Культура

ТЕАТРЫ БОМЖ

18 февраля
НАШ БЕЗДОМНЫЙ ТЕАТР

В Петербурге много бездомных театров. Громче всех о своих проблемах заявляет "Наш театр", упрекая власти в бездействии и бездушии. Театр шестой год живет и работает без адреса и прописки. Он считается структурным подразделением организации "Петербургконцерт". Актеры театра несколько лет подряд попадали в номинации "Золотого софита". Спектакли они играют по несколько раз в месяц - то в Малом драматическом театре, то на сцене Театра эстрады (здесь хранятся костюмы и декорации, ютится администрация). Репетиции же проходят в подвале жилого дома на Петроградской стороне.
Огласить весь список петербургских театров БОМЖ не представляется возможным, ибо даже официальные данные приблизительны. Председатель городского комитета по культуре Николай Буров считает, что их не менее восьмидесяти. И где уж там знать, не умерла ли парочка театров от голода и холода в минувшие выходные. Чем же "Наш театр" лучше других и почему ему все должны?

ДЕКОРАЦИИ МОНТИРУЮТ АКТЕРЫ

Руководитель "Нашего театра" заслуженный артист России Лев Стукалов сильно обижен на времена и нравы. Ему претит рыночная экономика, его передергивает при словах "театральная реформа". Стукалов нервно курит, тщетно пытается быть вежливым, говорит лозунгами или срывается на упреки: "Театр не создается для властей. Он просто рождается. Его нельзя организовать, как колхоз. Театр не должен зарабатывать деньги. Репертуарный театр - это вам не антреприза! Он не может быть в положении концертной бригады!"
Стукалов сердито говорит, что настоящий театр предполагает наличие административно-хозяйственной части. Что осветители, звукооператоры, костюмеры, гримеры - то есть театральные цеха - это объективная необходимость. Что неправильно, когда декорации монтируют актеры перед спектаклем.
Стукалов упрекает город в том, что вот уже 20 лет в Петербурге не открывались новые театры. Последним был "Буфф" - в 1980-е. "Неужели нужно ждать, пока театр признают во всем мире, чтобы здесь началось хоть какое-то шевеление бровей?" - горестно вопрошает он, поправляя лечебный корсет, который стал носить, когда его здорово продуло в холодном подвале на репетиции.

ПЕРЕПИСКА ФРЕЙНДЛИХ С БУРОВЫМ

В открытом письме городским властям за подписью видных деятелей культуры Петербурга говорится, что в пресловутом подвале "температура воздуха зимой не поднимается выше 10-12 градусов" и живут "полчища крыс". Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Сергей Шолохов со товарищи просят обеспечить "Нашему театру" крышу над головой и достаточный бюджет и подчеркивают, что "все это под силу сделать даже городскому комитету по культуре - было бы конструктивное желание".
Так вот: желание есть. Председатель комитета Николай Буров рассказал, что любит и ценит "Наш театр". Он в курсе его сегодняшних проблем и согласен, что театр нуждается в собственном помещении со "взрослой" сценой. Буров даже собирается выехать в Петроградский район, чтобы лично осмотреть несколько помещений и предложить Стукалову.
Но тот ворчит, что переписка "Нашего театра" с городскими властями идет уже пять лет и что ответов театр не получает. Буров парирует, что такая ситуация в принципе невозможна: его подчиненные не имеют права безнаказанно оставлять письма без ответа.
Вообще дать помещение театру вовсе не так просто, как может показаться. Из упомянутых Буровым примерно восьмидесяти петербургских театров четыре федерального подчинения, три - областного и двадцать - городского. Остальные решают свои проблемы, кто как может.

БРАТЬ ПРИМЕР С ЕВРОПЫ И "ЛИЦЕДЕЕВ"

Культовый режиссер Андрей Могучий, который ставит свои неформальные и неформатные спектакли в разных театрах Петербурга и преподает за границей, уверен, что у проблемы бездомных театров в принципе нет решения в современных российских реалиях. "Мы, - говорит он, - генетически запрограммированы на неустроенность и обреченность, и должно вырасти новое поколение функционеров, чтобы найти простой выход".
Например, брать пример с Европы. Там давно стало нормой давать гранты интересным театральным коллективам. Необходим лишь объективный ценз: высокую оценку с последующим достойным финансированием нужно заслужить. А если речь идет о привлекательности для потенциальных инвесторов, то можно поучиться у "Лицедеев": в своем театрально-развлекательном комплексе на Петроградской они задумали не только театр с двумя сценами и театральным музеем, но и офисные блоки, и небольшую гостиницу, и кинозал, и конгресс-холл.

НАРОДНЫЕ АРТИСТЫ НА СУББОТНИКАХ

Тем временем "Наш театр" недавно посмотрел два заброшенных кинотеатра, предложенных ему городом, и снова закапризничал. Мол, сцена слишком маленькая, и вообще грязно.
Кстати, в свое время театр "Приют комедианта" тоже получил полуразрушенное здание небольшого кинотеатра на Садовой, несказанно обрадовался и за полтора года фактически отстроил его заново, разделив расходы на ремонт с городом пополам (свою долю заработали и частично взяли у спонсоров). Народные артисты, билетеры и осветители во главе с директором театра запросто выходили на субботники.
"Наш театр", видимо, ремонтом брезгует. Стукалов устало машет рукой и цитирует собственный спектакль "Женщина в песках": "Каждый, кто оказался в яме, сам себя туда засадил".
Спектакли "Нашего театра" объективно хороши, актеры - яркие и талантливые. Режиссура интересна и крепка. В этом мнении сходятся и простые зрители, и маститые критики, и даже чиновники.
"Да мы завалены рецензиями, - говорит Стукалов, указывая на пухлую папку на столе. - И все хвалебные. Но Буров меня спрашивает: "На ваши спектакли ломятся? У вас переаншлаги?" Это провокационный вопрос! Создать ажиотаж легко, достаточно пригласить суперзвезд".
Николай Буров вздыхает: "Лева Стукалов - очень талантливый режиссер. Он создал замечательный театр. Но - слишком много истерики".

ОНИ СРАЖАЮТСЯ ЗА РОДИНУ

"Комик-трест". Оригинальное и самобытное театральное товарищество гордится званием независимого коллектива. После сноса ДК им. Первой пятилетки ребята вынуждены скитаться в своем знаменитом фургончике, за рулем которого восседает обаятельная рыжая клоунесса Наталья Фиссон.
"Кукольный дом". Труппа состоит из трех человек: директора, художника и актрисы Эллины Агеевой. Для спектакля им достаточно одной комнаты, для выживания - изготовления кукол на продажу.
"Потудань". Руководимый молодым Романом Кудашовым театр людей-кукол играет в "Балтийском доме" и на площадках городов России, Европы и США.
"Формальный театр". Эпатажный театр репетирует в домах культуры, в спальных районах, а играет чаще всего в Москве.
"Дерево". Театр Антона Адасинского в 1980-е скитался по Ев-ропе, в 1990-е работал в Германии, а недавно его наконец приютил наш Мюзик-холл.
"Лицедеи". Всемирно известный театр, основанный Вячеславом Полуниным, выступает в помещении, арендованном у хлебозавода "Арнаут". Но при этом сотрудничает с городской администрацией и работает над проектом театрально-развлекательного комплекса на Петроградской.
"Небольшой драматический театр". Участник международных фестивалей и лауреат престижных театральных премий, репетирует под руководством Льва Эренбурга, ученика Товстоногова, в Театре имени Ленсовета и играет там же - на Малой сцене.
"Театр танца Бориса Эйфмана". Знаменитый театр уже 25 лет мечтает создать в Петербурге дворец и академию танца, пишет письма в Смольный и в Минкульт, ведет переговоры с газовыми и нефтяными компаниями, однако до сих пор репетирует в родном городе, а выступает в основном за границей.
"Остров". Театр ютится в арендованном полуподвале на Каменноостровском проспекте, сам находит деньги на ремонт, принимает помощь от депутатов Законодательного собрания, а артисты большую часть своих заработков в кино несут в родной театр.
Владимир БОРТКО, кинорежиссер:
"СЕРИАЛ - ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА ЖИЗНИ БОЛЬШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ"

Меня часто спрашивают: вас не удручает, что полемика вокруг "Мастера и Маргариты" оценивает экранизацию по-разному? Отвечаю: нет, не удручает. Роман Булгакова любим. У каждого - "свой" Булгаков, "свой" роман, "свои" герои. Кто-то считает, что он про любовь, другие ищут и находят мистику. Третьих больше увлекает сатира на строй. И большие расхождения восприятия объяснимы, понятны. Неизбежны даже.
Я это все уже проходил дважды, когда делал "Собачье сердце" и "Идиота". Про "Собачье сердце" центральные советские газеты писали, что за такую гадость режиссеру надо бы руки поотрубать. Поэтому я не то что не прислушиваюсь к тому, что говорят, я понимаю, что именно так аудитория и должна реагировать.
Глубочайшим образом убежден, что телевизионные многосерийные фильмы можно использовать не только "по минимуму" (для показа преступлений и процесса поимки преступников, их совершивших). Это идеальная форма для новой жизни больших, сложных литературных произведений.
"Идиот" и "Мастер и Маргарита" - мои любимые книги. Конечно, у меня бродила идея сделать по ним кино. Но я бы не стал делать ни то ни другое для большого экрана. В этом случае фильм был бы с колоссальными потерями, пропусками, многое просто ушло бы из-за ограничений. Даже, наверное, это был бы фильм не по книге, а по мотивам. Здесь этих ограничений нет, можно исследовать текст максимально полно, идти "по автору", по его замыслу, а не делать выжимку гениальных произведений.
К великому сожалению, кино (не блокбастеры) сейчас стало почти элитарным искусством. Его смотрят в основном специалисты и энтузиасты. Мне бы хотелось, чтобы экранизации смотрела как можно более широкая аудитория. В этом отношении телевизор обладает уникальными возможностями - зрители могут увидеть все и обсудить все со всеми. В России сериал посмотрели 40 миллионов человек. Это колоссальная цифра. Ничего подобного не было никогда. Видимо, просто нужно время, чтобы осознать, что же именно произошло.

Олег ДОБРОДЕЕВ, глава ВГТРК:
"В БЛИЖАЙШИХ ПЛАНАХ - ТОЛСТОЙ И ОПЯТЬ ДОСТОЕВСКИЙ"

Меня, безусловно, радует тот факт, что "Мастер и Маргарита" и "В круге первом" получили такую разную по оценкам критику. Глупо было ожидать однозначную реакцию. Так не бывает, особенно когда речь идет об очень сложной материи - знаменитом литературном произведении.
Когда мы говорим о "Мастере и Маргарите", мы имеем в виду, что у каждого существует свой образ всего произведения и каждого персонажа. Поэтому каждый скорее сверяет свои ощущения с ощущениями режиссера - и отмечает совпадения или несовпадения образов, с которыми каждый из нас жил все эти годы.
Критики почему-то выделяют сериалы "Идиот", "Мастер и Маргарита" и "В круге первом" в отдельную подкатегорию "не совсем сериалов". Это не вопрос методологии. Это действительно несколько другой телевизионный продукт. Я считаю, что это, с одной стороны, тот жанр киноклассики, который существует давно - в том числе на отечественном ТВ. С другой стороны, он адаптирован не для просмотра в кинотеатрах, а для телевизионного восприятия. Это дает возможность сохранить сюжет, диалоги, нюансы - все то, что в классической киноэкранизации, скорее всего, ушло бы в силу нехватки экранного времени.
Я не считаю, что надо давать приоритет какому-то одному "сериальному" направлению - романтическому, комедийному, милицейскому. Я не вижу и лобовой конкуренции между собственно сериалами и телевизионной киноэкранизацией.
Убежден, что у нас достаточно литературных первоисточников для развития этого направления. Ту работу, которую мы начали экранизацией "Идиота" Достоевского, завершать в обозримом будущем не собираемся. В ближайших планах у нас Толстой, Достоевский опять-таки.
Мария КИНГИСЕПП
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно