Культура
ИНОГДА Я ПОПАДАЮ В ЛОВУШКИ
26 февраля
Мы беседуем в театральном буфете ТЮЗа, который только что сделал Андрею Могучему интересное предложение. Могучий пьет чай, ест пирожное и заразительно хохочет. Знаменитая вязаная шапка Могучего лежит рядом. Он действительно ее носит, а не только в ней фотографируется. Из-под стола торчат прекрасные галоши, которые он надевает поверх рыжих ботинок, когда в Петербурге слякотно. И еще: у него и вправду четверо детей.
ФОКИН - АДЕКВАТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Могучий не помнит точно, когда в Александринском театре начался его двухлетний контракт. В прошлом году поставил странное действо "Петербург" с вагонетками, лилипутами и карликами. Теперь работает над "Иванами" - спектаклем про то, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Премьера, правда, откладывается по техническим причинам. "Был план играть в пространстве под названием "Живописный цех", - говорит Могучий, ковыряя пирожное вилкой. - Но там проблемы с технической конструкцией. Уникальный потолок Карла Ивановича Росси укреплению не подлежит". Пришлось переносить действие на Большую сцену и сдвигать сроки. Но художественный руководитель театра Валерий Фокин не обращает на это внимания и думает больше о творчестве. "Он - адекватный человек, - доверительно сообщает мне Могучий. - Он все правильно понимает и, как никто другой, чувствует нюансы художественного процесса". Для Могучего это очень важно.
ПРИГЛАШАЯ АКТЕРА, Я СИЛЬНО РИСКУЮ...
С "Приютом комедианта" еще проще: обсудили с директором театра Виктором Минковым пьесу Сорокина "Дисморфомания", и Могучий приступил к работе. Это будет провокационный и страшный спектакль. Что получится, покажут репетиции. У Могучего всегда так: импровизация и процессуальный способ работы. За возможность быть верным себе он и ценит этот театр: "Здесь мне удается работать почти как в студии и формировать ситуацию безответственности. Эта площадка буквально "ложится" под режиссера".
Могучего метаморфозы с площадкой удивляют. Дело, конечно же, не в коробке сцены и не в кирпичах, а в особой атмосфере и в политике театра, который полностью доверяет каждому режиссеру. "Так и я, - радуется совпадению режиссер. - Приглашая актера, я сильно рискую, но всегда надеюсь, что он справится".
КАК ВЫБИРАЮТ ДРУЗЕЙ
Как Могучий отбирает актеров в свои спектакли - это целая история: "У меня есть некая "внутренняя" виртуальная картотека. Она не очень большая и не так часто меняется". По театрам Могучий ходит мало. Он полагается на интуицию и на случай. Часто люди сами, случайно или намеренно, оказываются в его проектах. Остаются не все, хотя Андрей никого не гонит. Как-то само собой становится понятно, интересно ли работать вместе. Что интересует Могучего в актере: ум, фактура, умение импровизировать, чувство юмора, наконец? "О да, чувство юмора - это главное, - заявляет Могучий с набитым ртом. - И еще самокритичность. А вообще как друзей выбирают? Свой человек или не свой. Мы должны быть настроены на одну волну". Так не всегда бывает. Некоторые актеры больше нравятся ему как люди, чем как профессионалы. Но бывают и такие профессионалы, с которыми он нипочем работать не станет.
МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ ИЗОБРАЖАЛИ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
"Лилипутов и карликов правильно называть "маленькие люди", - учит меня Могучий. - Я один раз на репетиции сказал "лилипуты", так они ко мне подошли и заявили: "Еще раз так скажете, мы все уйдем!" Режиссеру стало очень неловко. У него в спектакле маленькие люди изображали революционеров. Маленький человек Алексей Ингилевич, исполнитель одной из главных ролей в "Петербурге", работал и с Германом, и с Шемякиным, на карнавале в Венеции был Петром Первым. Сейчас снова репетирует с Могучим в "Иванах". "С ним очень приятно работать, хоть он и не актер, - признается Андрей Могучий. - Он своеобразная личность, талантливый и разумный человек со сложной и интересной судьбой".
ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ
В последнее время Могучий вдруг понял, что ему трудно определить свои цели и желания. Ему говорят: "Делай что хочешь". А он сидит и думает: а чего же я хочу? "То есть я, может, и знаю, чего хочу, но не всегда готов это делать вне рамок "Формального театра", - рассуждает он. - В московском ТЮЗе хочу поставить детский спектакль. Это серьезный поступок и испытание. У меня же растут дети, и я чувствую ответственность. А вот остальные спектакли вполне можно было не делать. Например, "Кракатук" я не то чтобы десять лет вынашивал. Я вообще 90 процентов работы делал на заказ... Фу ты, господи, звучит как "корпоративная вечеринка"! - Могучий морщится и ищет правильное слово. - Мне предлагали работу, вот. А мое дело было - отказаться или согласиться. Но мне так даже удобнее".
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПАЗЗЛ
Приступая к репетициям "Pro Турандот", Могучий вообще никого из актеров не знал. Ему было все равно, что за проект и с кем работать. Просто хотелось сотрудничества с художником Эмилем Капелюшем. "Я в какие-то ловушки попадаю, в какие-то - нет. Просто плыву. Мне бы стать вторым человеком в проекте, помогать реализовывать чужие идеи".
База данных Могучего насчитывает более шестидесяти актеров. Он их сортирует в голове, собирает в коллекцию, а потом думает, какой материал может под них подойти: "Я как паззл человеческий собираю. Соединяю, соединяю фрагменты и вдруг смотрю - получилось! А потом актер говорит, что ему гонорар большой нужен, - и вылетает. - Могучий свистит и руками показывает, как человек вылетает, а паззл разваливается. - И я собираю новый паззл. Потом еще один. Сплошная комбинаторика".
РАМКИ В ГОЛОВЕ
Однажды Могучий сидел в кафе в наушниках, слушал музыку и смотрел, как в дверь входят и выходят люди. Это было похоже на видеоклип или на какой-то хеппенинг под фонограмму. "Благодаря музыке в голове возникает "бдж-ж-ж!" - это Могучий изобразил губами взрыв, как делают школьники, играя в войнушку. - Но такое может и без музыки случиться. Главное, что из ничего вдруг создаются эстетические рамки. Их присутствие в моей голове делает весь окружающий мир искусством. Понимаете?"
ТЕБЕ СНИТСЯ, ЧТО ТЫ СПИШЬ
Люди, которые занимаются толкованием снов, советовали Могучему делать такой тренинг. "Еду я на эскалаторе и вижу, что у всех людей есть уши и носы. Вообще это как-то странно, - Могучий смеется. - В этот момент надо сказать: а не снится ли мне это?" Могучий говорит, что если научиться задавать себе этот вопрос рефлекторно, можно сделать свои сны управляемыми: ты спишь, и тебе снится, что ты спишь. Могучий даже начинал делать про это спектакль, но не хватило времени и терпения. Ему нужно, чтобы в конце длительного репетиционного процесса какая-нибудь хитрая говорящая ловушка заявила бы: "Ну все, хватит. Выпускай свой спектакль".
Андрей Могучий родился в 1961 году в Ленинграде. Детство провел в Монголии и на Кубе. В 1984 году окончил ЛИАП, в 1989 году - Институт культуры. В 1990 году основал независимую труппу "Формальный театр". Ставит странные спектакли, экспериментирует с визуальными искусствами, музыкой и высокими технологиями. Кто-то однажды сказал Андрею Могучему, что такой псевдоним вменяемый человек взять не может. Так вот, Могучий - это настоящая фамилия. У нее чешско-польские корни.
Мария КИНГИСЕПП
ФОКИН - АДЕКВАТНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Могучий не помнит точно, когда в Александринском театре начался его двухлетний контракт. В прошлом году поставил странное действо "Петербург" с вагонетками, лилипутами и карликами. Теперь работает над "Иванами" - спектаклем про то, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Премьера, правда, откладывается по техническим причинам. "Был план играть в пространстве под названием "Живописный цех", - говорит Могучий, ковыряя пирожное вилкой. - Но там проблемы с технической конструкцией. Уникальный потолок Карла Ивановича Росси укреплению не подлежит". Пришлось переносить действие на Большую сцену и сдвигать сроки. Но художественный руководитель театра Валерий Фокин не обращает на это внимания и думает больше о творчестве. "Он - адекватный человек, - доверительно сообщает мне Могучий. - Он все правильно понимает и, как никто другой, чувствует нюансы художественного процесса". Для Могучего это очень важно.
ПРИГЛАШАЯ АКТЕРА, Я СИЛЬНО РИСКУЮ...
С "Приютом комедианта" еще проще: обсудили с директором театра Виктором Минковым пьесу Сорокина "Дисморфомания", и Могучий приступил к работе. Это будет провокационный и страшный спектакль. Что получится, покажут репетиции. У Могучего всегда так: импровизация и процессуальный способ работы. За возможность быть верным себе он и ценит этот театр: "Здесь мне удается работать почти как в студии и формировать ситуацию безответственности. Эта площадка буквально "ложится" под режиссера".
Могучего метаморфозы с площадкой удивляют. Дело, конечно же, не в коробке сцены и не в кирпичах, а в особой атмосфере и в политике театра, который полностью доверяет каждому режиссеру. "Так и я, - радуется совпадению режиссер. - Приглашая актера, я сильно рискую, но всегда надеюсь, что он справится".
КАК ВЫБИРАЮТ ДРУЗЕЙ
Как Могучий отбирает актеров в свои спектакли - это целая история: "У меня есть некая "внутренняя" виртуальная картотека. Она не очень большая и не так часто меняется". По театрам Могучий ходит мало. Он полагается на интуицию и на случай. Часто люди сами, случайно или намеренно, оказываются в его проектах. Остаются не все, хотя Андрей никого не гонит. Как-то само собой становится понятно, интересно ли работать вместе. Что интересует Могучего в актере: ум, фактура, умение импровизировать, чувство юмора, наконец? "О да, чувство юмора - это главное, - заявляет Могучий с набитым ртом. - И еще самокритичность. А вообще как друзей выбирают? Свой человек или не свой. Мы должны быть настроены на одну волну". Так не всегда бывает. Некоторые актеры больше нравятся ему как люди, чем как профессионалы. Но бывают и такие профессионалы, с которыми он нипочем работать не станет.
МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ ИЗОБРАЖАЛИ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
"Лилипутов и карликов правильно называть "маленькие люди", - учит меня Могучий. - Я один раз на репетиции сказал "лилипуты", так они ко мне подошли и заявили: "Еще раз так скажете, мы все уйдем!" Режиссеру стало очень неловко. У него в спектакле маленькие люди изображали революционеров. Маленький человек Алексей Ингилевич, исполнитель одной из главных ролей в "Петербурге", работал и с Германом, и с Шемякиным, на карнавале в Венеции был Петром Первым. Сейчас снова репетирует с Могучим в "Иванах". "С ним очень приятно работать, хоть он и не актер, - признается Андрей Могучий. - Он своеобразная личность, талантливый и разумный человек со сложной и интересной судьбой".
ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ
В последнее время Могучий вдруг понял, что ему трудно определить свои цели и желания. Ему говорят: "Делай что хочешь". А он сидит и думает: а чего же я хочу? "То есть я, может, и знаю, чего хочу, но не всегда готов это делать вне рамок "Формального театра", - рассуждает он. - В московском ТЮЗе хочу поставить детский спектакль. Это серьезный поступок и испытание. У меня же растут дети, и я чувствую ответственность. А вот остальные спектакли вполне можно было не делать. Например, "Кракатук" я не то чтобы десять лет вынашивал. Я вообще 90 процентов работы делал на заказ... Фу ты, господи, звучит как "корпоративная вечеринка"! - Могучий морщится и ищет правильное слово. - Мне предлагали работу, вот. А мое дело было - отказаться или согласиться. Но мне так даже удобнее".
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПАЗЗЛ
Приступая к репетициям "Pro Турандот", Могучий вообще никого из актеров не знал. Ему было все равно, что за проект и с кем работать. Просто хотелось сотрудничества с художником Эмилем Капелюшем. "Я в какие-то ловушки попадаю, в какие-то - нет. Просто плыву. Мне бы стать вторым человеком в проекте, помогать реализовывать чужие идеи".
База данных Могучего насчитывает более шестидесяти актеров. Он их сортирует в голове, собирает в коллекцию, а потом думает, какой материал может под них подойти: "Я как паззл человеческий собираю. Соединяю, соединяю фрагменты и вдруг смотрю - получилось! А потом актер говорит, что ему гонорар большой нужен, - и вылетает. - Могучий свистит и руками показывает, как человек вылетает, а паззл разваливается. - И я собираю новый паззл. Потом еще один. Сплошная комбинаторика".
РАМКИ В ГОЛОВЕ
Однажды Могучий сидел в кафе в наушниках, слушал музыку и смотрел, как в дверь входят и выходят люди. Это было похоже на видеоклип или на какой-то хеппенинг под фонограмму. "Благодаря музыке в голове возникает "бдж-ж-ж!" - это Могучий изобразил губами взрыв, как делают школьники, играя в войнушку. - Но такое может и без музыки случиться. Главное, что из ничего вдруг создаются эстетические рамки. Их присутствие в моей голове делает весь окружающий мир искусством. Понимаете?"
ТЕБЕ СНИТСЯ, ЧТО ТЫ СПИШЬ
Люди, которые занимаются толкованием снов, советовали Могучему делать такой тренинг. "Еду я на эскалаторе и вижу, что у всех людей есть уши и носы. Вообще это как-то странно, - Могучий смеется. - В этот момент надо сказать: а не снится ли мне это?" Могучий говорит, что если научиться задавать себе этот вопрос рефлекторно, можно сделать свои сны управляемыми: ты спишь, и тебе снится, что ты спишь. Могучий даже начинал делать про это спектакль, но не хватило времени и терпения. Ему нужно, чтобы в конце длительного репетиционного процесса какая-нибудь хитрая говорящая ловушка заявила бы: "Ну все, хватит. Выпускай свой спектакль".
Андрей Могучий родился в 1961 году в Ленинграде. Детство провел в Монголии и на Кубе. В 1984 году окончил ЛИАП, в 1989 году - Институт культуры. В 1990 году основал независимую труппу "Формальный театр". Ставит странные спектакли, экспериментирует с визуальными искусствами, музыкой и высокими технологиями. Кто-то однажды сказал Андрею Могучему, что такой псевдоним вменяемый человек взять не может. Так вот, Могучий - это настоящая фамилия. У нее чешско-польские корни.
Мария КИНГИСЕПП