Культура
"ТЕАТР ЕВРОПЫ" ПОКАЗАЛ СПЕКТАКЛЬ "ПРО ЭТО"
01 февраля
Как только стало известно, что режиссер Юрий Кордонский репетирует на камерной сцене МДТ пьесу испанского поэта Фредерика Гарсиа Лорки "Дом Бернарды Альбы", появилась надежда, что это драматургическое произведение обретет адекватное сценическое воплощение. Потому что для жесткой, натуралистичной и одновременно метафоричной пьесы Лорки, исследующей низменные, потаенные человеческие страсти, как нельзя больше подходит эстетика Малого драматического. Здесь "про это" понимают.
Дом похож на могильный склеп: тяжелые каменные своды и черные лампы-тарелки, большие окна с мутными стеклами, не пропускающими солнечный свет, и деревянные ставни, в которых ни щелочки. И запертые двери. А за ними живые существа - женщины.
Бернарда Альба (Наталья Фоменко) - хозяйка этого дома, мать пяти дочерей и дочь безумной старухи, запертой в хлеву. После похорон мужа она объявляет восьмилетний траур: дверь на волю закрывается.
Женщины, обуреваемые неудовлетворенным желанием, обидами, завистью, комплексами, превращаются в людоедок. Они "пожирают" друг друга: ежеминутно унижают, стараются ударить побольнее. И тут же - ласки, которые восполняют нехватку мужской и материнской любви.
Пять доведенных до отчаяния диких зверьков в одинаковых грязно-серых бесформенных сиротских одеждах. Эти рубашки и отвратительные траурные костюмы - тюрьма для их молодых и красивых тел, которые они беззастенчиво демонстрируют в окнах идущим с сенокоса работникам. А сами тела - тюрьмы для их душ.
Любовь, изуродованную и мимолетную, вырывает для себя только младшая из сестер - самая красивая, похожая на солнечный свет золотоволосая Адела (Алена Старостина). Потому она и вешается, лишившись любовника: глотнув жизни и света, Адела не может жить дальше в могильном склепе. После ее гибели мать еще плотнее закрывает двери и ставни - теперь этот дом-могила будет хранить позорную тайну.
Наталья Фоменко блестяще играет властную и страстную Бернарду Альбу. Сначала она выглядит чудовищем, одержимым маниакальной идеей чести. Бернарда появляется красивая, высокая, статная, почти нарядная в своем траурном костюме. Она кажется единственной свободной в этой тюрьме. Но оказывается, что это не так: на самом деле Бернарда такая же заложница этого мрачного дома. И не такой уж она монстр - просто бесконечно усталая женщина, пытающаяся удержать разваливающийся дом и уберечь своих дочерей. Для того чтобы помирить дочек, она находит хоть и немягкие, но все-таки человеческие интонации и слова, а сняв туфли и пиджак, перестает быть неуязвимой и моложавой - кажется такой же деревенской старухой, как ее служанка. Но в финале Бернарда опять превращается в пугающее и безжалостное чудовище: она застирывает рубашку мертвой дочери, скрывая следы ее позора, и запирает двери, потому что в ее мире, где правят вывернутые наизнанку ценности, можно потерять дочь, но не честь.
Этот спектакль - не для семейного просмотра. Он не похож на безобидную и фальшивую телевизионную продукцию. О таком в "Большой стирке" не расскажут.
Виктория АМИНОВА
Дом похож на могильный склеп: тяжелые каменные своды и черные лампы-тарелки, большие окна с мутными стеклами, не пропускающими солнечный свет, и деревянные ставни, в которых ни щелочки. И запертые двери. А за ними живые существа - женщины.
Бернарда Альба (Наталья Фоменко) - хозяйка этого дома, мать пяти дочерей и дочь безумной старухи, запертой в хлеву. После похорон мужа она объявляет восьмилетний траур: дверь на волю закрывается.
Женщины, обуреваемые неудовлетворенным желанием, обидами, завистью, комплексами, превращаются в людоедок. Они "пожирают" друг друга: ежеминутно унижают, стараются ударить побольнее. И тут же - ласки, которые восполняют нехватку мужской и материнской любви.
Пять доведенных до отчаяния диких зверьков в одинаковых грязно-серых бесформенных сиротских одеждах. Эти рубашки и отвратительные траурные костюмы - тюрьма для их молодых и красивых тел, которые они беззастенчиво демонстрируют в окнах идущим с сенокоса работникам. А сами тела - тюрьмы для их душ.
Любовь, изуродованную и мимолетную, вырывает для себя только младшая из сестер - самая красивая, похожая на солнечный свет золотоволосая Адела (Алена Старостина). Потому она и вешается, лишившись любовника: глотнув жизни и света, Адела не может жить дальше в могильном склепе. После ее гибели мать еще плотнее закрывает двери и ставни - теперь этот дом-могила будет хранить позорную тайну.
Наталья Фоменко блестяще играет властную и страстную Бернарду Альбу. Сначала она выглядит чудовищем, одержимым маниакальной идеей чести. Бернарда появляется красивая, высокая, статная, почти нарядная в своем траурном костюме. Она кажется единственной свободной в этой тюрьме. Но оказывается, что это не так: на самом деле Бернарда такая же заложница этого мрачного дома. И не такой уж она монстр - просто бесконечно усталая женщина, пытающаяся удержать разваливающийся дом и уберечь своих дочерей. Для того чтобы помирить дочек, она находит хоть и немягкие, но все-таки человеческие интонации и слова, а сняв туфли и пиджак, перестает быть неуязвимой и моложавой - кажется такой же деревенской старухой, как ее служанка. Но в финале Бернарда опять превращается в пугающее и безжалостное чудовище: она застирывает рубашку мертвой дочери, скрывая следы ее позора, и запирает двери, потому что в ее мире, где правят вывернутые наизнанку ценности, можно потерять дочь, но не честь.
Этот спектакль - не для семейного просмотра. Он не похож на безобидную и фальшивую телевизионную продукцию. О таком в "Большой стирке" не расскажут.
Виктория АМИНОВА