Экономика
КИТАЙЦЫ ДАЮТ МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ НА АВТОБАН ПЕТЕРБУРГ - МОСКВА
04 февраля
Федеральное дорожное агентство Минтранспорта РФ "Росавтодор" заключило договор с проектировщиками на первый этап строительства автобана между двумя столицами - выбор коридора трассы.
ДОРОГА БЕЗ ПЕРЕЕЗДОВ И СВЕТОФОРОВ
Напомним, что активное лоббирование этого проекта, как основы для высокоскоростного транспортного коридора с дальнейшим выходом на Финляндию, началось в прошлом году. Конкурс на обоснование инвестиций в строительство автобана, который проводило Федеральное государственное управление "Дороги России", показал большую заинтересованность как российских, так и зарубежных фирм. В нем приняли участие 18 компаний. Приоритет был отдан российско-британскому консорциуму. В качестве генерального проектировщика здесь выступил отечественный проектный институт "ГипродорНИИ", как финансовый консультант - компания "Эрнст энд Янг", юридические консультации стали задачей фирмы "Фрешфилдс Брукхаус Дерингер", технические - компании "Рамболь Данмарк А/С".
Сам консорциум проводит расчет бизнес-плана, сроков, за которые окупятся деньги, вложенные в дорогу, ее предположительную трассировку, расчеты по движению транспорта. Из федерального бюджета на эти работы выделено 254 млн руб. Протяженность трассы на дорожном участке от МКАД до КАД Санкт-Петербурга будет около 650 км. Ширина проезжей части дороги составит 10 полос - на выходе из Москвы, 8 полос - в Ленинградской и Московской областях и 6 полос - на территории Тверской и Новгородской областей.
Дорога минует все населенные пункты Ленобласти, не будет проходить по землям сельскохозяйственного назначения, но при этом - что существенно для скоростного передвижения - не будет иметь крутых поворотов. Проектировщики соблюдают и другие правила скоростных трасс: автобан не пересечется с другими магистралями, не будет иметь переездов и светофоров. А чтобы обойти естественные препятствия, понадобится строительство мостов и тоннелей. Сейчас за счет средств федеральной программы "Автомобильные дороги" ведутся предпроектные разработки. Вовсю идет также подготовка строительных площадок, подписываются согласования со всеми контролирующими организациями.
В МИРЕ ТАКИХ ДОРОГ ТЫСЯЧИ
Скоростные платные трассы, соединяющие мегаполисы, давно стали основой транспортной сети в 30 странах мира. К примеру, в США их общее количество достигает 9 тыс., во Франции - 10 тыс., в Японии - 8 тыс., в Австралии - 4 тыс. Доля платных автобанов в общем объеме перевозок составляет в среднем 20%, а максимальный срок окупаемости - не более 7 лет. Но авторам первого российского хайвея сегодня приходится начинать с азов.
Большинство скоростных платных трасс в мире строится на условиях государственно-частного партнерства. У нас эта форма сотрудничества власти и бизнеса только зарождается, хотя ею намерены воспользоваться для достройки порта в Усть-Луге, освоении территории вдоль Митрофаньевского шоссе, строительстве Западного скоростного диаметра, в общем, во всех крупных инфраструктурных проектах последнего времени. Для ее успешного развития нужна законодательная база, с которой у нас, к сожалению, пока не все благополучно. Как считает министр транспорта Игорь Левитин, "пока не вступит в действие закон "О концессиях", который крайне необходим при создании прозрачных правил игры для инвесторов, придется работать по схеме создания акционерных обществ, при которой инвесторы, готовые вкладывать средства в строительство автодороги, будут получать пакеты акций этих акционерных компаний". Рассчитывать на поток инвестиций в строительство автобана Москва - Петербург можно будет лишь тогда, когда этот закон, а также федеральный закон "О платных автомобильных дорогах" заработают в полную силу.
НЕ ДЕШЕВЛЕ ЛИ НА ПОЕЗДЕ?
Но есть надежда, что на прокладке и эксплуатации этой автомагистрали удастся создать партнерство и без новых законов. По словам главы департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ Олега Шахова, этот проект является одним из самых интересных для частных инвесторов. В прошлом году после визита в Китай глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что китайская сторона готова вложить в трассу Москва - Петербург
$1 млрд. К автобану Москва - Петербург серьезно прицениваются предприниматели Германии и Южной Кореи. Ориентировочная стоимость строительства скоростной автодороги Москва - Петербург составляет, как заявил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, 180,7 млрд руб. Источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджетов Ленинградской, Московской, Тверской и Новгородской областей, а также внебюджетные поступления. Точная пропорция в финансировании проекта пока не определена. Первоначально шла речь о 50%-ном участии инвесторов. Сейчас более предпочтителен вариант, когда инвесторы возьмут на себя 70-80% затрат. Однако инвесторы хотели бы иметь твердые гарантии при вложении средств. Например, если они после прокладки трассы будут участвовать в ее эксплуатации - смогут ли достаточно быстро компенсировать свои затраты? В частности, это будет зависеть от интенсивности дорожного движения. Но один из вариантов экспертных расчетов показывает, что вернуть в заданный срок деньги, вложенные в эту трассу, можно лишь при условии, что машины по всем полосам трассы будут курсировать каждые 5 секунд. Пока же даже бесплатная трасса сейчас загружена меньше. А повышение цены проезда еще больше снизит поток.
Но сейчас далеко заглядывать вперед, наверное, еще рано. Так же как и рано говорить о плате за проезд, которая будет там установлена. Предварительно речь идет о том, чтобы брать рубль с километра с легковых машин. О грузовых - лишь говорится, что с них мзда будет браться несколько больше. По российским меркам, это уже немало, при поездке в столицу только плата за дорогу составит для частника 630 рублей. Плюс расходы на бензин, амортизацию - билет на поезд обойдется дешевле. Но, скорее всего, будущие владельцы дороги возьмут за ориентир западные страны, где плата составляет в российском исчислении 6-8 рублей за километр.
Надо думать, впереди еще предстоит много корректировок. Ведь если локальные участки трассы предстоит построить за 3 года, то прокладка всей автомагистрали должна завершиться примерно через 5-6 лет - срок немалый. Строительство начнется с возведения отдельных участков длиной по 50 км на выездах из городов. В Петербурге прямой (то есть не через кольцевую дорогу) выход на московско-питерский хайвей будет через Западный скоростной диаметр, который пройдет через морской порт и упрется в КАД. Правда, пока обе эти трассы только в проектах.
Ольга ТАРАСОВА
ДОРОГА БЕЗ ПЕРЕЕЗДОВ И СВЕТОФОРОВ
Напомним, что активное лоббирование этого проекта, как основы для высокоскоростного транспортного коридора с дальнейшим выходом на Финляндию, началось в прошлом году. Конкурс на обоснование инвестиций в строительство автобана, который проводило Федеральное государственное управление "Дороги России", показал большую заинтересованность как российских, так и зарубежных фирм. В нем приняли участие 18 компаний. Приоритет был отдан российско-британскому консорциуму. В качестве генерального проектировщика здесь выступил отечественный проектный институт "ГипродорНИИ", как финансовый консультант - компания "Эрнст энд Янг", юридические консультации стали задачей фирмы "Фрешфилдс Брукхаус Дерингер", технические - компании "Рамболь Данмарк А/С".
Сам консорциум проводит расчет бизнес-плана, сроков, за которые окупятся деньги, вложенные в дорогу, ее предположительную трассировку, расчеты по движению транспорта. Из федерального бюджета на эти работы выделено 254 млн руб. Протяженность трассы на дорожном участке от МКАД до КАД Санкт-Петербурга будет около 650 км. Ширина проезжей части дороги составит 10 полос - на выходе из Москвы, 8 полос - в Ленинградской и Московской областях и 6 полос - на территории Тверской и Новгородской областей.
Дорога минует все населенные пункты Ленобласти, не будет проходить по землям сельскохозяйственного назначения, но при этом - что существенно для скоростного передвижения - не будет иметь крутых поворотов. Проектировщики соблюдают и другие правила скоростных трасс: автобан не пересечется с другими магистралями, не будет иметь переездов и светофоров. А чтобы обойти естественные препятствия, понадобится строительство мостов и тоннелей. Сейчас за счет средств федеральной программы "Автомобильные дороги" ведутся предпроектные разработки. Вовсю идет также подготовка строительных площадок, подписываются согласования со всеми контролирующими организациями.
В МИРЕ ТАКИХ ДОРОГ ТЫСЯЧИ
Скоростные платные трассы, соединяющие мегаполисы, давно стали основой транспортной сети в 30 странах мира. К примеру, в США их общее количество достигает 9 тыс., во Франции - 10 тыс., в Японии - 8 тыс., в Австралии - 4 тыс. Доля платных автобанов в общем объеме перевозок составляет в среднем 20%, а максимальный срок окупаемости - не более 7 лет. Но авторам первого российского хайвея сегодня приходится начинать с азов.
Большинство скоростных платных трасс в мире строится на условиях государственно-частного партнерства. У нас эта форма сотрудничества власти и бизнеса только зарождается, хотя ею намерены воспользоваться для достройки порта в Усть-Луге, освоении территории вдоль Митрофаньевского шоссе, строительстве Западного скоростного диаметра, в общем, во всех крупных инфраструктурных проектах последнего времени. Для ее успешного развития нужна законодательная база, с которой у нас, к сожалению, пока не все благополучно. Как считает министр транспорта Игорь Левитин, "пока не вступит в действие закон "О концессиях", который крайне необходим при создании прозрачных правил игры для инвесторов, придется работать по схеме создания акционерных обществ, при которой инвесторы, готовые вкладывать средства в строительство автодороги, будут получать пакеты акций этих акционерных компаний". Рассчитывать на поток инвестиций в строительство автобана Москва - Петербург можно будет лишь тогда, когда этот закон, а также федеральный закон "О платных автомобильных дорогах" заработают в полную силу.
НЕ ДЕШЕВЛЕ ЛИ НА ПОЕЗДЕ?
Но есть надежда, что на прокладке и эксплуатации этой автомагистрали удастся создать партнерство и без новых законов. По словам главы департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ Олега Шахова, этот проект является одним из самых интересных для частных инвесторов. В прошлом году после визита в Китай глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что китайская сторона готова вложить в трассу Москва - Петербург
$1 млрд. К автобану Москва - Петербург серьезно прицениваются предприниматели Германии и Южной Кореи. Ориентировочная стоимость строительства скоростной автодороги Москва - Петербург составляет, как заявил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, 180,7 млрд руб. Источники финансирования - средства федерального бюджета, бюджетов Ленинградской, Московской, Тверской и Новгородской областей, а также внебюджетные поступления. Точная пропорция в финансировании проекта пока не определена. Первоначально шла речь о 50%-ном участии инвесторов. Сейчас более предпочтителен вариант, когда инвесторы возьмут на себя 70-80% затрат. Однако инвесторы хотели бы иметь твердые гарантии при вложении средств. Например, если они после прокладки трассы будут участвовать в ее эксплуатации - смогут ли достаточно быстро компенсировать свои затраты? В частности, это будет зависеть от интенсивности дорожного движения. Но один из вариантов экспертных расчетов показывает, что вернуть в заданный срок деньги, вложенные в эту трассу, можно лишь при условии, что машины по всем полосам трассы будут курсировать каждые 5 секунд. Пока же даже бесплатная трасса сейчас загружена меньше. А повышение цены проезда еще больше снизит поток.
Но сейчас далеко заглядывать вперед, наверное, еще рано. Так же как и рано говорить о плате за проезд, которая будет там установлена. Предварительно речь идет о том, чтобы брать рубль с километра с легковых машин. О грузовых - лишь говорится, что с них мзда будет браться несколько больше. По российским меркам, это уже немало, при поездке в столицу только плата за дорогу составит для частника 630 рублей. Плюс расходы на бензин, амортизацию - билет на поезд обойдется дешевле. Но, скорее всего, будущие владельцы дороги возьмут за ориентир западные страны, где плата составляет в российском исчислении 6-8 рублей за километр.
Надо думать, впереди еще предстоит много корректировок. Ведь если локальные участки трассы предстоит построить за 3 года, то прокладка всей автомагистрали должна завершиться примерно через 5-6 лет - срок немалый. Строительство начнется с возведения отдельных участков длиной по 50 км на выездах из городов. В Петербурге прямой (то есть не через кольцевую дорогу) выход на московско-питерский хайвей будет через Западный скоростной диаметр, который пройдет через морской порт и упрется в КАД. Правда, пока обе эти трассы только в проектах.
Ольга ТАРАСОВА