Культура
МАРГИНАЛЬНЫЙ ГЛАМУР
08 февраля
Еще несколько лет назад марка канала НТВ означала некий знак телевизионного качества и высокопрофессионального эфирного продукта. Скандальная смена владельца, исход целой команды журналистов и закрытие ряда программ и передач - все это не могло не сказаться на падении популярности некогда независимого и яркого участника отечественного медиапространства. Новому руководителю НТВ Владимиру Куллистикову пришлось осуществлять ремонт терпящего бедствие канала на ходу. И ныне, по прошествии полутора лет активной деятельности новой команды топ-менеджеров НТВ, ясно, что кризис лишь усугублялся.
Попытка создать в эфире некий телеаналог "глянцевых" журналов для среднего класса вылилась в соответствующую политику наполнения контента программами, обращенными к тем, у кого все в порядке и с деньгами, и с жильем, и со здоровьем. Так образовался псевдодокументальный сериал "Рублевка. Live", а рядом в сетке вещания НТВ оказалась программа "Для тебя". Чуть позже начал выходить "Звездный бульвар" с Ксенией Собчак в роли ведущей. К этой якобы талантливой девушке прибавилась не менее изысканная и манерная кинодива Рената Литвинова, которой было доверено комментировать раз в неделю в эфире канала шедевры мирового киноискусства. Если вспомнить, что ведение программы "Для тебя" было распределено среди соответствующих тусовочных персонажей вроде Игоря Верника, Юлии Бордовских и Оксаны Робски, то гламурная составляющая эфира НТВ станет очевидной. Но ожидаемого роста рейтингов весь этот эфирный "глянец" не принес.
Руководство канала тогда решило устремиться в сторону усиления криминальных и сенсационных тем. Так в одну программную линию начали выстраиваться и соответствующие передачи: "Профессия: репортер", "Чистосердечное признание", "Чрезвычайное происшествие". К ним была присоединена новая "Программа максимум" и еженедельный воскресный обзор "Сегодня. Итоговая программа". Всех их отличает и безудержная тяга демонстрировать то, о чем в приличном обществе редко когда говорят вслух, и еще плохо скрываемое желание показать все язвы и пороки российского общества на примере из жизни Петербурга. В ход идет абсолютно все: и беспризорники, и сексуальные отклонения, и избиение популярного артиста, и эпидемия увлечения игровыми автоматами. Если смотреть все эти программы одну за другой (а они идут в выходные дни вечером), то может создаться превратное представление о том, что именно северная столица есть рассадник всех зол в российском государстве. Я уже не говорю о тщательно лелеемой каналом НТВ теме национал-шовинизма с упреками в адрес города на Неве как центра скинхедского движения.
После подобных просмотров очень хочется вымыть руки, а заодно посмотреть в глаза тем, кто нынче творит информационную политику НТВ. Этика журналистского творчества здесь давным-давно забыта. Иной ретивый корреспондент НТВ, например, может беспардонно залезть с телекамерой в душу матери, потерявшей сына, чтобы сотворить сенсационный материал. Как это было недавно с Джуной Давиташвили. Впрочем, любые увещевания будут бессмысленны. Ведь обмолвился прошлым летом господин Куллистиков в одном из интервью фразой о том, что телевизор нам надо воспринимать исключительно как некий бытовой прибор наподобие холодильника. И никак не больше. Только в телехолодильнике имени господина Куллистикова почему-то очень часто лежат эфирные продукты либо некачественного изготовления, либо с просроченной датой реализации. При их некритическом потреблении аудиторию может просто-напросто вытошнить прямо в эфир того же канала НТВ так, что придется потом всему криминалу и гламуру долго-долго отмываться.
Однако доказательства того, что в случае НТВ болезнь поддается лечению, были получены совсем недавно. Руководство канала наконец-то убрало из эфира весь "глянец". Зрителей освободили от мучительной обязанности раз в неделю наблюдать бездумную болтовню госпожи Собчак, а также ежедневные потуги на изысканное и остроумное общение ведущих программы "Для тебя". Нет теперь такой программы в эфире НТВ, как нет и программы "Звездный бульвар". Почили в бозе и попытки госпожи Литвиновой рассказывать зрителям НТВ о кино.
Столь положительные перемены, казалось, внушают надежду на то, что маргинализация эфира НТВ все же может быть приостановлена. Однако каждую субботу и воскресенье очередная обойма подобного гламура в духе "желтой" прессы по-прежнему выдается в эфир. Игра на низменных чувствах и обывательском любопытстве к "жареным" фактам как раз и воспитывают зрителей в том маргинальном духе, который не скроешь ни за каким эфирным "глянцем" и разговорами о том, что, мол, "публике все это интересно".
Сергей ИЛЬЧЕНКО
Попытка создать в эфире некий телеаналог "глянцевых" журналов для среднего класса вылилась в соответствующую политику наполнения контента программами, обращенными к тем, у кого все в порядке и с деньгами, и с жильем, и со здоровьем. Так образовался псевдодокументальный сериал "Рублевка. Live", а рядом в сетке вещания НТВ оказалась программа "Для тебя". Чуть позже начал выходить "Звездный бульвар" с Ксенией Собчак в роли ведущей. К этой якобы талантливой девушке прибавилась не менее изысканная и манерная кинодива Рената Литвинова, которой было доверено комментировать раз в неделю в эфире канала шедевры мирового киноискусства. Если вспомнить, что ведение программы "Для тебя" было распределено среди соответствующих тусовочных персонажей вроде Игоря Верника, Юлии Бордовских и Оксаны Робски, то гламурная составляющая эфира НТВ станет очевидной. Но ожидаемого роста рейтингов весь этот эфирный "глянец" не принес.
Руководство канала тогда решило устремиться в сторону усиления криминальных и сенсационных тем. Так в одну программную линию начали выстраиваться и соответствующие передачи: "Профессия: репортер", "Чистосердечное признание", "Чрезвычайное происшествие". К ним была присоединена новая "Программа максимум" и еженедельный воскресный обзор "Сегодня. Итоговая программа". Всех их отличает и безудержная тяга демонстрировать то, о чем в приличном обществе редко когда говорят вслух, и еще плохо скрываемое желание показать все язвы и пороки российского общества на примере из жизни Петербурга. В ход идет абсолютно все: и беспризорники, и сексуальные отклонения, и избиение популярного артиста, и эпидемия увлечения игровыми автоматами. Если смотреть все эти программы одну за другой (а они идут в выходные дни вечером), то может создаться превратное представление о том, что именно северная столица есть рассадник всех зол в российском государстве. Я уже не говорю о тщательно лелеемой каналом НТВ теме национал-шовинизма с упреками в адрес города на Неве как центра скинхедского движения.
После подобных просмотров очень хочется вымыть руки, а заодно посмотреть в глаза тем, кто нынче творит информационную политику НТВ. Этика журналистского творчества здесь давным-давно забыта. Иной ретивый корреспондент НТВ, например, может беспардонно залезть с телекамерой в душу матери, потерявшей сына, чтобы сотворить сенсационный материал. Как это было недавно с Джуной Давиташвили. Впрочем, любые увещевания будут бессмысленны. Ведь обмолвился прошлым летом господин Куллистиков в одном из интервью фразой о том, что телевизор нам надо воспринимать исключительно как некий бытовой прибор наподобие холодильника. И никак не больше. Только в телехолодильнике имени господина Куллистикова почему-то очень часто лежат эфирные продукты либо некачественного изготовления, либо с просроченной датой реализации. При их некритическом потреблении аудиторию может просто-напросто вытошнить прямо в эфир того же канала НТВ так, что придется потом всему криминалу и гламуру долго-долго отмываться.
Однако доказательства того, что в случае НТВ болезнь поддается лечению, были получены совсем недавно. Руководство канала наконец-то убрало из эфира весь "глянец". Зрителей освободили от мучительной обязанности раз в неделю наблюдать бездумную болтовню госпожи Собчак, а также ежедневные потуги на изысканное и остроумное общение ведущих программы "Для тебя". Нет теперь такой программы в эфире НТВ, как нет и программы "Звездный бульвар". Почили в бозе и попытки госпожи Литвиновой рассказывать зрителям НТВ о кино.
Столь положительные перемены, казалось, внушают надежду на то, что маргинализация эфира НТВ все же может быть приостановлена. Однако каждую субботу и воскресенье очередная обойма подобного гламура в духе "желтой" прессы по-прежнему выдается в эфир. Игра на низменных чувствах и обывательском любопытстве к "жареным" фактам как раз и воспитывают зрителей в том маргинальном духе, который не скроешь ни за каким эфирным "глянцем" и разговорами о том, что, мол, "публике все это интересно".
Сергей ИЛЬЧЕНКО