Экономика
ШОХИН НЕДОВОЛЕН ВУЗАМИ. И ПРЕДЛАГАЕТ ИМ ПАРТНЕРСТВО.
11 мартa
О том, что проблема, наконец, рассматривается всерьез, говорит уже сам факт участия таких фигур, как губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, представители федеральных органов власти, объединений работодателей, вузов, руководители крупнейших предприятий.
И описанию бесчисленных гримас учебного процесса, и выяснению вопроса "кто виноват?" уже было посвящено множество выступлений. Уже всем очевидно, что в конце концов надо что-то сделать из того (никого не устраивающего), что мы сегодня имеем, преобразовать потоки слов в потоки дел.
А вот с этим преобразованием возникают сложности. Проблему предстоит решать не только количественную (вопрос не ограничивается нехваткой конкретных специалистов в конкретной отрасли). И не только качественную (например, как рассказал Александр Шохин, в Иваново завезли новейшие ткацкие станки и встали в тупик, поскольку не оказалось рабочих, способных на этих станках работать. Проблема - вся система подготовки специалистов.
Сегодня бизнес (а львиная часть российской промышленности - это именно частный бизнес), для которого, собственно, и готовятся кадры системой профессионального образования, надежно отделен от нее мощной стеной запретов и ограничений. Про отсутствие системы стимулирования инвестиций бизнеса в науку и повышение квалификации собственных сотрудников уж и говорить не стоит.
В результате, условно говоря, кто-то и где-то определяет, специалисты каких профессий нужны стране и что они должны знать и уметь. И предприниматели, отделенные от этого процесса (в них видят исключительно спонсоров учебных заведений, а любая попытка участия в управлении рассматривается как покушение на скрытую приватизацию), оказываются вынуждены месяцами "дорабатывать" выпускников вузов, чтобы принять их на рабочие должности... Ну а шутка про молодого специалиста, которому говорят: "Забудь бред, которому тебя учили, и слушай сюда...", давно перестала быть шуткой.
Судя по выступлениям представителей самых разных органов и организаций, понимание необходимости активного, широкого и заинтересованного вовлечения бизнеса в образовательный процесс, его эффективного сотрудничества с властью, наконец, созрело. Оно нашло отражение и в резолюции участников круглого стола. Хочется надеяться, что началом материализации этого понимания станет предстоящий Госсовет. Ведь все же лучше поздно, чем никогда...
Михаил ЖУРАВЛЕВ
И описанию бесчисленных гримас учебного процесса, и выяснению вопроса "кто виноват?" уже было посвящено множество выступлений. Уже всем очевидно, что в конце концов надо что-то сделать из того (никого не устраивающего), что мы сегодня имеем, преобразовать потоки слов в потоки дел.
А вот с этим преобразованием возникают сложности. Проблему предстоит решать не только количественную (вопрос не ограничивается нехваткой конкретных специалистов в конкретной отрасли). И не только качественную (например, как рассказал Александр Шохин, в Иваново завезли новейшие ткацкие станки и встали в тупик, поскольку не оказалось рабочих, способных на этих станках работать. Проблема - вся система подготовки специалистов.
Сегодня бизнес (а львиная часть российской промышленности - это именно частный бизнес), для которого, собственно, и готовятся кадры системой профессионального образования, надежно отделен от нее мощной стеной запретов и ограничений. Про отсутствие системы стимулирования инвестиций бизнеса в науку и повышение квалификации собственных сотрудников уж и говорить не стоит.
В результате, условно говоря, кто-то и где-то определяет, специалисты каких профессий нужны стране и что они должны знать и уметь. И предприниматели, отделенные от этого процесса (в них видят исключительно спонсоров учебных заведений, а любая попытка участия в управлении рассматривается как покушение на скрытую приватизацию), оказываются вынуждены месяцами "дорабатывать" выпускников вузов, чтобы принять их на рабочие должности... Ну а шутка про молодого специалиста, которому говорят: "Забудь бред, которому тебя учили, и слушай сюда...", давно перестала быть шуткой.
Судя по выступлениям представителей самых разных органов и организаций, понимание необходимости активного, широкого и заинтересованного вовлечения бизнеса в образовательный процесс, его эффективного сотрудничества с властью, наконец, созрело. Оно нашло отражение и в резолюции участников круглого стола. Хочется надеяться, что началом материализации этого понимания станет предстоящий Госсовет. Ведь все же лучше поздно, чем никогда...
Михаил ЖУРАВЛЕВ