Культура
БЛОКАДНЫЕ МУЗЫ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ПРИСТАНИЩА
01 февраля
Ему, единственному человеку в мире, пришла идея создать музей, посвященный подвигу ленинградских артистов, музыкантов, поэтов, художников в войну.
Еще в начале 60-х годов Линд возглавил работу учителей и ребят-следопытов, которые собрали огромное количество блокадных реликвий, переданных ветеранами, разыскали множество настоящих героев. Тысячи людей, побывавших в музее, испытывали настоящее духовное потрясение и очищение.
Линд, выросший за кулисами брянцевского ТЮЗа, сын актеров, сам обладал ярким артистическим талантом. Его мощная энергетика, бурный темперамент захватывали залы, в которых он часто выступал на организованных им вечерах памяти. Он представлял на них каждого пришедшего ветерана, каждый чувствовал, что он не забыт, что его страдания и потери были не напрасны. На этих вечерах оживало то, что называется блокадным братством. И дети, ученики 235-й школы, были его свидетелями и творцами.
В конце 70-х Евгения Алексеевича врачи буквально вытащили с того света после избиения бандитами (об этом много писали). Он остался инвалидом, но продолжал работать. И не только в Ленинграде. Линд объездил всю страну, помогал организовать несколько крупных музеев (Пророкова в Подмосковье, Ахматовой на Украине, Шостаковича в Калининграде...). Казалось, его жизненной энергии не будет конца.
Одного одолеть он не смог - потери жены, не только любимой женщины, но главной соратницы и помощницы в создании музея и объединении вокруг него людей. Смерть Линда 18 декабря 2005 года была для всех внезапной. Он собирался 28 декабря открыть двери дома для всех, кто знал и любил Люсю, Людмилу Николаевну Федотову, народную артистку России, примадонну Театра музыкальной комедии. Но не дожил десяти дней до годовщины ее смерти...
В последние годы Линд уже не мог самостоятельно передвигаться. Но дома он всегда трудился, не отходя от письменного стола и телефона, по 10-12 часов. Выпустил книгу "Седьмая" об исполнителях блокадной симфонии Шостаковича. Книга завершается словами благодарности всем, кто помог построить новый школьно-музейный комплекс.
За достойное помещение для музея "А музы не молчали..." не один десяток лет велась борьба. Когда начался капитальный ремонт школы, музей оказался оторван от нее. Как он только уцелел, оставаясь на строительной площадке (школа была переведена в здание на Казанской улице) среди хаоса и грязи, в практически блокадных условиях, зачастую без света и воды! Но работа не прерывалась. Шли экскурсии, готовились дети-экскурсоводы, устраивались вечера встреч с ветеранами...
Администрация делала все возможное для охраны музейного флигеля. Особенно поблагодарить надо замечательных женщин - Ольгу Герасимовну Прутт, руководителя музея, бывшую ученицу 235-й школы, которая стала в ней учителем, и ее помощницу Зою Борисовну Карганову.
Спасибо губернатору Валентине Ивановне Матвиенко - она поддержала инициативу Елены Ивановны Шаршаковой, начальника районного отдела образования, и взяла под свой личный контроль строительство комплекса. Он открылся 1 сентября прошлого года, в гостях была и губернатор, сказала много добрых слов в адрес музея. В этот день школа отпраздновала новоселье. А музей... Он остался на прежнем месте, в доме на Казанской, куда его с великим трудом перевезли год назад.
Прошло пять месяцев, но никто из высокопоставленных лиц не поинтересовался его судьбой.
Дело в том, что архитектор запланировала площади для музея - сегодня это коридоры, классы, галерея, но музейные интерьеры не были заложены в проект. По существующему законодательству школа не имеет права строить музей. О необходимости сделать исключение для ТАКОЙ школы и для ТАКОГО музея не подумали. Музею нужно не закрытое пространство класса и открытые коридоры, а анфилада, требуется светоизоляция. Необходима совместная работа со специалистами, художниками, чтобы создать новую современную концепцию размещения экспонатов, создать новые экспозиции из огромного количества материалов, хранящихся в фонде. Эта работа стоит недешево, примерно 6 миллионов рублей. Но что такое эта сумма по сравнению с деньгами, затраченными на строительство! Однако решено (кем? на каком основании?), что эта сумма должна быть оплачена... школой. У школы, естественно, таких денег нет и никогда не будет.
Уже минуло 40 дней с момента ухода из жизни Евгения Линда. Но душа его остается с нами. И город, для которого он сделал так много, должен дать ей пристанище, позаботиться о главном деле его жизни, отданной увековечению памяти о подвиге Ленинграда.
Инна СЕЛИВАНОВА
Еще в начале 60-х годов Линд возглавил работу учителей и ребят-следопытов, которые собрали огромное количество блокадных реликвий, переданных ветеранами, разыскали множество настоящих героев. Тысячи людей, побывавших в музее, испытывали настоящее духовное потрясение и очищение.
Линд, выросший за кулисами брянцевского ТЮЗа, сын актеров, сам обладал ярким артистическим талантом. Его мощная энергетика, бурный темперамент захватывали залы, в которых он часто выступал на организованных им вечерах памяти. Он представлял на них каждого пришедшего ветерана, каждый чувствовал, что он не забыт, что его страдания и потери были не напрасны. На этих вечерах оживало то, что называется блокадным братством. И дети, ученики 235-й школы, были его свидетелями и творцами.
В конце 70-х Евгения Алексеевича врачи буквально вытащили с того света после избиения бандитами (об этом много писали). Он остался инвалидом, но продолжал работать. И не только в Ленинграде. Линд объездил всю страну, помогал организовать несколько крупных музеев (Пророкова в Подмосковье, Ахматовой на Украине, Шостаковича в Калининграде...). Казалось, его жизненной энергии не будет конца.
Одного одолеть он не смог - потери жены, не только любимой женщины, но главной соратницы и помощницы в создании музея и объединении вокруг него людей. Смерть Линда 18 декабря 2005 года была для всех внезапной. Он собирался 28 декабря открыть двери дома для всех, кто знал и любил Люсю, Людмилу Николаевну Федотову, народную артистку России, примадонну Театра музыкальной комедии. Но не дожил десяти дней до годовщины ее смерти...
В последние годы Линд уже не мог самостоятельно передвигаться. Но дома он всегда трудился, не отходя от письменного стола и телефона, по 10-12 часов. Выпустил книгу "Седьмая" об исполнителях блокадной симфонии Шостаковича. Книга завершается словами благодарности всем, кто помог построить новый школьно-музейный комплекс.
За достойное помещение для музея "А музы не молчали..." не один десяток лет велась борьба. Когда начался капитальный ремонт школы, музей оказался оторван от нее. Как он только уцелел, оставаясь на строительной площадке (школа была переведена в здание на Казанской улице) среди хаоса и грязи, в практически блокадных условиях, зачастую без света и воды! Но работа не прерывалась. Шли экскурсии, готовились дети-экскурсоводы, устраивались вечера встреч с ветеранами...
Администрация делала все возможное для охраны музейного флигеля. Особенно поблагодарить надо замечательных женщин - Ольгу Герасимовну Прутт, руководителя музея, бывшую ученицу 235-й школы, которая стала в ней учителем, и ее помощницу Зою Борисовну Карганову.
Спасибо губернатору Валентине Ивановне Матвиенко - она поддержала инициативу Елены Ивановны Шаршаковой, начальника районного отдела образования, и взяла под свой личный контроль строительство комплекса. Он открылся 1 сентября прошлого года, в гостях была и губернатор, сказала много добрых слов в адрес музея. В этот день школа отпраздновала новоселье. А музей... Он остался на прежнем месте, в доме на Казанской, куда его с великим трудом перевезли год назад.
Прошло пять месяцев, но никто из высокопоставленных лиц не поинтересовался его судьбой.
Дело в том, что архитектор запланировала площади для музея - сегодня это коридоры, классы, галерея, но музейные интерьеры не были заложены в проект. По существующему законодательству школа не имеет права строить музей. О необходимости сделать исключение для ТАКОЙ школы и для ТАКОГО музея не подумали. Музею нужно не закрытое пространство класса и открытые коридоры, а анфилада, требуется светоизоляция. Необходима совместная работа со специалистами, художниками, чтобы создать новую современную концепцию размещения экспонатов, создать новые экспозиции из огромного количества материалов, хранящихся в фонде. Эта работа стоит недешево, примерно 6 миллионов рублей. Но что такое эта сумма по сравнению с деньгами, затраченными на строительство! Однако решено (кем? на каком основании?), что эта сумма должна быть оплачена... школой. У школы, естественно, таких денег нет и никогда не будет.
Уже минуло 40 дней с момента ухода из жизни Евгения Линда. Но душа его остается с нами. И город, для которого он сделал так много, должен дать ей пристанище, позаботиться о главном деле его жизни, отданной увековечению памяти о подвиге Ленинграда.
Инна СЕЛИВАНОВА