Культура
ЗАЯЦ НАД БЕЗДНОЙ, БРЕЖНЕВ И НИКАКИХ БРОВЕЙ
01 мартa
Режиссер и сын режиссера Тигран Кеосаян говорит, что в начале профессиональной жизни ему не слишком везло. В детстве, когда он смотрел отцовские "Неуловимые мстители", казалось, что народ в кино будет ходить всегда. Но когда первые картины он стал делать сам, выяснилось, что кино снимать не на что и не для кого. Потому-то Кеосаяна-младшего мы больше знаем как члена жюри бесконечных телевизионных конкурсов и автора многих телесериалов (из которых самый популярный - пожалуй, "Ландыш серебристый").
Кеосаян приезжал в Петербург на премьеру своей ленты "Заяц над бездной" с супругой, актрисой Аленой Хмельницкой. Она уверяла, что ее роль в "Зайце" столь мимолетна, что лучше принимать ее просто в качестве жены. А Богдан Ступка, сыгравший в картине Леонида Ильича, на премьеру не приехал. Но его дух незримо присутствовал во время беседы. Кео-саян так и сказал: "Если бы Ступка отказался от роли - картины бы не было".
НАЧАЛ ЧИТАТЬ СЦЕНАРИЙ, ОТОРОПЕВ ОТ НАГЛОСТИ СТРАШНОГО СЦЕНАРИСТА
- Как пришла в голову идея снять комедию о Брежневе? Да еще лирическую!
- Если честно, мы сами пока не поняли, что сняли. Просто хотелось найти узнаваемое для зрителя слово. Решили: пусть будет "комедия". Но в принципе, это не очень комедия, не очень трагедия, не очень драма и не очень фарс. Мне тут уже у вас, в Петербурге, сказали, что это сказка. Сюрреалистическая.
- Что для вас этот фильм?
- Новый жизненный опыт, новая глава. И совсем не потому, что все, что я делал до этого, было плохо. "Заяц над бездной" - другое кино. Решение делать фильм я принял уже на второй странице сценария Дмитрия Иванова. А читать этот сценарий стал от растерянности - поскольку оторопел от наглости этого человека совершенно страшного вида, который буквально подстерег меня в коридорах "Мосфильма". Вид у него был такой, будто я ему должен и он сейчас начнет выколачивать этот долг. Но он сказал: "Здравствуйте, я сценарист из Молдавии". Потом я бегал с этим сценарием, но все отказывались - говорили, что это коммерчески обреченное кино. А потом все получилось.
МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО С БОГДАНОМ СТУПКОЙ НИКАКОГО КОМИКОВАНИЯ НЕ БУДЕТ
- Брежнев, разъезжающий на машине по Кишиневу, радостные толпы на улицах, банкет в лесу с шашлыками, балетом и воздушными шарами... Не слишком много ностальгии в вашем фильме?
- Я не назову это ностальгией. Было желание построить некий мир, где становится реальностью самое несбыточное. Где достижимо то, к чему ты стремишься многие годы и чего никак не можешь достигнуть. А здесь оно - сбывается. Это зазеркалье. Миф. Сказка. Мы делали это осознанно. Согласитесь, мы же все возникли не на пустом месте. Обрывки разговоров на кухне, книжки, школа - все это было в жизни каждого человека. Мы, конечно, были моложе, и все было ярче, да. Ну, вот этот проезд Брежнева по улице в Кишиневе. Я его не видел, но видел такой же в Ереване. Все это было, но кино не про это. Это фильм о свободе. Чтобы рассказать о ней, я взял самого несвободного человека - генсека ЦК КПСС. У меня глубокое убеждение, что о самых серьезных вещах надо рассказывать легко и с улыбкой. Я не верю в натужность - когда говорят, вот сейчас мы делаем глыбищу, и мы ее будем делать десять, двадцать, тридцать лет, и с течением съемочных лет глубже будет становиться материал... Это враки! Все лучшие советские фильмы были сняты в очень жесткие сроки. Мы сделали картину за два месяца.
- Были опасения, что история любви Брежнева и ваши лакированные цыгане превратятся в фарс?
- Я хотел рассказать историю про уставшего красивого и очень несвободного человека. Чем больше власти, тем больше несвободы. Мне был интересен этот мифологический персонаж, с которого надо было оболочки как с луковицы снимать, чтоб добраться до сути. Потому и цыгане - как символ свободы вообще. Мне было важно, чтобы, когда они стоят вдвоем и он говорит ей "Лизонька...", зритель не хохотал бы гомерически. Первые зрители не смеялись, они к этому эпизоду были уже на моей стороне. А поначалу, когда только начали съемки в Молдавии, мы все переспрашивали друг друга: а это не будет комикованием? А это не будет? Но потом поняли, что со Ступкой - нет, не будет. Это актер бездонного таланта, обаяния! Он сразу спросил: "Ты мне Барона предлагаешь?" И очень удивился, когда я сказал, что Брежнева. У нас ведь нет никаких накладных бровей, шепелявости.
ТАБОРНЫЕ ЦЫГАНЕ ПРИЗНАЛИ АЛЕНУ ХМЕЛЬНИЦКУЮ ЗА СВОЮ
- Признайтесь честно, почему Сафонова в вашей картине так хорошо говорит по-английски?
- Она неплохо говорит - в жизни. А в картине вместо нее говорит пресс-атташе английского посольства. Кого она озвучивает, девушка узнала за три минуты до записи. Теперь вот они всем посольством на премьеру записались, все 20 человек.
- А цыгане?
- Мы их и делали как штамп. Великий Эмиль Лотяну эту тему уже разработал. Великий Эмир Кустурица ее успешно эксплуатирует. Так что у нас были просто цыгане. Литературные. Алена Хмельницкая у нас стала цыганкой. Таборные (их у нас было двести человек) ее за свою признали. Так что потом консультантом по цыганам была Алена, хотя вначале была согласна даже на роль молдавского мальчика. Сценарист Дима Иванов, когда увидел, какой мы дом нашему цыганскому барону построили, долго бегал и кричал, что это хибара, что бароны в таких не живут. Ну, мы все были в Сороках, там и правда такие дома стоят, что парижский "Гранд Опера" отдыхает. Там в смысле цыганщины много можно несуразностей найти: не так едят, не так поют. Но первые секретари тоже не ездят в открытых машинах по Кишиневу и не кричат: "Здравствуй, когда рожаешь?" Это я себе так придумал.
РАДИ НАШЕГО ФИЛЬМА АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ ВПЕРВЫЕ ПОСТУПИЛСЯ ПРИНЦИПАМИ
- Андерсена в детстве любили?
- Любил. И другие хорошие книжки тоже. Поэтому и финал мы изменили. Сказка так сказка. Хотя любое кино - уже сказка, грезы на целлулоиде. И вообще, задача режиссера делать жизнь чуточку лучше, чуточку светлее, он должен помочь людям жить, а не умирать. Вот финал нашей картины и стал другим - тут, конечно, еще и песня сыграла роль. Ради нашего фильма Алексей Рыбников поступился принципами и первый раз в жизни написал нам музыку, еще не видя материала. По моей просьбе. Для меня музыка в кино - как один из героев. Я летел в самолете, слушал музыку Рыбникова и понял - надо менять финал. И еще мне Гаянэ Оганесян, очень хороший сценарист, сказала: "Как только ты начинаешь объяснять, ты начинаешь оправдываться. Будь смелым до конца". Я хотел быть смелым, но мне было нужно "подкрепление". Таким подкреплением и стала музыка Алексея Львовича Рыбникова.
- Вы довольны своей работой?
- Представьте себе - доволен! Впервые в жизни доволен своим фильмом, хотя изрядно его порезал при монтаже. Но это было неизбежно. Еще отец говорил, что главное в профессии режиссера - не жалеть отснятого материала, сколь бы тяжело он тебе ни дался на съемочной площадке. И вот мне нравится! Я себя удивил. Я обезоружен собственным творчеством. Там много планов, там чудная природа, все сделано для того, чтобы в пятый, шестой раз вы пришли на картину и снова увидели в ней что-то новое. Мне нужно, чтобы вам понравилось. Это на самом деле любому режиссеру нужно. Хотя и не все признаются.
Марина ПЕРЕДЕЛЬСКАЯ
Кеосаян приезжал в Петербург на премьеру своей ленты "Заяц над бездной" с супругой, актрисой Аленой Хмельницкой. Она уверяла, что ее роль в "Зайце" столь мимолетна, что лучше принимать ее просто в качестве жены. А Богдан Ступка, сыгравший в картине Леонида Ильича, на премьеру не приехал. Но его дух незримо присутствовал во время беседы. Кео-саян так и сказал: "Если бы Ступка отказался от роли - картины бы не было".
НАЧАЛ ЧИТАТЬ СЦЕНАРИЙ, ОТОРОПЕВ ОТ НАГЛОСТИ СТРАШНОГО СЦЕНАРИСТА
- Как пришла в голову идея снять комедию о Брежневе? Да еще лирическую!
- Если честно, мы сами пока не поняли, что сняли. Просто хотелось найти узнаваемое для зрителя слово. Решили: пусть будет "комедия". Но в принципе, это не очень комедия, не очень трагедия, не очень драма и не очень фарс. Мне тут уже у вас, в Петербурге, сказали, что это сказка. Сюрреалистическая.
- Что для вас этот фильм?
- Новый жизненный опыт, новая глава. И совсем не потому, что все, что я делал до этого, было плохо. "Заяц над бездной" - другое кино. Решение делать фильм я принял уже на второй странице сценария Дмитрия Иванова. А читать этот сценарий стал от растерянности - поскольку оторопел от наглости этого человека совершенно страшного вида, который буквально подстерег меня в коридорах "Мосфильма". Вид у него был такой, будто я ему должен и он сейчас начнет выколачивать этот долг. Но он сказал: "Здравствуйте, я сценарист из Молдавии". Потом я бегал с этим сценарием, но все отказывались - говорили, что это коммерчески обреченное кино. А потом все получилось.
МЫ ПОНЯЛИ, ЧТО С БОГДАНОМ СТУПКОЙ НИКАКОГО КОМИКОВАНИЯ НЕ БУДЕТ
- Брежнев, разъезжающий на машине по Кишиневу, радостные толпы на улицах, банкет в лесу с шашлыками, балетом и воздушными шарами... Не слишком много ностальгии в вашем фильме?
- Я не назову это ностальгией. Было желание построить некий мир, где становится реальностью самое несбыточное. Где достижимо то, к чему ты стремишься многие годы и чего никак не можешь достигнуть. А здесь оно - сбывается. Это зазеркалье. Миф. Сказка. Мы делали это осознанно. Согласитесь, мы же все возникли не на пустом месте. Обрывки разговоров на кухне, книжки, школа - все это было в жизни каждого человека. Мы, конечно, были моложе, и все было ярче, да. Ну, вот этот проезд Брежнева по улице в Кишиневе. Я его не видел, но видел такой же в Ереване. Все это было, но кино не про это. Это фильм о свободе. Чтобы рассказать о ней, я взял самого несвободного человека - генсека ЦК КПСС. У меня глубокое убеждение, что о самых серьезных вещах надо рассказывать легко и с улыбкой. Я не верю в натужность - когда говорят, вот сейчас мы делаем глыбищу, и мы ее будем делать десять, двадцать, тридцать лет, и с течением съемочных лет глубже будет становиться материал... Это враки! Все лучшие советские фильмы были сняты в очень жесткие сроки. Мы сделали картину за два месяца.
- Были опасения, что история любви Брежнева и ваши лакированные цыгане превратятся в фарс?
- Я хотел рассказать историю про уставшего красивого и очень несвободного человека. Чем больше власти, тем больше несвободы. Мне был интересен этот мифологический персонаж, с которого надо было оболочки как с луковицы снимать, чтоб добраться до сути. Потому и цыгане - как символ свободы вообще. Мне было важно, чтобы, когда они стоят вдвоем и он говорит ей "Лизонька...", зритель не хохотал бы гомерически. Первые зрители не смеялись, они к этому эпизоду были уже на моей стороне. А поначалу, когда только начали съемки в Молдавии, мы все переспрашивали друг друга: а это не будет комикованием? А это не будет? Но потом поняли, что со Ступкой - нет, не будет. Это актер бездонного таланта, обаяния! Он сразу спросил: "Ты мне Барона предлагаешь?" И очень удивился, когда я сказал, что Брежнева. У нас ведь нет никаких накладных бровей, шепелявости.
ТАБОРНЫЕ ЦЫГАНЕ ПРИЗНАЛИ АЛЕНУ ХМЕЛЬНИЦКУЮ ЗА СВОЮ
- Признайтесь честно, почему Сафонова в вашей картине так хорошо говорит по-английски?
- Она неплохо говорит - в жизни. А в картине вместо нее говорит пресс-атташе английского посольства. Кого она озвучивает, девушка узнала за три минуты до записи. Теперь вот они всем посольством на премьеру записались, все 20 человек.
- А цыгане?
- Мы их и делали как штамп. Великий Эмиль Лотяну эту тему уже разработал. Великий Эмир Кустурица ее успешно эксплуатирует. Так что у нас были просто цыгане. Литературные. Алена Хмельницкая у нас стала цыганкой. Таборные (их у нас было двести человек) ее за свою признали. Так что потом консультантом по цыганам была Алена, хотя вначале была согласна даже на роль молдавского мальчика. Сценарист Дима Иванов, когда увидел, какой мы дом нашему цыганскому барону построили, долго бегал и кричал, что это хибара, что бароны в таких не живут. Ну, мы все были в Сороках, там и правда такие дома стоят, что парижский "Гранд Опера" отдыхает. Там в смысле цыганщины много можно несуразностей найти: не так едят, не так поют. Но первые секретари тоже не ездят в открытых машинах по Кишиневу и не кричат: "Здравствуй, когда рожаешь?" Это я себе так придумал.
РАДИ НАШЕГО ФИЛЬМА АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ ВПЕРВЫЕ ПОСТУПИЛСЯ ПРИНЦИПАМИ
- Андерсена в детстве любили?
- Любил. И другие хорошие книжки тоже. Поэтому и финал мы изменили. Сказка так сказка. Хотя любое кино - уже сказка, грезы на целлулоиде. И вообще, задача режиссера делать жизнь чуточку лучше, чуточку светлее, он должен помочь людям жить, а не умирать. Вот финал нашей картины и стал другим - тут, конечно, еще и песня сыграла роль. Ради нашего фильма Алексей Рыбников поступился принципами и первый раз в жизни написал нам музыку, еще не видя материала. По моей просьбе. Для меня музыка в кино - как один из героев. Я летел в самолете, слушал музыку Рыбникова и понял - надо менять финал. И еще мне Гаянэ Оганесян, очень хороший сценарист, сказала: "Как только ты начинаешь объяснять, ты начинаешь оправдываться. Будь смелым до конца". Я хотел быть смелым, но мне было нужно "подкрепление". Таким подкреплением и стала музыка Алексея Львовича Рыбникова.
- Вы довольны своей работой?
- Представьте себе - доволен! Впервые в жизни доволен своим фильмом, хотя изрядно его порезал при монтаже. Но это было неизбежно. Еще отец говорил, что главное в профессии режиссера - не жалеть отснятого материала, сколь бы тяжело он тебе ни дался на съемочной площадке. И вот мне нравится! Я себя удивил. Я обезоружен собственным творчеством. Там много планов, там чудная природа, все сделано для того, чтобы в пятый, шестой раз вы пришли на картину и снова увидели в ней что-то новое. Мне нужно, чтобы вам понравилось. Это на самом деле любому режиссеру нужно. Хотя и не все признаются.
Марина ПЕРЕДЕЛЬСКАЯ