Культура
ШТУРМ МРАМОРНОГО
08 февраля
В Мраморном дворце Государственного Русского музея открылась выставка Ольги и Александра Флоренских "Русский трофей". Накануне вернисажа Александр Флоренский объявил, что-де художник при жизни имеет право только на две "персоналки" в стенафх столь статусного выставочного заведения. А потому второй по счету "Трофей" будет последним в этом роде проектом. Никто так толком и не понял, отчего же именно две, а не три или четыре. Но на вернисаже было просто не протолкнуться.
Пятьдесят объектов, выполненных в подчеркнуто разнообразной манере (аппликация, видеоарт, классические холст-масло, фотография, инсталляции), должны были погрузить зрителя в мир "среднестатистического военного музея, где в одном пространстве гармонично сосуществуют столь разные артефакты, как батальные картины, образцы оружия и военной техники, знамена, амуниция и т. д."
Однако карта (военная, разумеется) легла так, что выставка в Мраморном не смогла составить музейную экспозицию, пусть и выдуманную от и до. Для подлинно музейной атмосферы всенепременно нужны колоритные бабушки-смотрительницы, выводок орущих школьников-экскурсантов и хотя бы двухгодичный слой неподвижной пыли.
В свежей, буквально вчера установленной экспозиции прочитывается иное, не отраженное в официальном релизе послание: зачем воевать, когда можно с тем же результатом (трофей в музейной витрине) просто поиграть в войнушку.
Это очень точно соотносится с более общей и наиболее известной публике идеей-брэндом движения "Митьки" (создателем которого в том числе был и А. Флоренский) насчет того, что они-де никого не хотят победить. "Гранаты" из пузатеньких аэрозольных баллонов и "пулемет" из мирно проржавевшей лейки - как раз то "оружие", которое наконец-то было выковано для реализации этого генерального творческого тезиса в творческих лабораториях супругов Флоренских.
Из очевидных, на наш взгляд, "проблем" экспозиции в Мраморном можно отметить, что на фоне ироничного рукоделия (флаги-шевроны) и заковыристого арт-проектирования полностью потерялась собственно живопись. Александр Флоренский отрекомендовал ее как "семь с половиной картин: семь больших, одна маленькая". Впечатление же такое, что их всего одна-две: белоголовый Суворов да кучка аэропланов. Да, в реальных военных музеях, действительно, с картинами обычно не очень богато. Но второй (и вроде как последний) прижизненный проект Флоренских в Мраморном дворце будет вспоминаться отнюдь не по истерически смешным неприятельским флагам. И даже не по "революционным" и концептуальным "револьверам" из обрезков раскладушки и микроскопа. По чему же тогда? Авторы настаивают, что именно над многозначностью экспозиции они и работали большую часть из понадобившихся на ее создание пяти лет.
МНЕНИЯ:
Кирилл Миллер, художник и дизайнер:
- Мне кажется, что все это не искусство, а извращение. Потому что, если бы это было искусством, этим бы занимались все. А пока в этом замечены только авторы выставки.
Сергей (Африка) Бугаев, художник:
- Эти объекты ценны для меня прежде всего своей экспрессивностью. Они не мимикрируют, не подделываются под другие, "настоящие" предметы. Они составляют свой собственный мир. Это - внятный ответ симуляционизму, самому модному сейчас на Западе художественному направлению.
Андрей Зонин, директор Института культурных программ:
- Выставка замечательная: достойные художники в достойном экспозиционном пространстве. Отрадно, что в "Русском трофее" присутствует тот самый дух петербургского художничества, о котором часто говорят, но который так редко встречается в жизни.
Наталья НЕМЧЕНКО
Пятьдесят объектов, выполненных в подчеркнуто разнообразной манере (аппликация, видеоарт, классические холст-масло, фотография, инсталляции), должны были погрузить зрителя в мир "среднестатистического военного музея, где в одном пространстве гармонично сосуществуют столь разные артефакты, как батальные картины, образцы оружия и военной техники, знамена, амуниция и т. д."
Однако карта (военная, разумеется) легла так, что выставка в Мраморном не смогла составить музейную экспозицию, пусть и выдуманную от и до. Для подлинно музейной атмосферы всенепременно нужны колоритные бабушки-смотрительницы, выводок орущих школьников-экскурсантов и хотя бы двухгодичный слой неподвижной пыли.
В свежей, буквально вчера установленной экспозиции прочитывается иное, не отраженное в официальном релизе послание: зачем воевать, когда можно с тем же результатом (трофей в музейной витрине) просто поиграть в войнушку.
Это очень точно соотносится с более общей и наиболее известной публике идеей-брэндом движения "Митьки" (создателем которого в том числе был и А. Флоренский) насчет того, что они-де никого не хотят победить. "Гранаты" из пузатеньких аэрозольных баллонов и "пулемет" из мирно проржавевшей лейки - как раз то "оружие", которое наконец-то было выковано для реализации этого генерального творческого тезиса в творческих лабораториях супругов Флоренских.
Из очевидных, на наш взгляд, "проблем" экспозиции в Мраморном можно отметить, что на фоне ироничного рукоделия (флаги-шевроны) и заковыристого арт-проектирования полностью потерялась собственно живопись. Александр Флоренский отрекомендовал ее как "семь с половиной картин: семь больших, одна маленькая". Впечатление же такое, что их всего одна-две: белоголовый Суворов да кучка аэропланов. Да, в реальных военных музеях, действительно, с картинами обычно не очень богато. Но второй (и вроде как последний) прижизненный проект Флоренских в Мраморном дворце будет вспоминаться отнюдь не по истерически смешным неприятельским флагам. И даже не по "революционным" и концептуальным "револьверам" из обрезков раскладушки и микроскопа. По чему же тогда? Авторы настаивают, что именно над многозначностью экспозиции они и работали большую часть из понадобившихся на ее создание пяти лет.
МНЕНИЯ:
Кирилл Миллер, художник и дизайнер:
- Мне кажется, что все это не искусство, а извращение. Потому что, если бы это было искусством, этим бы занимались все. А пока в этом замечены только авторы выставки.
Сергей (Африка) Бугаев, художник:
- Эти объекты ценны для меня прежде всего своей экспрессивностью. Они не мимикрируют, не подделываются под другие, "настоящие" предметы. Они составляют свой собственный мир. Это - внятный ответ симуляционизму, самому модному сейчас на Западе художественному направлению.
Андрей Зонин, директор Института культурных программ:
- Выставка замечательная: достойные художники в достойном экспозиционном пространстве. Отрадно, что в "Русском трофее" присутствует тот самый дух петербургского художничества, о котором часто говорят, но который так редко встречается в жизни.
Наталья НЕМЧЕНКО