкурс не вписывается в правовые рамки. Один из руководителей компании "Сеть пассажирских перевозок" высказался прямо: "Нас фактически устранили от конкурсных процедур. Составители документов явно лоббировали интересы Третьего парка, "Питеравто" и ПТК. Возможно, после заката чиновничьей карьеры они трудоустроятся именно в этих компаниях. Третий парк выиграл свои лоты вообще без формальных конкурентов, что противоречит антимонопольному законодательству. Такие лоты закон признает недействительными. Мы попросим городской суд дать правовую оценку действиям комитета по транспорту".
ПОБЕДИТЕЛЯМ ТОЖЕ ПРИДЕТСЯ НЕЛЕГКО
Как скажется нынешний конкурс на пассажирах? Президент Ассоциации независимых перевозчиков Андрей Колосов сообщил, что в договорах с победителями лотов есть фиксированная цена проезда в социальном автобусе (12 рублей), а ценовые ограничения на коммерческих перевозках не прописаны. "Шесть компаний всегда смогут вступить в картельный сговор и поднять таксу за проезд в маршрутном такси, - уверен господин Колосов. - Когда же на рынке работает 56 компаний, договориться невозможно".
Но не о потере социальных маршрутов горевали претенденты, которые не нашли общий язык с разработчиками тендера. Социальные перевозки - это убытки, так как 40% петербуржцев имеют транспортные льготы. А вот коммерческие... По условиям конкурса один большой социальный автобус на линии дает право выпустить на заработки сразу 6 маршруток!
Это уже серьезно. Решение комитета по транспорту означает коренной передел рынка перевозок. 50 из 56 компаний (если городской суд не отменит решение комитета по транспорту) в феврале 2006 года могут остаться без работы. Андрей Колосов заявил вчера спокойно, но твердо: "Если комитет по транспорту не продлит договоры на наши сегодняшние маршруты, с рынка мы не уйдем. Ведь это означает нашу смерть, так как члены ассоциации занимаются перевозками по 7-8 лет, вложили в бизнес все силы и средства. Будут взрываться покрышки, гореть автобусы... Все это мы проходили в Питере 10 лет назад, но чиновники, к сожалению, выталкивают нас с правового поля".
Подогревает страсти и то, что комитет по транспорту с прошлого года призывал всех перевозчиков покупать большие и особо большие автобусы, которые стоят 2,5-5 миллионов рублей каждый. И тут же одним росчерком пера чиновники оставили не у дел сразу 300 машин, которые реально бы сократили интервалы на социальных маршрутах.
Скорее всего, до большой драки дело не дойдет. Просто проигравшие пойдут на подряд к победителям, будут возить пассажиров, отдавая прибыль "большой шестерке". Во всяком случае - до суда, который становится уже традиционным атрибутом транспортных конкурсов.
Сергей ТАЧАЕВ