Культура
ИРИНА АПЕКСИМОВА: "Я НЕ БИЗНЕС-ЛЕДИ!"
21 февраля
Эту женщину можно смело назвать self-made woman (что-то вроде "женщина, которая сделала себя сама"). О ней ходят сплетни, слухи и легенды. Кто-то пытается ей подражать, кто-то завидует. Иные даже представить себе не могут ни ее трудоспособности и воли, ни ее стремления совершенствоваться и брать от жизни все.
С ужасом понимаю, что такое антреприза
- Вы не жалуете образ бизнес-леди, который вам старательно навязывает общество. Почему?
- Потому, что абсолютно неверно идентифицировать с моей личностью персонажи, которых я играю. Образ этот сложился по сыгранным ролям, по сериалам, где я появилась когда-то давно впервые. К этому все привыкли, и никто не хочет менять своих впечатлений. Более того, мое амплуа не зависит от меня. Оно зависит от тех, кто делает кино. Я делаю спектакли и играю там роли отнюдь не бизнес-леди. Это единственное, чем можно противостоять сложившемуся образу. На сегодняшний день есть один-единственный режиссер -Сергей Белошников, который видит во мне еще что-то, кроме бизнес-леди, и пытается давать мне роли. Все остальное - просто моя профессия. Нужно же на жизнь зарабатывать. И сниматься в кино я тоже должна. Должна сохранять свою популярность, или, как теперь говорят, медийность, чтобы зрители меня не забыли. Чтобы они покупали билеты на спектакли моей театральной компании и шли смотреть, что же я есть на самом деле.
- Но жизнь доказала, что деловая жилка у вас имеется. Вы довольно успешный продюсер: организовали собственную театральную компанию, создали спектакли "Декамерон" и "Кармен", мюзикл "Веселые ребята". Когда и как вы поняли, что способны самостоятельно обеспечить себя работой?
- Как говорил Карл Маркс, "бытие определяет сознание". Так жизнь сложилась - я осталась сама по себе, вне театра. Тогда и возникла идея поставить спектакль не в репертуарном театре, а так, чтобы он жил своей жизнью, а главное, чтобы в нем можно было играть. Ради этого пришлось создавать некое юридическое лицо. И пошло-поехало. Я что-то придумываю, заражаю всех идеей, иду впереди, а люди за мной следуют и делают всю работу.
- Для того чтобы заниматься бизнесом и творчеством, необходимы диаметрально противоположные качества.
- Мое творчество трудно назвать бизнесом. Если бы я делала из него бизнес, я бы занялась малобюджетными спектаклями. Так же как на телевидении проще снять сериал, который и стоит дешевле (и его, увы, с гарантией будут смотреть), нежели качественное дорогущее кино. У меня один только спектакль "Веселые ребята" стоит нескольких сериалов - я говорю не о деньгах, а о душевных силах и энергозатратах, вложенных в проект.
- По сути, все ваши проекты - антрепризные. Но сейчас сцену наводнили некачественные антрепризы. Зритель к ним относится довольно скептически. Вы это ощутили на себе?
- Это очень неприятное явление. Ощущаю его не стоя на сцене, а сидя в зрительном зале. С ужасом понимаю, что такое антреприза. Когда специально или случайно попадаю на антрепризные спектакли - ужасные, пошлейшие, за гранью добра и зла, - вижу зал зрительный, который сидит и хохочет над скабрезным текстом, над плохой игрой. Обидно и больно за профессию. Стараюсь переубедить публику, делать хорошие спектакли, на качественном материале, с профессиональными режиссерами. Правда, аншлаги у нас далеко не всегда. Аншлаг зависит от количества вложенных в рекламу денег, а на это иногда нет возможности.
Мне все дается кровью, потом, болью
- Говорят, что театр - это клубок единомышленников. В вашей жизни были такие ситуации, когда, жертвуя театром, расставаясь с ним, вы, скажем пафосно, спасали свою душу и человеческое достоинство?
- Может быть, когда-нибудь я буду сидеть у камина в роскошном каменном доме на берегу моря, переосмысливая свою жизнь, мемуары писать... Тогда какую-то историю и выгребу из памяти. Если честно, такого, чтобы пришлось театром жертвовать, не было.
- Создается ощущение, что вы не ждете подарков судьбы. Если чего хотите, просто берете это сами.
- "Берете" -это хорошо сказано... Слишком уж легко. Конечно, я не фаталистка. При этом, так или иначе, верю в судьбу. Как в старом еврейском анекдоте: "Для того чтобы Бог тебе помог, надо что-нибудь для этого сделать. Хотя бы купить лотерейный билет". Мне все дается очень непросто. Кровью, потом, болью... Может быть, я такая "везучая", потому что мне за все приходится очень много работать-отрабатывать, за каждую мелочь очень много бороться, добиваться и расплачиваться.
- У Сэлинджера есть чудесные строчки: "...она была так собранна, будто боялась задремать и проболтаться во сне". По устоявшемуся мнению и публики, и прессы, вы собранный и закрытый человек. Что вас так "закрыло"?
- Когда выходишь на сцену, вне зависимости от опыта и возраста, безумно волнуешься. У всех это по-разному выражается. Оказывается, я, как мне окружающие рассказывают, становлюсь безумно холодной, наглой и невозмутимой, тогда как внутри все кипит или цветет. Но я вовсе не стремлюсь развенчать этот миф. С моими близкими я нормальный, белый и пушистый человек - не из дерева или железа. Кто думает иначе - пусть. Просто я не хочу и не считаю нужным отвечать на вопросы, связанные с моей личной жизнью. Уверена, что публичность профессии не связана никоим образом с публичностью личной.
Так приятно просыпаться под колокольный звон
- Как вы относитесь к теории Вайля, высказанной в книге "Гений места", о том, что место способно влиять на человека, на его трудоспособность и талант? В каком уголке планеты вам комфортнее?
- У меня есть несколько любимых мест на земном шаре. Это Лондон, Италия, и в частности Венеция и Рим. Москва. Я действительно бесконечно люблю этот город. Куда бы ни ездила, где бы ни была, всегда с удовольствием возвращаюсь домой.
- Чем вы себя радуете вне зависимости от места?
- Обожаю вкусно поесть в хорошем ресторане. Не могу себе в этом отказать. Люблю итальянскую кухню. Наверное, поэтому так и тянет меня в Италию.
- Несколько лет назад ходили слухи, что вы обзавелись квартирой на Маросейке. Этот дом вы имеете в виду, когда говорите о возвращении домой?
- Действительно, я получила от правительства Москвы квартиру. Совсем рядом с домом - церковь. Даже несколько церквей. И мне кажется, это не случайно. Так приятно просыпаться под колокольный звон - просто потрясающе. Моя мама когда-то очень хотела здесь поселиться, и у нее просто не получилось. А я это стремление, видимо, впитала с детства и пыталась реализовать.
- Что вас раздражает и не устраивает в Москве?
- Меня расстраивают бомжи. Особенно их очень много в центре, рядом с церквями. Мне ужасно это не нравится. Боюсь быть неправильно понятой... Не хочу обидеть, боже упаси! Меня просто раздражает, что так складывается ситуация, что нормальные люди становятся нищими и бездомными. И никому до этого нет дела.
Страшно, что такое может произойти и со мной
- Чего вы боитесь в этой жизни больше всего?
- Знаете, совсем недавно посмотрела по ТВ передачу о старых актерах, наших замечательных, заслуженных, всеми когда-то обожаемых. Потрясающие, талантливейшие люди. Сейчас они далеко не молоды и забыты всеми. Сидят у себя дома совершенно заброшенные, выживают на какие-то крохи. Мне стало безумно страшно. Страшно, что такое может произойти и со мной. Сразу же приходит на ум обидное сравнение, что, если бы эти люди сыграли такие же по величине роли где-то на Западе, наверное, им бы хватило денег на безбедную старость. Ведь у нас существует Союз кинематографистов, Гильдия киноактеров. Вот этими проблемами и нужно заниматься в первую очередь, а не фестивалями и презентациями.
- Раневская никогда не принимала сомнительные предложения и говорила: "Деньги прожрешь, а стыд останется". За что вам бывает стыдно, до чего вы никогда не опуститесь?
- До халтуры. Объясню: недавно вела одну церемонию награждения. С одной стороны, это халтура - когда просто выходят артисты, а ты перечисляешь, кто, что и за что получил. С другой стороны, я так волновалась и старалась выложиться, чтобы это было красиво и здорово, что в конце вечера думала - с ума сойду. Когда участвуешь в чем-то подобном, испытываешь ужасное чувство. Когда в иных антрепризах возникало ощущение халтуры, а потом и позора, я уходила. Потому что это неплодотворное расходование творческих ресурсов.
- Когда вы поняли, что в вашей жизни и карьере все-таки что-то получилось?
- Даже сейчас еще не понимаю. Когда пойму, что все получилось, больше нечего будет делать. Потому что, когда человек доволен собой и понимает, что у него все получилось, на этом заканчивается человек.
Марина ЛИСОВЕЦ
С ужасом понимаю, что такое антреприза
- Вы не жалуете образ бизнес-леди, который вам старательно навязывает общество. Почему?
- Потому, что абсолютно неверно идентифицировать с моей личностью персонажи, которых я играю. Образ этот сложился по сыгранным ролям, по сериалам, где я появилась когда-то давно впервые. К этому все привыкли, и никто не хочет менять своих впечатлений. Более того, мое амплуа не зависит от меня. Оно зависит от тех, кто делает кино. Я делаю спектакли и играю там роли отнюдь не бизнес-леди. Это единственное, чем можно противостоять сложившемуся образу. На сегодняшний день есть один-единственный режиссер -Сергей Белошников, который видит во мне еще что-то, кроме бизнес-леди, и пытается давать мне роли. Все остальное - просто моя профессия. Нужно же на жизнь зарабатывать. И сниматься в кино я тоже должна. Должна сохранять свою популярность, или, как теперь говорят, медийность, чтобы зрители меня не забыли. Чтобы они покупали билеты на спектакли моей театральной компании и шли смотреть, что же я есть на самом деле.
- Но жизнь доказала, что деловая жилка у вас имеется. Вы довольно успешный продюсер: организовали собственную театральную компанию, создали спектакли "Декамерон" и "Кармен", мюзикл "Веселые ребята". Когда и как вы поняли, что способны самостоятельно обеспечить себя работой?
- Как говорил Карл Маркс, "бытие определяет сознание". Так жизнь сложилась - я осталась сама по себе, вне театра. Тогда и возникла идея поставить спектакль не в репертуарном театре, а так, чтобы он жил своей жизнью, а главное, чтобы в нем можно было играть. Ради этого пришлось создавать некое юридическое лицо. И пошло-поехало. Я что-то придумываю, заражаю всех идеей, иду впереди, а люди за мной следуют и делают всю работу.
- Для того чтобы заниматься бизнесом и творчеством, необходимы диаметрально противоположные качества.
- Мое творчество трудно назвать бизнесом. Если бы я делала из него бизнес, я бы занялась малобюджетными спектаклями. Так же как на телевидении проще снять сериал, который и стоит дешевле (и его, увы, с гарантией будут смотреть), нежели качественное дорогущее кино. У меня один только спектакль "Веселые ребята" стоит нескольких сериалов - я говорю не о деньгах, а о душевных силах и энергозатратах, вложенных в проект.
- По сути, все ваши проекты - антрепризные. Но сейчас сцену наводнили некачественные антрепризы. Зритель к ним относится довольно скептически. Вы это ощутили на себе?
- Это очень неприятное явление. Ощущаю его не стоя на сцене, а сидя в зрительном зале. С ужасом понимаю, что такое антреприза. Когда специально или случайно попадаю на антрепризные спектакли - ужасные, пошлейшие, за гранью добра и зла, - вижу зал зрительный, который сидит и хохочет над скабрезным текстом, над плохой игрой. Обидно и больно за профессию. Стараюсь переубедить публику, делать хорошие спектакли, на качественном материале, с профессиональными режиссерами. Правда, аншлаги у нас далеко не всегда. Аншлаг зависит от количества вложенных в рекламу денег, а на это иногда нет возможности.
Мне все дается кровью, потом, болью
- Говорят, что театр - это клубок единомышленников. В вашей жизни были такие ситуации, когда, жертвуя театром, расставаясь с ним, вы, скажем пафосно, спасали свою душу и человеческое достоинство?
- Может быть, когда-нибудь я буду сидеть у камина в роскошном каменном доме на берегу моря, переосмысливая свою жизнь, мемуары писать... Тогда какую-то историю и выгребу из памяти. Если честно, такого, чтобы пришлось театром жертвовать, не было.
- Создается ощущение, что вы не ждете подарков судьбы. Если чего хотите, просто берете это сами.
- "Берете" -это хорошо сказано... Слишком уж легко. Конечно, я не фаталистка. При этом, так или иначе, верю в судьбу. Как в старом еврейском анекдоте: "Для того чтобы Бог тебе помог, надо что-нибудь для этого сделать. Хотя бы купить лотерейный билет". Мне все дается очень непросто. Кровью, потом, болью... Может быть, я такая "везучая", потому что мне за все приходится очень много работать-отрабатывать, за каждую мелочь очень много бороться, добиваться и расплачиваться.
- У Сэлинджера есть чудесные строчки: "...она была так собранна, будто боялась задремать и проболтаться во сне". По устоявшемуся мнению и публики, и прессы, вы собранный и закрытый человек. Что вас так "закрыло"?
- Когда выходишь на сцену, вне зависимости от опыта и возраста, безумно волнуешься. У всех это по-разному выражается. Оказывается, я, как мне окружающие рассказывают, становлюсь безумно холодной, наглой и невозмутимой, тогда как внутри все кипит или цветет. Но я вовсе не стремлюсь развенчать этот миф. С моими близкими я нормальный, белый и пушистый человек - не из дерева или железа. Кто думает иначе - пусть. Просто я не хочу и не считаю нужным отвечать на вопросы, связанные с моей личной жизнью. Уверена, что публичность профессии не связана никоим образом с публичностью личной.
Так приятно просыпаться под колокольный звон
- Как вы относитесь к теории Вайля, высказанной в книге "Гений места", о том, что место способно влиять на человека, на его трудоспособность и талант? В каком уголке планеты вам комфортнее?
- У меня есть несколько любимых мест на земном шаре. Это Лондон, Италия, и в частности Венеция и Рим. Москва. Я действительно бесконечно люблю этот город. Куда бы ни ездила, где бы ни была, всегда с удовольствием возвращаюсь домой.
- Чем вы себя радуете вне зависимости от места?
- Обожаю вкусно поесть в хорошем ресторане. Не могу себе в этом отказать. Люблю итальянскую кухню. Наверное, поэтому так и тянет меня в Италию.
- Несколько лет назад ходили слухи, что вы обзавелись квартирой на Маросейке. Этот дом вы имеете в виду, когда говорите о возвращении домой?
- Действительно, я получила от правительства Москвы квартиру. Совсем рядом с домом - церковь. Даже несколько церквей. И мне кажется, это не случайно. Так приятно просыпаться под колокольный звон - просто потрясающе. Моя мама когда-то очень хотела здесь поселиться, и у нее просто не получилось. А я это стремление, видимо, впитала с детства и пыталась реализовать.
- Что вас раздражает и не устраивает в Москве?
- Меня расстраивают бомжи. Особенно их очень много в центре, рядом с церквями. Мне ужасно это не нравится. Боюсь быть неправильно понятой... Не хочу обидеть, боже упаси! Меня просто раздражает, что так складывается ситуация, что нормальные люди становятся нищими и бездомными. И никому до этого нет дела.
Страшно, что такое может произойти и со мной
- Чего вы боитесь в этой жизни больше всего?
- Знаете, совсем недавно посмотрела по ТВ передачу о старых актерах, наших замечательных, заслуженных, всеми когда-то обожаемых. Потрясающие, талантливейшие люди. Сейчас они далеко не молоды и забыты всеми. Сидят у себя дома совершенно заброшенные, выживают на какие-то крохи. Мне стало безумно страшно. Страшно, что такое может произойти и со мной. Сразу же приходит на ум обидное сравнение, что, если бы эти люди сыграли такие же по величине роли где-то на Западе, наверное, им бы хватило денег на безбедную старость. Ведь у нас существует Союз кинематографистов, Гильдия киноактеров. Вот этими проблемами и нужно заниматься в первую очередь, а не фестивалями и презентациями.
- Раневская никогда не принимала сомнительные предложения и говорила: "Деньги прожрешь, а стыд останется". За что вам бывает стыдно, до чего вы никогда не опуститесь?
- До халтуры. Объясню: недавно вела одну церемонию награждения. С одной стороны, это халтура - когда просто выходят артисты, а ты перечисляешь, кто, что и за что получил. С другой стороны, я так волновалась и старалась выложиться, чтобы это было красиво и здорово, что в конце вечера думала - с ума сойду. Когда участвуешь в чем-то подобном, испытываешь ужасное чувство. Когда в иных антрепризах возникало ощущение халтуры, а потом и позора, я уходила. Потому что это неплодотворное расходование творческих ресурсов.
- Когда вы поняли, что в вашей жизни и карьере все-таки что-то получилось?
- Даже сейчас еще не понимаю. Когда пойму, что все получилось, больше нечего будет делать. Потому что, когда человек доволен собой и понимает, что у него все получилось, на этом заканчивается человек.
Марина ЛИСОВЕЦ