Экономика
СПУСК ПОД НЕВУ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ
08 февраля
В 2008 году в створе Орловской улицы и Пискаревского проспекта должен появиться первый автомобильный тоннель под Невой. К работам на объекте планировали приступить весной 2006 года. Но на деле они начнутся в лучшем случае осенью. Как нам стало известно, не закончен даже первый этап проекта - расчеты обоснования инвестиций и выбор трассы. Говорят, что проектировщиков мучают сомнения, является ли предложенный ими вариант оптимальным, ведь цена вопроса - 10 миллиардов рублей. Занимается этим дочернее предприятие известного московского холдинга АФК "Система" - ЗАО "ПСО "Система-ГАЛС". Эта же фирма будет готовить инженерный проект, который должно утвердить городское правительство. После этого заказчик объявит конкурс на строительство, который продлится не менее 80 дней. Подрядчик, в свою очередь, должен приготовить рабочую документацию, а это еще месяц-другой.
Сомнения вызваны тем, что таких объектов (кроме крохотного Канонерского тоннеля) в нашем городе нет. Тоннели стоят дорого - в два раза дороже самого серьезного моста. И в инженерном плане трудностей больше. Варианты тоннелей в створе реки Екатерингофки, Арсенальной улицы, улицы Коллонтай, Пискаревского проспекта и ряда других мест рассматриваются давно. А строительство тоннеля под Невой между Орловской улицей (это недалеко от Смольного) и Пискаревским проспектом обсуждалось более 40 лет назад, в 1964 году!
В апреле 2005 года Валентина Матвиенко дала поручение активизировать работы именно по этому адресу. Причина - у объекта появился инвестор. Столичный концерн АФК "Система" через дочернюю компанию решил "зарыть" 10 миллиардов рублей в тоннеле под Невой. Смольному эта идея понравилась.
Инвестор предложил схему глубокого залегания тоннеля при помощи проходческого щита немецкого производства с диаметром от 9 метров и стоимостью почти 1,5 миллиарда рублей. Он позволит прорыть две смежные нитки тоннеля на две полосы движения каждая на глубине около 40 метров. Глубина Невы в створе Орловского тоннеля - около 20 метров, но для безопасности предусмотрена 20-метровая грунтовая "подушка" между дном реки и бетонной трубой сооружения.
Смету проекта "Система-ГАЛС" определила в 9,7-11,2 миллиарда рублей. Это в 1,5 раза дороже, чем строительство тоннеля мелкого залегания, предложенного петербургскими транспортными компаниями. Сдача тоннеля в эксплуатацию намечена на конец 2008 года, и этот срок пока официально не менялся. Плата за проезд предусматривается в размере 15 рублей с автомобиля, срок окупаемости - 8-9 лет.
Но проблемы могут возникнуть при выходе на поверхность. Существующая дорожная сеть не готова к пропуску новых транспортных потоков на въезде-выезде как на левом, так и на правом берегу. Кроме того, при сооружении тоннеля щитовым способом на все время строительства может быть закрыто движение на проблемном и сейчас перекрестке: шоссе Революции - Пискаревский проспект.
Многое зависит от профиля прохождения тоннеля, места его выхода на поверхность (Орловская улица, площадь Пролетарской Диктатуры, Суворовский проспект...). Именно это и определит окончательный способ строительства.
Тем не менее город настроен на реализацию этого амбициозного проекта. В адресной программе развития транспортной инфраструктуры Петербурга до 2008 года на строительство Орловского тоннеля заложено 7 миллиардов рублей. Бюджетная смета 2006 года на проектирование, подготовку стройки и монтаж оборудования - 700 миллионов рублей. При таком уровне затрат задержка ради более тщательной подготовки документации представляется более оправданной, чем плохо подготовленные штурмы наподобие ликвидации размыва на Кировско-Выборгской линии.
Сергей ТАЧАЕВ
Сомнения вызваны тем, что таких объектов (кроме крохотного Канонерского тоннеля) в нашем городе нет. Тоннели стоят дорого - в два раза дороже самого серьезного моста. И в инженерном плане трудностей больше. Варианты тоннелей в створе реки Екатерингофки, Арсенальной улицы, улицы Коллонтай, Пискаревского проспекта и ряда других мест рассматриваются давно. А строительство тоннеля под Невой между Орловской улицей (это недалеко от Смольного) и Пискаревским проспектом обсуждалось более 40 лет назад, в 1964 году!
В апреле 2005 года Валентина Матвиенко дала поручение активизировать работы именно по этому адресу. Причина - у объекта появился инвестор. Столичный концерн АФК "Система" через дочернюю компанию решил "зарыть" 10 миллиардов рублей в тоннеле под Невой. Смольному эта идея понравилась.
Инвестор предложил схему глубокого залегания тоннеля при помощи проходческого щита немецкого производства с диаметром от 9 метров и стоимостью почти 1,5 миллиарда рублей. Он позволит прорыть две смежные нитки тоннеля на две полосы движения каждая на глубине около 40 метров. Глубина Невы в створе Орловского тоннеля - около 20 метров, но для безопасности предусмотрена 20-метровая грунтовая "подушка" между дном реки и бетонной трубой сооружения.
Смету проекта "Система-ГАЛС" определила в 9,7-11,2 миллиарда рублей. Это в 1,5 раза дороже, чем строительство тоннеля мелкого залегания, предложенного петербургскими транспортными компаниями. Сдача тоннеля в эксплуатацию намечена на конец 2008 года, и этот срок пока официально не менялся. Плата за проезд предусматривается в размере 15 рублей с автомобиля, срок окупаемости - 8-9 лет.
Но проблемы могут возникнуть при выходе на поверхность. Существующая дорожная сеть не готова к пропуску новых транспортных потоков на въезде-выезде как на левом, так и на правом берегу. Кроме того, при сооружении тоннеля щитовым способом на все время строительства может быть закрыто движение на проблемном и сейчас перекрестке: шоссе Революции - Пискаревский проспект.
Многое зависит от профиля прохождения тоннеля, места его выхода на поверхность (Орловская улица, площадь Пролетарской Диктатуры, Суворовский проспект...). Именно это и определит окончательный способ строительства.
Тем не менее город настроен на реализацию этого амбициозного проекта. В адресной программе развития транспортной инфраструктуры Петербурга до 2008 года на строительство Орловского тоннеля заложено 7 миллиардов рублей. Бюджетная смета 2006 года на проектирование, подготовку стройки и монтаж оборудования - 700 миллионов рублей. При таком уровне затрат задержка ради более тщательной подготовки документации представляется более оправданной, чем плохо подготовленные штурмы наподобие ликвидации размыва на Кировско-Выборгской линии.
Сергей ТАЧАЕВ