Культура
СОЛНЕЧНЫЙ КЛОУН НЕ ХОЧЕТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ
10 февраля
Мало кому известно, что судьбу Солнечного Клоуна решил... кусочек самого обычного хлеба. В годы войны он работал слесарем на полиграфическом комбинате "Правда", по карточке получал всего 550 граммов хлеба в день. А в цирковом училище давали 650. В те времена разница огромная, поэтому не по годам взрослый 11-летний мальчик решил попробовать себя на цирковой арене. Эти судьбоносные 100 граммов подарили нашей стране одного из самых замечательных лицедеев столетия.
Популярность Олега Попова всегда была огромна, имя на афишах обеспечивало аншлаги, публика рыдала от смеха. Но теперь родная страна только в его воспоминаниях. Около 20 лет назад он уехал из СССР, но в Россию так и не вернулся. Для многих истинные причины его эмиграции - до сих пор тайна. По официальной версии, Олег Попов сбежал от советского застоя в Германию, тяжело болел, жил в бараке, нищенствовал. Но, как оказалось, в его жизни все с точностью до наоборот. Встретившись с самим Солнечным Клоуном, корреспондент "НВ" лично в этом убедился.
Олег Попов живет с женой Габриэль в горной деревушке Эглоффштайн, расположенной в 200 километрах от Нюрнберга. С российским цирком гастролирует по городам Европы. Немцы называют его Hans im Glueck - Счастливый Ганс. И не верят, что ему уже исполнилось 75 лет. С годами в нем не изменилось практически ничего: знаменитая клетчатая кепка, красный нос, короткие штанишки на подтяжках, ботинки огромного размера, ярко-красная жилетка и копна торчащих в разные стороны рыжих волос. Все как в старые добрые времена.
- Я скучаю по России, но возвращаться не хочу. Там мои заслуги никому не нужны и не интересны. Вы говорите: самый любимый, самый дорогой клоун... По-моему, самый дешевый. На такую пенсию, как мне в свое время предлагали, жить невозможно. А чувство социальной незащищенности очень угнетает. Я совсем недавно узнал, что Вицину перед смертью даже лекарства не на что было купить. Если бы знал, обязательно послал бы ему денег...
- Поэтому вы остались в Германии? Чтобы в России не остаться в нищете?
- Нет. Это дело случая. В 90-х годах русский цирк поехал на гастроли по Германии и Франции. Однако наш импресарио оказался нечист на руку, сбежал со всеми деньгами и оставил нас без гроша. Не хватало даже на обратный билет. В другом цирке обещали дать работу, но только через месяц.
- Как же вы жили все это время?
- Было очень страшно. Побираться в посольстве не хотелось. Казалось, выхода нет. Но он нашелся. Просто вспомнил, что год назад во время выступления в Австрии познакомился с одной девушкой. В зале был аншлаг, мест не хватало. Я попросил принести ей стул. И очень удивился, когда после представления она пришла за кулисы, поблагодарила, попросила автограф и оставила свой телефон. Оказавшись в трудной ситуации, обратился к ней за помощью. Она приехала на машине, забрала весь реквизит. Я прожил у нее месяц, собрался с силами, опять приступил к работе. За это время мы очень сблизились, понравились друг другу и поженились. Вдвоем поехали в Голландию, расписались в городе Бреда.
- Теперь Габи выступает с вами?
- Да, конечно. Хотя недавно призналась: никогда не думала, что будет работать в цирке. Раньше трудилась в аптеке, где, кстати, научилась жонглировать пузырьками. Сейчас она танцует степ, играет на различных музыкальных инструментах, дрессирует крыс, пони и собак.
- Вы получили немецкое гражданство?
- Нет, я остаюсь российским подданным. У меня только вид на жительство.
- Олег Константинович, как вам удалось, несмотря ни на какие жизненные трудности, сохранить вашу уникальную способность смешить других? Даже когда грустно самому...
- Мне без юмора было бы трудно жить. Надо уметь радоваться самому и доставлять радость другим. Главное - это оставить после себя чистый след, что я и стараюсь делать по мере сил. И если мой клоунский образ дарит людям улыбку и смех - я счастлив. Конечно, очень часто вспоминаю, сколько раз приходилось работать с высокой температурой или воспалением легких. Врачи выносят буквально на носилках на манеж, дежурят в цирке и после окончания представления увозят на карете "скорой помощи". Естественно, зритель даже не догадывался об этом. И таких примеров было предостаточно... Одно скажу: когда клоун смеется - с ним смеется весь мир. Когда клоун плачет - он плачет один...
ЧАПЛИНУ ПОДРАЖАЛИ ВСЕ
XX век - эпоха великих лицедеев. Искусство клоунады менялось в течение всего столетия. Но общий "предок" известных клоунов - великий Чарли Чаплин - то и дело в разных образах оживал на арене.
Его цирковой стиль, знаменитую походку, смешные усики, короткие штаны и неизменный котелок в большей или меньшей степени копировали многие. Популярный в 20-е годы "красный народный шут" Виталий Лазаренко многому научился у Чарли. Знаменитый клоун Карандаш вспоминал, что одевался в такой же костюм и фотографировался, добиваясь внешнего сходства с чаплинскими снимками. Особенно его занимали мешковатые брюки Чаплина.
Но если на Карандаше они просто висели, то на долговязой фигуре еще одного великолепного лицедея - Юрия Никулина между неуклюжими короткими штанами и большими ботинками неизменно светились носки. Вячеслав Полунин влюбился в клоунаду в пятилетнем возрасте, впервые посмотрев чаплинского "Малыша". А к 25 годам собрал полную коллекцию его картин, все 89 фильмов...
Великим клоунам прощалось многое. Им всегда было дозволено говорить больше, чем всем остальным. Они могли открыто смеяться над слабостями сильных мира сего, недостатками и неустроенностью жизни. В советские времена они знали: если о чем-то нельзя говорить, то это можно показать с помощью действий и мимики. Поэтому Карандаш, Енгибаров, Попов, Никулин, Полунин были символами цирка большой арены и помпезных представлений. Их номера знает наизусть даже молодая публика. Зрители со стажем над известными репризами каждый раз смеются так, как будто видят их впервые. К примеру, никогда не постареет знаменитый полунинский Асиссяй. Своим "Низзя" он мгновенно заставил полюбить себя. О Карандаше до сих пор слагают легенды, о нем ходят анекдоты. Пожалуй, все трюки Никулина уже давно известны зрителю. Нелепый герой в странном костюме спотыкается и неожиданно падает на арене. Или появляется на сцене совсем не вовремя. И все это исполнено в неповторимой никулинской манере. Ну как над этим можно не смеяться?..
Сегодня российский цирк, увы, живет без громких имен. Многие талантливые лицедеи работают за границей. А нашим зрителям пока остается только ждать рождения настоящих звезд клоунского мастерства.
Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в Московской области, в деревне Вырубово. В 1950 году окончил Государственное цирковое училище. Сначала выступал в цирке как эквилибрист-эксцентрик на слабонатянутой проволоке. А с 1951-го - коверный клоун. Его визитной карточкой стали большая кепка в черно-белую шахматную клетку, полосатые брюки и красный галстук-бабочка. В 1956 году бельгийская королева, вручая награду Олегу Попову, назвала его Солнечным Клоуном. С ее легкой руки это прозвище закрепилось за ним на долгие годы. И принесло удачу. В 1957-м Олег Константинович стал лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, в 1958-м в Брюсселе получил циркового "Оскара". А позже на самом престижном конкурсе в Монте-Карло ему достался специальный приз - "Золотой клоун". В СССР ему присвоено звание народного артиста, он награжден орденом Трудового Красного Знамени. Олег Попов снимался в кино. На его счету работы в фильмах "Приключения желтого чемоданчика", "Веселое сновидение, или Смех и слезы", "Мама". С 1980 года Солнечный Клоун живет и работает в Германии.
Ирина ТИЩЕНКО, Вениамин ЯСНОГОРОДСКИЙ
Популярность Олега Попова всегда была огромна, имя на афишах обеспечивало аншлаги, публика рыдала от смеха. Но теперь родная страна только в его воспоминаниях. Около 20 лет назад он уехал из СССР, но в Россию так и не вернулся. Для многих истинные причины его эмиграции - до сих пор тайна. По официальной версии, Олег Попов сбежал от советского застоя в Германию, тяжело болел, жил в бараке, нищенствовал. Но, как оказалось, в его жизни все с точностью до наоборот. Встретившись с самим Солнечным Клоуном, корреспондент "НВ" лично в этом убедился.
Олег Попов живет с женой Габриэль в горной деревушке Эглоффштайн, расположенной в 200 километрах от Нюрнберга. С российским цирком гастролирует по городам Европы. Немцы называют его Hans im Glueck - Счастливый Ганс. И не верят, что ему уже исполнилось 75 лет. С годами в нем не изменилось практически ничего: знаменитая клетчатая кепка, красный нос, короткие штанишки на подтяжках, ботинки огромного размера, ярко-красная жилетка и копна торчащих в разные стороны рыжих волос. Все как в старые добрые времена.
- Я скучаю по России, но возвращаться не хочу. Там мои заслуги никому не нужны и не интересны. Вы говорите: самый любимый, самый дорогой клоун... По-моему, самый дешевый. На такую пенсию, как мне в свое время предлагали, жить невозможно. А чувство социальной незащищенности очень угнетает. Я совсем недавно узнал, что Вицину перед смертью даже лекарства не на что было купить. Если бы знал, обязательно послал бы ему денег...
- Поэтому вы остались в Германии? Чтобы в России не остаться в нищете?
- Нет. Это дело случая. В 90-х годах русский цирк поехал на гастроли по Германии и Франции. Однако наш импресарио оказался нечист на руку, сбежал со всеми деньгами и оставил нас без гроша. Не хватало даже на обратный билет. В другом цирке обещали дать работу, но только через месяц.
- Как же вы жили все это время?
- Было очень страшно. Побираться в посольстве не хотелось. Казалось, выхода нет. Но он нашелся. Просто вспомнил, что год назад во время выступления в Австрии познакомился с одной девушкой. В зале был аншлаг, мест не хватало. Я попросил принести ей стул. И очень удивился, когда после представления она пришла за кулисы, поблагодарила, попросила автограф и оставила свой телефон. Оказавшись в трудной ситуации, обратился к ней за помощью. Она приехала на машине, забрала весь реквизит. Я прожил у нее месяц, собрался с силами, опять приступил к работе. За это время мы очень сблизились, понравились друг другу и поженились. Вдвоем поехали в Голландию, расписались в городе Бреда.
- Теперь Габи выступает с вами?
- Да, конечно. Хотя недавно призналась: никогда не думала, что будет работать в цирке. Раньше трудилась в аптеке, где, кстати, научилась жонглировать пузырьками. Сейчас она танцует степ, играет на различных музыкальных инструментах, дрессирует крыс, пони и собак.
- Вы получили немецкое гражданство?
- Нет, я остаюсь российским подданным. У меня только вид на жительство.
- Олег Константинович, как вам удалось, несмотря ни на какие жизненные трудности, сохранить вашу уникальную способность смешить других? Даже когда грустно самому...
- Мне без юмора было бы трудно жить. Надо уметь радоваться самому и доставлять радость другим. Главное - это оставить после себя чистый след, что я и стараюсь делать по мере сил. И если мой клоунский образ дарит людям улыбку и смех - я счастлив. Конечно, очень часто вспоминаю, сколько раз приходилось работать с высокой температурой или воспалением легких. Врачи выносят буквально на носилках на манеж, дежурят в цирке и после окончания представления увозят на карете "скорой помощи". Естественно, зритель даже не догадывался об этом. И таких примеров было предостаточно... Одно скажу: когда клоун смеется - с ним смеется весь мир. Когда клоун плачет - он плачет один...
ЧАПЛИНУ ПОДРАЖАЛИ ВСЕ
XX век - эпоха великих лицедеев. Искусство клоунады менялось в течение всего столетия. Но общий "предок" известных клоунов - великий Чарли Чаплин - то и дело в разных образах оживал на арене.
Его цирковой стиль, знаменитую походку, смешные усики, короткие штаны и неизменный котелок в большей или меньшей степени копировали многие. Популярный в 20-е годы "красный народный шут" Виталий Лазаренко многому научился у Чарли. Знаменитый клоун Карандаш вспоминал, что одевался в такой же костюм и фотографировался, добиваясь внешнего сходства с чаплинскими снимками. Особенно его занимали мешковатые брюки Чаплина.
Но если на Карандаше они просто висели, то на долговязой фигуре еще одного великолепного лицедея - Юрия Никулина между неуклюжими короткими штанами и большими ботинками неизменно светились носки. Вячеслав Полунин влюбился в клоунаду в пятилетнем возрасте, впервые посмотрев чаплинского "Малыша". А к 25 годам собрал полную коллекцию его картин, все 89 фильмов...
Великим клоунам прощалось многое. Им всегда было дозволено говорить больше, чем всем остальным. Они могли открыто смеяться над слабостями сильных мира сего, недостатками и неустроенностью жизни. В советские времена они знали: если о чем-то нельзя говорить, то это можно показать с помощью действий и мимики. Поэтому Карандаш, Енгибаров, Попов, Никулин, Полунин были символами цирка большой арены и помпезных представлений. Их номера знает наизусть даже молодая публика. Зрители со стажем над известными репризами каждый раз смеются так, как будто видят их впервые. К примеру, никогда не постареет знаменитый полунинский Асиссяй. Своим "Низзя" он мгновенно заставил полюбить себя. О Карандаше до сих пор слагают легенды, о нем ходят анекдоты. Пожалуй, все трюки Никулина уже давно известны зрителю. Нелепый герой в странном костюме спотыкается и неожиданно падает на арене. Или появляется на сцене совсем не вовремя. И все это исполнено в неповторимой никулинской манере. Ну как над этим можно не смеяться?..
Сегодня российский цирк, увы, живет без громких имен. Многие талантливые лицедеи работают за границей. А нашим зрителям пока остается только ждать рождения настоящих звезд клоунского мастерства.
Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в Московской области, в деревне Вырубово. В 1950 году окончил Государственное цирковое училище. Сначала выступал в цирке как эквилибрист-эксцентрик на слабонатянутой проволоке. А с 1951-го - коверный клоун. Его визитной карточкой стали большая кепка в черно-белую шахматную клетку, полосатые брюки и красный галстук-бабочка. В 1956 году бельгийская королева, вручая награду Олегу Попову, назвала его Солнечным Клоуном. С ее легкой руки это прозвище закрепилось за ним на долгие годы. И принесло удачу. В 1957-м Олег Константинович стал лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, в 1958-м в Брюсселе получил циркового "Оскара". А позже на самом престижном конкурсе в Монте-Карло ему достался специальный приз - "Золотой клоун". В СССР ему присвоено звание народного артиста, он награжден орденом Трудового Красного Знамени. Олег Попов снимался в кино. На его счету работы в фильмах "Приключения желтого чемоданчика", "Веселое сновидение, или Смех и слезы", "Мама". С 1980 года Солнечный Клоун живет и работает в Германии.
Ирина ТИЩЕНКО, Вениамин ЯСНОГОРОДСКИЙ