Культура
СТАРИК ФРЕСКОБАЛЬДИ ПОМОЛОДЕЛ
08 февраля
Одни музыканты стараются возродить барочную и добарочную музыку в том виде, в котором она звучала 400 лет назад. И тогда это называется аутентизмом. А другие поступают наоборот: берут старинную музыку за основу для своих современных композиций. Инструментальный квартет Джанни Коша из Италии пошел по этому пути и представил в Большом зале Филармонии программу джазовых вариаций на произведения Джироламо Фрескобальди - композитора 1583 года рождения.
Стиль Фрескобальди определял эпоху. Еще за сто лет до знаменитого Баха Фрескобальди писал фуги и обрабатывал григорианский хорал - в те времена, когда только зарождалась мажоро-минорная система и человечество уходило от "церковных" ладов. Но современные итальянские музыканты на концерте в Большом зале Филармонии "приписали" Фрескобальди еще пару открытий, например блюз и танго.
Джанни Коша с энтузиазмом рассказывал, как в творчестве композитора обнаруживались черты современных форм, как небольшие старинные композиции открывали ему ни с чем не сравнимое пространство для творчества и как вереница аккордов складывалась в его уме в пейзаж с видами Средиземного моря. Зал завороженно внимал прекрасной итальянской речи, живо воображал виды южных морей и слушал простую мелодию из молодости отца Джанни Коша - уже безо всяких претензий на Фрескобальди или джаз. На том и закончили. Джазовые импровизации - отдельно, Фрескобальди - отдельно.
Впрочем, пиетет к соотечественнику у итальянских музыкантов был запланированным. После концерта артисты раскрыли секрет: "Мы ничего не поменяли в музыке Фрескобальди, - говорит Джанни Коша. - Мы брали композицию и аранжировали ее для инструментов, на которых собирались играть (труба, тромбон, контрабас, аккордеон. - Прим. ред.); в процессе игры музыка давала вдохновение, и мы начинали импровизировать".
То ли трудности перевода заявленной программы сыграли свою роль, то ли экспрессии не хватило, но зал не получил того, чего ждал. Жалко и то, что заявление Коша о его любви к творчеству Высоцкого остались на словах. И одноклассник Умберто Эко не пожелал раскрыть свой мир петербуржцам.
Олеся ПЕТРОВА
Стиль Фрескобальди определял эпоху. Еще за сто лет до знаменитого Баха Фрескобальди писал фуги и обрабатывал григорианский хорал - в те времена, когда только зарождалась мажоро-минорная система и человечество уходило от "церковных" ладов. Но современные итальянские музыканты на концерте в Большом зале Филармонии "приписали" Фрескобальди еще пару открытий, например блюз и танго.
Джанни Коша с энтузиазмом рассказывал, как в творчестве композитора обнаруживались черты современных форм, как небольшие старинные композиции открывали ему ни с чем не сравнимое пространство для творчества и как вереница аккордов складывалась в его уме в пейзаж с видами Средиземного моря. Зал завороженно внимал прекрасной итальянской речи, живо воображал виды южных морей и слушал простую мелодию из молодости отца Джанни Коша - уже безо всяких претензий на Фрескобальди или джаз. На том и закончили. Джазовые импровизации - отдельно, Фрескобальди - отдельно.
Впрочем, пиетет к соотечественнику у итальянских музыкантов был запланированным. После концерта артисты раскрыли секрет: "Мы ничего не поменяли в музыке Фрескобальди, - говорит Джанни Коша. - Мы брали композицию и аранжировали ее для инструментов, на которых собирались играть (труба, тромбон, контрабас, аккордеон. - Прим. ред.); в процессе игры музыка давала вдохновение, и мы начинали импровизировать".
То ли трудности перевода заявленной программы сыграли свою роль, то ли экспрессии не хватило, но зал не получил того, чего ждал. Жалко и то, что заявление Коша о его любви к творчеству Высоцкого остались на словах. И одноклассник Умберто Эко не пожелал раскрыть свой мир петербуржцам.
Олеся ПЕТРОВА