Культура
ЭТА РОЛЬ - ПРОСТО СФИНКС
22 февраля
- Лена, история знает великих исполнительниц роли Гедды Габлер: Элеонору Дузе, Грету Гарбо, Веру Комиссаржевскую. Вам не мешало такое наследие?
- Когда работаешь над ролью, об этом не думаешь. Это просто невозможно, иначе на сцену не выйдешь. Если бы у нас в театре эту роль репетировала другая актриса, наверное, я бы задумалась. Единственное, что могу сказать: есть какая-то закономерность в том, что все перечисленные вами актрисы - женщины загадочные, они умели играть некую недосказанность, тайну.
В этой пьесе Ибсеном внятно выписан мотив дикого, жуткого одиночества героини. На самом деле одиночество - это ее среда обитания. Гедда не привязана ни к кому и ни к чему, но при этом все окружающие ее люди все время к ней лепятся. Она ведь даже не успевает за эти два дня, которые длится пьеса, выйти из дома. Она только приехала в дом, к ней сразу же все прилипают. Я вычитала у Тэффи про Зинаиду Гиппиус термин "трагический эгоизм". Это очень точно сказано и имеет прямое отношение к характеру Гедды Габлер. Потому что эгоизм, просто эгоизм, всегда корыстен. Все зло, которое объективно она причиняет людям, субъективно не корыстно, оно не преследует конкретных меркантильных целей. У Гедды есть претензии к несовершенству мироздания, и она сводит счеты не с людьми. Она же Гамлет в юбке. "Ради чего живет человек? Как примерить страсть и разум? Как быть хозяином своей судьбы? Как распорядиться жизнью?" - вот ее вопросы. Она по-ницшеански спорит с судьбой, играет в опасные игры.
- Пьеса имела сложную репутацию. Некоторые современники называли ибсеновскую героиню "садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями". Как вы к этому относитесь?
- По внешним поступкам Гедды это так и есть. Важны мотивировки. А это уже концептуальный подход. Это должно быть выстроено, акценты должны быть верно расставлены. Не хотелось бы, чтобы мы ушли в эту сторону. Тогда мне сумасшедшую нужно играть, а мне не хотелось бы этого делать. Ну и мелкая интриганка мне тоже не интересна. Мы с Владиславом Борисовичем Пази находимся в полемике из-за мотивировок. Я с ним очень люблю работать. Он действительно испытывает прямо страсть какую-то к ярким женским характерам. Он в них многое понимает, он хороший психолог, но эгоцентризм мужской все-таки сказывается. Но я же женщина, я все же по природе в этом больше понимаю.
- Чем на сегодня могут быть интересны душевные метания Гедды Габлер?
- Это все современное неумение жить. Она так и не нашла себя. Все равно человек должен реализоваться в социуме. Она ведь человек талантливый, харизматический. Нужно реализоваться, чтобы быть. Нужно что-то делать. Нужно быть полезной. Человек, не реализованный в социуме, - бесполезен. Почему с Геддой все так происходит, я так до конца и не понимаю. Думаю, что эта роль - сфинкс, и не нужно пытаться вычерпать колодец до дна.
Ольга ФЕВРАЛЬСКАЯ
- Когда работаешь над ролью, об этом не думаешь. Это просто невозможно, иначе на сцену не выйдешь. Если бы у нас в театре эту роль репетировала другая актриса, наверное, я бы задумалась. Единственное, что могу сказать: есть какая-то закономерность в том, что все перечисленные вами актрисы - женщины загадочные, они умели играть некую недосказанность, тайну.
В этой пьесе Ибсеном внятно выписан мотив дикого, жуткого одиночества героини. На самом деле одиночество - это ее среда обитания. Гедда не привязана ни к кому и ни к чему, но при этом все окружающие ее люди все время к ней лепятся. Она ведь даже не успевает за эти два дня, которые длится пьеса, выйти из дома. Она только приехала в дом, к ней сразу же все прилипают. Я вычитала у Тэффи про Зинаиду Гиппиус термин "трагический эгоизм". Это очень точно сказано и имеет прямое отношение к характеру Гедды Габлер. Потому что эгоизм, просто эгоизм, всегда корыстен. Все зло, которое объективно она причиняет людям, субъективно не корыстно, оно не преследует конкретных меркантильных целей. У Гедды есть претензии к несовершенству мироздания, и она сводит счеты не с людьми. Она же Гамлет в юбке. "Ради чего живет человек? Как примерить страсть и разум? Как быть хозяином своей судьбы? Как распорядиться жизнью?" - вот ее вопросы. Она по-ницшеански спорит с судьбой, играет в опасные игры.
- Пьеса имела сложную репутацию. Некоторые современники называли ибсеновскую героиню "садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями". Как вы к этому относитесь?
- По внешним поступкам Гедды это так и есть. Важны мотивировки. А это уже концептуальный подход. Это должно быть выстроено, акценты должны быть верно расставлены. Не хотелось бы, чтобы мы ушли в эту сторону. Тогда мне сумасшедшую нужно играть, а мне не хотелось бы этого делать. Ну и мелкая интриганка мне тоже не интересна. Мы с Владиславом Борисовичем Пази находимся в полемике из-за мотивировок. Я с ним очень люблю работать. Он действительно испытывает прямо страсть какую-то к ярким женским характерам. Он в них многое понимает, он хороший психолог, но эгоцентризм мужской все-таки сказывается. Но я же женщина, я все же по природе в этом больше понимаю.
- Чем на сегодня могут быть интересны душевные метания Гедды Габлер?
- Это все современное неумение жить. Она так и не нашла себя. Все равно человек должен реализоваться в социуме. Она ведь человек талантливый, харизматический. Нужно реализоваться, чтобы быть. Нужно что-то делать. Нужно быть полезной. Человек, не реализованный в социуме, - бесполезен. Почему с Геддой все так происходит, я так до конца и не понимаю. Думаю, что эта роль - сфинкс, и не нужно пытаться вычерпать колодец до дна.
Ольга ФЕВРАЛЬСКАЯ