Культура
В ХОЛОДА НАС СОГРЕЕТ СОЛНЕЧНЫЙ МОЦАРТ
25 января
В Петербурге ожидается ряд мероприятий, на которых можно будет погрузиться в мир бессмертной музыки. Ведь несмотря на то что музыка Моцарта давно стала дежурной классикой любого академического вечера, мы знаем далеко не все его творчество.
Во-первых, можно посетить "Неделю Моцарта" в Большом зале Филармонии. Началась она уже в минувшее воскресенье, 22 января. На открытии выступили коллективы Капеллы под управлением Владислава Чернушенко. Они исполнили Большую мессу до минор для солистов, хора и оркестра. Кроме того, на фестивале в первые дни прозвучат: "Реквием", Dixit et Magnificat для солистов, хора и оркестра, а также Литания ре мажор, две симфонии - № 25 и № 35 ("Хаффнер"), Концерт для фортепиано с оркестром № 24. А потом программа сместится в сторону оперного творчества Моцарта и состоится вечер его юношеских сочинений. Цикл концертов продлится до 29 января.
А днем раньше, 28 января, в Театре оперы и балета Консерватории к юбилею Моцарта будет исполнена комическая опера Cosi fan tutte ("Так поступают все"). Причем дирижировать будет немецкий маэстро Оливер Ведер, который участвовал при создании этой версии постановки в нашем городе в 1998 году.
В КАПЕЛЛЕ ИГРАЛИ ИНДИЙСКИЕ РАГИ И КРИЧАЛИ: "КУ!"
Эстонский ансамбль Hortus Musicus исполнил необычную программу.
Изначально заявлялся вечер духовной музыки с акцентом на армянские и индийские средневековые мотивы. Но для ансамбля Hortus Musicus, уже хорошо запомнившегося петербуржцам своими барочными настроениями и ярким небарочным темпераментом художественного руководителя Андреса Мустонена, такая программа была бы в новинку. А потому отойти от любимых западноевропейских мотивов и музыки соотечественника-современника Арво Пярта так и не решились. Вкупе с "Данелиадой" Гии Канчели и современными авторами вроде Кнайфеля и Сильвестрова получилась антология мировой музыки - как религиозной, так и не очень - за последние... 800 лет.
Как ни странно, сочеталось все это неплохо. Особенно в первом отделении, когда на удивление бодрая индийская рага, итальянские танцы и задорное "Ку!" из фильма "Кин-дза-дза!" не давали слушателям спокойно и смиренно очищать свой разум мотетами, органумами и прочими "Санктусами".
Во втором отделении все было намного спокойнее. Cовременные авторы, как и соседствовавшие с ними в концерте древние израильтяне, писавшие литургические песни, не произвели особого впечатления. Хотя что-то подсказывает, что в этом не их вина. Возможно, здесь-то и сказалось разнообразие программы: ведь если слушать музыку одной эпохи, то рано или поздно начинаешь чувствовать ее развитие, следить за вариациями или, в крайнем случае, сопоставлять с тем, что было в это время в других странах. А такое "ассорти" способно лишь позабавить, не заставляя вдаваться в подробности, на некоторое время. Но слушатель так непостоянен!
С инструментами тоже вышла неувязочка. Ансамбль Hortus Musicus за годы своего существования основательно "подготовился" к традиционному европейскому средневековью и барокко. Но, включив в программу индийские, армянские и израильские мелодии, никакой подлинности, аутентизма даже не планировал: музыканты просто имитировали звучание старинных инструментов, играя на привычных скрипках, виолах да гамба и тромбонах...
В общем, концерт получился образовательно-развлекательный - насколько вообще может развлекать исполнение старинной духовной музыки вместе с современными колыбельными.
Алина ЦИОПА
Во-первых, можно посетить "Неделю Моцарта" в Большом зале Филармонии. Началась она уже в минувшее воскресенье, 22 января. На открытии выступили коллективы Капеллы под управлением Владислава Чернушенко. Они исполнили Большую мессу до минор для солистов, хора и оркестра. Кроме того, на фестивале в первые дни прозвучат: "Реквием", Dixit et Magnificat для солистов, хора и оркестра, а также Литания ре мажор, две симфонии - № 25 и № 35 ("Хаффнер"), Концерт для фортепиано с оркестром № 24. А потом программа сместится в сторону оперного творчества Моцарта и состоится вечер его юношеских сочинений. Цикл концертов продлится до 29 января.
А днем раньше, 28 января, в Театре оперы и балета Консерватории к юбилею Моцарта будет исполнена комическая опера Cosi fan tutte ("Так поступают все"). Причем дирижировать будет немецкий маэстро Оливер Ведер, который участвовал при создании этой версии постановки в нашем городе в 1998 году.
В КАПЕЛЛЕ ИГРАЛИ ИНДИЙСКИЕ РАГИ И КРИЧАЛИ: "КУ!"
Эстонский ансамбль Hortus Musicus исполнил необычную программу.
Изначально заявлялся вечер духовной музыки с акцентом на армянские и индийские средневековые мотивы. Но для ансамбля Hortus Musicus, уже хорошо запомнившегося петербуржцам своими барочными настроениями и ярким небарочным темпераментом художественного руководителя Андреса Мустонена, такая программа была бы в новинку. А потому отойти от любимых западноевропейских мотивов и музыки соотечественника-современника Арво Пярта так и не решились. Вкупе с "Данелиадой" Гии Канчели и современными авторами вроде Кнайфеля и Сильвестрова получилась антология мировой музыки - как религиозной, так и не очень - за последние... 800 лет.
Как ни странно, сочеталось все это неплохо. Особенно в первом отделении, когда на удивление бодрая индийская рага, итальянские танцы и задорное "Ку!" из фильма "Кин-дза-дза!" не давали слушателям спокойно и смиренно очищать свой разум мотетами, органумами и прочими "Санктусами".
Во втором отделении все было намного спокойнее. Cовременные авторы, как и соседствовавшие с ними в концерте древние израильтяне, писавшие литургические песни, не произвели особого впечатления. Хотя что-то подсказывает, что в этом не их вина. Возможно, здесь-то и сказалось разнообразие программы: ведь если слушать музыку одной эпохи, то рано или поздно начинаешь чувствовать ее развитие, следить за вариациями или, в крайнем случае, сопоставлять с тем, что было в это время в других странах. А такое "ассорти" способно лишь позабавить, не заставляя вдаваться в подробности, на некоторое время. Но слушатель так непостоянен!
С инструментами тоже вышла неувязочка. Ансамбль Hortus Musicus за годы своего существования основательно "подготовился" к традиционному европейскому средневековью и барокко. Но, включив в программу индийские, армянские и израильские мелодии, никакой подлинности, аутентизма даже не планировал: музыканты просто имитировали звучание старинных инструментов, играя на привычных скрипках, виолах да гамба и тромбонах...
В общем, концерт получился образовательно-развлекательный - насколько вообще может развлекать исполнение старинной духовной музыки вместе с современными колыбельными.
Алина ЦИОПА